Заплатили серебром. Как на Южном Урале боролись с пандемией два века назад

23 Апреля 2020 Автор: Марат Гайнуллин Фото: предоставлены челябинским музеем истории медицины
Заплатили серебром. Как на Южном Урале боролись с пандемией два века назад


Эпидемии самых разных инфекционных заболеваний преследовали население планеты неоднократно в течение всей истории существования нынешней цивилизации.


Алексеев-Николай-музей-истории-медицины-заведующий.jpgИ все же в условиях пандемии коронавируса небезынтересно было бы сравнить, какие раньше использовались способы борьбы для прекращения эпидемий других контактных инфекций. Совершить экскурс в прошлое нам помог заведующий музеем истории медицины, доктор медицинских наук Николай Алексеев.

Холера от купцов

— Николай Александрович, на Урале уже были случаи пандемии?

— Конечно! Для сравнения возьмем эпидемию холеры, вспыхнувшую во многих странах, в том числе и в России, почти 200 лет назад. И это действительно была самая настоящая пандемия. Не избежала ее и Оренбургская губерния, в состав которой, напомню, входил и Челябинский уезд. Но сразу оговорюсь, что Челябинский уезд был единственным в губернии, который не был поражен холерой. Единичные случаи были отмечены в Троицке. Так что Челябинск можно считать городом под счастливою звездою...

— Откуда же к нам занесло эту холеру?

— Она была завезена в Оренбург в 1829 году с караванами бухарских купцов. Из города болезнь стала распространяться по соседним уездам, а в 1830 году и по всей России. Впрочем, в страну приходила она не только из Оренбурга. Всего в течение 1830 года в России была поражена 31 губерния, заболело более 68 тысяч человек, более половины из которых умерло.

— Какими медицинскими силами располагала Оренбургская губерния на тот момент?

— По штату в губернии полагалось 15 врачей, фактически их было 9, повивальных бабок полагалось 13, но их состояло 8, лекарских учеников было 204, вольнопрактикующих врачей трое и один губернский ветеринарный врач в Оренбурге.

Были еще оспенники — люди, обученные делать прививки от оспы.

— То есть не медики?

— Нет, всего лишь ученики. Этот персонал тоже иногда помогал врачам в борьбе с эпидемией. Конечно, помощь эта была не особенно высокого качества.
В некоторых селениях работали в лучшем случае фельдшеры, а большей частью цирюльники, рядовые солдаты и казаки, обученные кровопусканию и вообще уходу за холерными больными.

Нужно сказать, что военное ведомство было значительно лучше обеспечено врачебными силами. В Оренбурге, например, был госпиталь II класса, имелись лазареты в пограничных крепостях, но ими заведовали старшие фельдшеры и лекарские ученики.

А вот Троицкий уезд был поручен военным врачам стоявших там линейных батальонов.

Был свой врач и в Златоустовских заводах. И это был не кто иной, как молодой Корнилий Покровский, выпускник медико-хирургической академии, в 1830 году приступивший в Златоусте к работе. Напомню, это родоначальник знаменитой династии Покровских. Сам Корнилий Иванович был знаковой личностью. Штаб-лекарь, предприниматель. В 1837 году после Василия Жуковского возглавил челябинскую городскую больницу. Кстати, именно он первым в Челябинске начал заниматься хирургической практикой.

— Больницы готовы были принять жертв эпидемии?
— Дело в том, что состояние больниц, существовавших в иных уездных городах Оренбургской губернии, было довольно плачевным. В Челябинске больница хотя и имелась, но была очень ветха. А вот в Белебее, например, больницы не было вообще, больные размещались по квартирам.

Окуривать города

— А что местные власти делали для прекращения эпидемии?

— Зараженные поселения оцеплялись специально назначенными людьми. По распоряжению оренбургского военного губернатора Эссена в октябре-ноябре 1829 года для организации карантинных оцеплений привлекались казаки, местные обыватели, в том числе башкиры и мещеряки.

Посмотрим, какие мероприятия проводились в конкретном населенном пункте на примере города Стерлитамака.

Здесь городничий приказал хоронить умерших в могилах как можно глубже, засыпать землей с пересыпкой ее известью. Находящаяся в отдалении от города больница по указанию городничего была освобождена, больные переведены в другое помещение. В саму же больницу помещены заболевшие холерой. Если появлялись новые больные, их немедленно отделяли от здоровых и помещали в больницу. Въезд в город и выезд из него запрещался, для усиления оцепления начальник инвалидной команды выделил дополнительно «20 человек вооруженных башкирцев».

На каждые десять домов определялся человек, который ежедневно их обходил и опрашивал жителей о благополучии. О заболевших десятский немедленно должен был докладывать начальнику инвалидной команды, а последний — городничему, который брал на себя обязательство постоянно объезжать город для контроля за соблюдением приказа.

Всех жителей под подписку обязали сообщать об изменениях в здоровье, даже если человек почувствует только слабость. Для срочных разъездов и рассылок наряжалось 10 лошадей и два нарядчика.

По всем сторонам города, а не только по трактам, приказано производить окуривание.

Городническое правление Стерлитамака просило губернатора учредить в городе полноценный карантин, полностью оцепить город, прислать врача и медикаменты.

Губернское правление признало действия Стерлитамакского городничего обоснованными и правильными.

Рисунок1.jpg

Под контролем губернатора

Было дано распоряжение об учреждении карантина во всех селениях, где появилась холера. Сам военный губернатор Эссен лично отправился «во все места Оренбургской губернии, где открылась опустошительная болезнь холера…»

По его просьбе медицинский совет командировал на эпидемию в Оренбургскую губернию опытных врачей из Казани, Нижнего Новгорода, Тамбова, Симбирска, Ярославля. После затихания эпидемии они возвращались к местам своей службы.

При этом деятельность врачей особенно затруднялась тем обстоятельством, что, попав в пораженное селение, они должны были выдерживать 14-дневную обсервацию при выезде из него. Переехав в следующее селение своего же района, врач и там застревал на 14 дней. Во избежание этого губернатор издал циркуляр, согласно которому врачи, фельдшеры и аптекарские ученики освобождались от обязанности выдерживать обсервацию и ограничивались только «окуриванием, проветриванием и чистотою».

Врачи по окончании эпидемии получили благодарности от губернатора. Многие из них при оказании медицинской помощи населению заразились и переболели холерой. А вот врачи Бобров, Утробин, Сыщевский, Постников, Шумов умерли.

Всего в эпидемию осени 1829 года в Оренбурге заболело холерой 1100 человек, из которых умерло 200. По всей губернии заболевших холерою было до 3500 человек.

Эпидемия холеры и вызванные ею карантинные меры значительно повлияли на течение обыденной жизни Оренбургского края. Например, было издано распоряжение о приостановке передвижения арестантских партий по всей губернии, отложили рекрутский набор в зараженных уездах. Также отложены были по всей губернии и дворянские выборы.

Зарплата с доплатой

— Дорого обошлась властям та эпидемия?

— На борьбу с эпидемией холеры 1829 года администрацией губернии было потрачено из государственных сумм до 20 000 рублей серебром. Это серьезная сумма. Для сравнения скажем, что за обычный рубль в то время можно было купить мешок картофеля. И все эти деньги ушли на содержание медицинского персонала, разъезды, медикаменты, курительные вещества, наем прислуги для окуриваний, во временные больницы, на карантинные пункты. В эту сумму не вошли еще большие расходы населения натурою на содержание карантинных оцеплений. За счет населения содержалась пешая и конная стража.

— Николай Александрович, сегодня врачи, оказывающие помощь пациентам с коронавирусом, смогут получить надбавку к зарплате. А медики того времени могли рассчитывать на это?

— Да, врачам, командированным на борьбу с холерой, полагались повышенные оклады в 700 рублей в год (в обычной ситуации оклад был в два раза меньше). Дополнительно выделялось 3 рубля в день на содержание и 300 рублей подъемных. У имеющих звание доктора, штаб-лекаря и медико-хирурга ежедневное содержание составляло 5 рублей, подъемные — 500 рублей. Имеющим чин статского советника оклад устанавливался в 1200 рублей, подъемные — 1000 рублей. Повышенные оклады и подъемные были установлены и студентам-медикам, фельдшерам, лекарским ученикам, аптекарям, задействованным на эпидемии.

Холеру 1829 года удалось подавить, и все расслабились, за что и поплатились: она вновь вспыхнула. С июля по январь 1831 года заболели холерою более 6 тысяч человек, половина из которых умерли. В 1831 году с января по октябрь заболели более 20 тысяч, умер из которых каждый третий.

К 1 июлю и августу 1831 года все уезды Оренбургской губернии, за исключением Челябинского и Троицкого уездов, были поражены холерой. Когда пермский губернатор известил, что в пермской тюрьме заболело холерою четыре арестанта, тотчас границы Бирского, Троицкого и Челябинского уездов, смежные с его губернией, были оцеплены кордонами. Карантинные заставы были учреждены в Бирском уезде, в Долгодеревенской волости Челябинского уезда.

И тогда были взятки…

— Напомним, кстати, что в это время происходило в Москве: 18 февраля 1831 года в храме «Большое Вознесение» Пушкин венчался с Натальей Гончаровой, — продолжает Николай Александрович. — А через два года он приедет в Оренбург в поисках материала для истории Пугачева.
Между тем холера значительно повлияла на течение жизни в Оренбургском крае и ухудшила экономическую ситуацию, что сказалось на доходах населения. Поэтому 9 апреля 1831 года был издан именной указ сената «О облегчении жителей разных мест империи, в коих была болезнь холера, от взыскания податей и недоимок». Он относился и к Оренбургской губернии.

В то время, как позднее отмечали исследователи, не обошлось и без злоупотреблений со стороны служебных лиц. В конце эпидемии губернатор циркуляром объявил, что ему стало известно, что многие начальствующие лица (земские, дворянские заседатели, исправники, городничие, земская полиция), пользуясь правом вводить или отменять по селениям карантинное положение, весьма стеснительное для населения, брали взятки. Если кто не удовлетворит их алчности, поступали несправедливо, вводили карантины там, где не следовало, и не ставили, где нужно. Виновных ждало наказание. В том числе был оштрафован и стерлитамакский исправник.

— Известно, что в годы Великой Отечественной войны на Урале тоже были вспышки тифа…

— Не будем забывать о том, что в годы войны население Челябинской области увеличилось на 300 тысяч человек! И это в основном за счет работников эвакуированных предприятий и их семей. Да, резко возросла заболеваемость сыпным тифом, малярией, кишечными инфекциями. Для госпитализации инфекционных больных было развернуто дополнительно более тысячи коек. В первые же месяцы войны была создана чрезвычайная противоэпидемическая комиссия. К 1943 году функционировало три десятка санэпидстанций, в 12 городах были развернуты санбаклаборатории. Была расширена сеть противотуберкулезных учреждений, практически каждая шестая больничная койка предназначалась для госпитализации инфекционных больных. Благодаря этим решительным мерам в годы войны крупных эпидемий в Челябинской области удалось избежать.

Поделиться

Сегодня | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

Вчера | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты