Туризм-20 vs COVID-19. «Выздоровеет» ли туристический бизнес после коронавируса?

16 Июня 2020 Автор: Наталья Калентьева Фото: Вячеслав Шишкоедов, Олег Каргаполов
Туризм-20 vs COVID-19. «Выздоровеет» ли туристический бизнес после коронавируса?


Туристическая отрасль одной из первых попала в список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса, и понесла колоссальные убытки.

Мосина-Людмила-президент-Челябинской-ассоциации-туристических-организаций.jpgЧто происходит с туристическим бизнесом сейчас, какие у него перспективы, когда он сможет восстановиться и ждать ли массовых банкротств, «ЮП» рассказала Людмила Мосина, президент Челябинской ассоциации туристических организаций, директор компании «Спутник».

Плюс для туристов и компаний

— Людмила Михайловна, расскажите, пожалуйста, как принятие поправок в отраслевой закон урегулирует отношения между туристами и туроператорами? В чем заключается их смысл?

— Поправки в отраслевой закон будут способствовать тому, чтобы туроператоры выполнили свои обязательства перед клиентами, и позволят защитить интересы туристов, заранее оплативших отдых, но лишившихся его из-за пандемии. В частности, они предусматривают возможность для туроператоров переносить обязательства перед клиентами и сдвинуть сроки возврата средств до конца 2021 года. Однако какими окажутся условия реализации, должен определить правительственный норматив, его ожидают в течение двух недель после вступления закона в силу. Вообще я хочу отметить, что туристической отрасли такого внимания и помощи никогда не оказывалось. Сейчас наше правительство не заинтересовано в том, чтобы несколько отраслей рухнули, ведь туризм связан с авиаперевозкой, железнодорожным и автомобильным сообщением. Поэтому создан такой прецедент. Именно правительство будет определять права и обязанности сторон, нюансы по аннуляции, возмещение фактических расходов. Отрасль приняла этот закон с воодушевлением. В любом случае это поддержит туристический бизнес.

— Для кого изменения в главном туристском законе стало большим плюсом: для туристов или туроператоров?

—Я думаю, что плюс и тем и другим. Фиксация стоимости в той валюте, перерасчет которой был при покупке тура, например, это плюс для туристов. Так, при уплате за тур, к примеру, 800 долларов за туристом остается зафиксированной именно эта сумма. Отложение же мер по исполнению своих обязательств — плюс для туроператоров.

— Знаю, что челябинский «Спутник» стал единственной туристической компанией в регионе, получившей господдержку…

— Да, это так. У предприятия были чистые активы, и благодаря этому мы смогли сделать возврат стоимости путевок туристам по своему туроператорству. Однако нам не хватило 3 млн рублей. Мы стали участниками региональной программы по поддержке особенно пострадавших отраслей Фонда развития предпринимательства Челябинской области «Территория бизнеса», собрали все необходимые бумаги, выполнили все требования и получили на льготных условиях микрозаем «Антивирус». Поддержка со стороны «Территории бизнеса» крайне нужна и своевременна. Она позволит сохранить как оборотный капитал, так и уважительные отношения с клиентами.

Туризм_возвращение-туристов-из-за-рубежа_Каргаполов_94262218_автобус,-туристы,-багаж.jpg

Куда ушли деньги?

— Людмила Михайловна, есть туристы, которые перенесли на осень поездки?

— Небольшое количество. Если говорить о федеральных туроператорах ANEX Tour, TEZ TOUR, Sunmar, PEGAS Touristik и других, то они однозначно будут переносить сроки исполнения поездок. Им проще, потому что у них чартерные авиаперевозки. Безусловно, они понесут убытки, но не в том объеме, который мог бы быть при возврате денежных средств. Тогда бы точно начались банкротства, и туристы вообще могли бы остаться у разбитого корыта. Кстати, это еще один плюс для туриста в принятии поправок в закон о туризме. Ведь страховое покрытие в случае банкротства составляет всего 50-80 %.

— Были ли те, кто, как говорится, здесь и сейчас хотели вернуть деньги?

— Заявлений на возврат было много. Пик был после 15 марта и продолжался до 15 апреля. Людям было сложно объяснить, что возврат средств невозможен. Самой большой категорией, кто был согласен исключительно на возврат средств, стали 50-60-летние туристы, а это ни много ни мало около 30-40 % всех клиентов, у которых востребован как оздоровительный, так и экскурсионный отдых, а также маршруты выходного дня.

— И, наверное, все задавали вопрос, куда же ушли деньги, которые они заплатили?

— Да. Дело в том, что предоплаты, которые внесли туристы по акциям раннего бронирования, по большей части уже распределены по цепочке контрагентов. В туризме же цепочка очень длинная: перевозка, страхование, трансфер, размещение, питание — все они взаимосвязаны. И система такова, что практически все работают на предоплате. Турист по раннему бронированию заплатил на 10 % ниже, часть денег ушла авиаперевозчику, которому сразу оплатили квоту мест на регулярном или чартерном рейсе. В связи с тем, что цена на топливо растет, оно закупается заранее, чтобы опять же выиграть в цене. Гостиницы вкладывают деньги в ремонт, замену мебели, сантехники, делают предоплату на питание. Увы, турист, как конечный потребитель услуги, все выносит на своих плечах.

Туризм_Шишкоедов_DSC2671.jpg

Туризм загоняют в цифру

— Какой отрасль будет после пандемии?

— Изменения будут в любом случае. Да, все идет к цифровизации, когда, не выходя из дома, мы можем забронировать билеты на самолет, номер в отеле, купить страховку. Но в туризме невозможно забронировать услугу и не проконсультироваться. И даже если исчезнет профессия менеджера, будут востребованы эксперт или консультант. Тем более что в туризме мы продаем эмоции. А при общении онлайн обмена эмоциями нет.

Кроме того, ситуация с пандемией стала показательной для самостоятельных туристов. Они получили очень хороший урок. Ведь если с вывозом организованных туристов вопрос не стоял и все они вернулись на родину до 2 апреля, то самостоятельных возвращали весь май и даже в июне. Знаете, мы сделали для себя открытие, когда их вывозили: где только не отдыхают россияне! И это не может не радовать. Другое дело, что кто-то после всей этой истории урок извлечет, а кто-то нет.

— А турпродукт изменится при этом?

— Турпродукт — это и есть организованный туризм, который формирует туроператор. Он останется в любом случае и в ценовой политике будет дешевле, чем организованный самостоятельно отдых.

— Сейчас отрасль останется на плаву. Но не приведут ли в перспективе последствия пандемии к массовым банкротствам?

— На сегодня, пока туроператоры не выполнят все обязательства перед туристами, они не могут банкротиться. По этому поводу будет жесткий мониторинг. Если правительство уже сделало шаг навстречу, поддержало отрасль, то шаг назад уже не позволят сделать.

Туризм_отдых-на-Урале_Шишкоедов_DSC5191_зона-отдыха.jpg

Отдых вопреки всему

— Несмотря на то что пока туризм остается закрытым, лето началось, и южноуральцы пытаются планировать свой отдых. Каким будет летний сезон?

— Пока могу сказать, что только Краснодарский край открыл санатории и некоторые отели, однако с жестким соблюдением требований Роспотребнадзора, после получения положительного предписания ведомства. Крым обещает открыть сезон 1 июля. Кстати, денежные средства, уплаченные за зарубежные туры, можно использовать и на российские направления. Что касается зарубежных направлений, скорее всего первыми для россиян откроются страны Восточной Европы: Венгрия, Болгария, Словакия, Албания, Чехия, а также Турция. А о других популярных направлениях пока придется только мечтать.

— Некоторые представители туристического «опта» предлагают чартерные программы на Алтай и Сахалин...

— Давайте начнем с того, что Сахалин обойдется очень недешево, это не массовое направление. Что касается Алтая, то он элементарно не сможет «переварить» большое количество туристов. Тем более что местные власти, нужно отдать им должное, очень трепетно относятся к природе края и берегут ее, соблюдая ряд ограничений с целью сохранить природу.

— А что будет с отдыхом внутри региона?

— У нас очень мало объектов размещения. Тем более что на Южный Урал традиционно приезжают отдыхать жители соседних регионов. К примеру, Увильды давно облюбовали свердловчане. К чему это приведет? К росту цен, ведь именно спрос определяет стоимость путевки. Кроме того, из-за требований Роспотребнадзора, согласно которым размещение в здравницах сейчас возможно только по одному человеку в номере, номерной фонд сократится в два раза. Представляете, насколько высокой станет себестоимость путевки! Остаются только маршруты выходного дня. Будем выбираться на природу с палатками на день-два.

— Готовы ли наши туристы к отдыху дикарем?

— Есть определенная категория туристов, которых не испугают палаточные условия. Есть те, кто никогда не это согласится. У них есть выход: поехать за рубеж через Белоруссию, из которой чартерная программа, например, в Египет стартует 4 июля, или Казахстан. Да, такая поездка обойдется дороже, и добираться придется дольше. Но, поверьте, такой вариант будет востребован.

— Несмотря на сложную ситуацию, в регионе появляются новые туристические объекты. В частности, анонсировано открытие первого на Урале глэмпинга на Теренкуле...

— Мы только рады, что кто-то создает новые объекты размещения. Это замечательно! Чем больше их будет на любой вкус и кошелек, тем лучше. Спрос будет в любом случае. Это один из показателей того, что отрасль оживает.

— А если говорить о туристах, насколько они сейчас активны?

— Звонки по внутреннему туризму идут, оплаты, пусть маленькие и скромные, тоже есть. Сейчас люди уже доросли до такого момента, когда они не будут вкладываться в мебель или одежду по окончании пандемии, а лучше поедут и отдохнут, вложат деньги в здоровье и эмоции. Отложенный спрос среди потребителей как на внутрироссийский отдых, так и на зарубежный будет колоссальным. Люди эмоционально устали находиться в четырех стенах, они хотят сменить обстановку и снова путешествовать, несмотря ни на что.

Поделиться

Вчера | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

18.04.2024 | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

18.04.2024 | 15:44
Южноуральцы могут сдать пулеметы, ружья и патроны за вознаграждение

В Челябинской области стартовала акция «Оружие-2024».

17.04.2024 | 14:29
Как «Трактор» обрел памятник, кормил собак и сыграл «Брата-2»

Для челябинского «Трактора», который завоевал бронзовые медали чемпионата КХЛ, нынешний сезон стал особенным. И пока спортивные аналитики подбивают статистику и анализируют выступление команды, «ЮП» вспомнила самые яркие моменты прошедшего регулярного чемпионата и плей-офф.

Новости   
Спецпроекты