Гора проблем? Как сохранить уникальную экосистему Горного Урала

2 Июля 2020 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Вячеслав Шишкоедов, из архива редакции
Гора проблем? Как сохранить уникальную экосистему Горного Урала


Возможен ли компромисс между развитием туризма и сохранением природы. Почему необходимо учитывать интересы отдыхающих и местных жителей, как не допустить превращения туристических маршрутов в мусорные свалки.

С этими вопросами в «Южноуральскую панораму» обратился ветеран журналистики, уроженец села Тюлюк Владимир Тараканов.

«За последние годы наше село, расположенное в красивейшем уголке природы Горного Урала, во многом напоминает «полигон» самых разных отходов, гор мусора, остающихся после пребывания в наших краях несознательных туристов, – пишет Владимир Иванович. – С наступлением лета местные жители с тревогой ждут выходных и праздничных дней, массового наплыва отдыхающих. Хочу привлечь к этой угрозе внимание минэкологии области, природоохранных структур».

Забыли про овраги

Высокогорному селу Тюлюк уже почти 300 лет, оно славится своими мастерами народных ремесел, а в зеркальных водах здешних рек обитает редчайшая «царская» рыба – хариус. Воздух в этих местах отличается удивительной прозрачностью и чистотой. Казалось бы, живи да радуйся… Но, по словам Владимира Тараканова, все портит отношение к матери-природе заезжих «дикарей».

– Особенно много проблем создают туристы, посещающие священную для башкир гору Иремель, – сетует наш собеседник. – Этот трехглавый исполин на территории соседнего Башкортостана – главная достопримечательность созданного там 10 лет назад природного парка «Иремель». Мы, жители Тюлюка, поначалу радовались, что теперь у легендарной горы есть хозяин, который наведет порядок, организует потоки туристов, обеспечит безопасность восхождений, охрану флоры и фауны. Но потом нас постигло горькое разочарование…

Как сообщили местным жителям организаторы природного парка, к вершине планировали проложить дорогу от поселка Тирлян – продолжение трассы, идущей от башкирского города Учалы. Обещали и создать всю инфраструктуру для охраны природы и удобства туристов – домики для их ночлега, придорожные кафе, автостоянки. Но, как говорится, «гладко было на бумаге…» По сей день ничего этого нет.

«Между тем любители путешествий к заоблачным высотам устремились на территорию нашей Челябинской области, – продолжает ветеран. – Отдых на Иремеле стал входить в моду, и чтобы добраться до хан-горы, они буквально оккупировали здешнюю дорогу Юрюзань-Меседа-Тюлюк. Ее последний 27-километровый участок – это разбитая, покрытая ямами грунтовка, не приспособленная к такому наплыву автотуристов».

А в иные погожие дни на Иремель поднимается до 1200 человек. Почти все они прибывают на личных авто, туристических автобусах, загрязняющих выхлопами некогда чистейшую атмосферу высокогорья. От пыли и едких «ароматов» машин, проходящих по двум главным грунтовым улицам Тюлюка – Карла Маркса и Советской – в такие дни просто невозможно дышать!

«От выхлопов не спасают даже маски и респираторы, – делится Владимир Иванович. – Поток машин не прекращается даже ночью. Как уснешь, если тебя душат выхлопы, пыль скрипит на зубах, одолевает кашель и тошнота? Лично я приспособился спать… в бане. Дверь обил войлоком, пыль и газы туда не проникают. А у кого баньки нет, ходят ночевать к родственникам, через реку, либо терпеливо несут свой крест».

Тюлюк_Шишкоедов_дорога_DSC6942.jpg

«Мертвая» река?

Но это еще полбеды, не меньше проблем в селе и с водой, добавляет старожил. Раньше ее пили прямо из речки Тюлюк, вода в которой отличалась особой чистотой – текущая из крана с ней и в сравнение не идет! Не случайно красивую горную речку, бегущую с вершин в окружении стражей-утесов, в свое время объявили памятником природы. Но, по словам местных жителей, полчища туристов умудрились испоганить и эту красоту.

Дело в том, что ни башкирские хозяева экопарка, ни местные власти не позаботились об открытии стоянки, и водители личных авто это сделали сами. Просто стали ставить машины на поляне за деревней, на самом берегу реки.

«Они разбивают палатки, разжигают костры, купаются и даже моют в заповедной речке «железных коней», из которых стекают в нее потоки масел и бензина,– возмущаются селяне.– Об изолированном туалете здесь и речи нет – все удобства за кустом! Вот и гадят где ни попадя! Под елями и пихтами уже скопились целые кучи экскрементов. А использованную туалетную бумагу бросают в реку. Где уж тут говорить о чистоте вод, она давно стала «мертвой».
Местные жители опасаются, что, если так пойдет и дальше, речка превратится в сточную канаву.

«У нас к природоохранным структурам масса вопросов, – говорит Владимир Тараканов. – Не повторится ли «иремельская история» и с нашими, челябинскими туристами? Когда откроют автостоянки, заасфальтируют улицы Тюлюка, приведут в порядок грунтовую дорогу от Меседы до нашего села? Будет ли создана инфраструктура отдыха, и что планируется построить в Тюлюке в рамках проекта природного парка «Зигальга», чтобы было комфортно не только заезжим «горным барсам», но и отдыхающим семьям с детьми, экскурсионным группам школьников?».

Общественники и местные жители спрашивают – есть ли программа создания «рекреационного центра», в которой предусмотрят защиту природы, привлечение малого турбизнеса, в котором найдется место для заработка и оставшимся без работы местным жителям?

Тюлюк)Шишкоедов_DSC6966.jpg

За природу спросят строго!

— Возмущение жителей понять можно, но для улучшения ситуации нужно, чтобы этим озаботились местные власти, – считает эксперт ОГУ «Особо охраняемые территории Челябинской области» Александр Лагунов. — Все эти сложности мы учитывали, когда еще в 2002 году при поддержке Всемирного фонда дикой природы составили комплексное описание будущего нацпарка «Зигальга». Потом первоначальный проект долго лежал под сукном, и лишь два года назад по поручению Минприроды РФ на его основе экспертами национального парка «Таганай» был разработан обновленный проект, с учетом пожеланий жителей соседних сел. По их просьбам площадь «Зигальги» существенно уменьшилась, им предоставлен целый ряд льгот. В ноябре 2019 года по постановлению правительства РФ был запущен процесс создания национального парка.

Что же касается запрета на загрязнение территории поселения туристами и организации автостоянок, добавил эксперт – это прерогатива местного самоуправления. По его мнению, глава поселения должен, как это было в советские годы, строже спрашивать за соблюдение требований экологии. На землях же гослесфонда за это отвечает местное лесничество, которое должно контролировать исполнение природоохранного законодательства. А ООПТ, если будет принято такое решение на областном уровне, вправе накладывать дополнительные ограничения.

По словам Александра Лагунова, от создания нацпарка местные жители получили и немалую пользу – работу на турбазах, в качестве гидов на экскурсиях. Поток туристов только на Иремель в 2019 году превысил 60 тысяч человек! Но поскольку гора находится на территории Башкортостана, многие вопросы нужно решать на межрегиональном уровне.

«И здесь подвижки намечаются, – сообщил эколог. – Взять дорожный вопрос…В марте этого года я побывал в Башкирии, и тамошние власти заверили, что уже скоро жителям республики не придется добираться до Иремеля в объезд, через территорию Челябинской области. По словам главы республиканского комитета по туризму, решение вопроса о строительстве к горе прямой дороги со стороны Башкортостана уже на подходе. Но потребуются колоссальные затраты, причем придется внести коррективы в статус природного парка «Иремель», по которому здесь запрещается прокладывать дороги. Уже удалось договориться о том, что в схему территориального планирования парка внесут свои изменения».

Как пояснил Александр Лагунов, будет решен и вопрос со строительством асфальтированной дороги на территории Челябинской области. Она пройдет от Меседы до Тюлюка на смену нынешней грунтовке. С этим предложением власти Катав-Ивановского района обратились в правительство региона, и этот проект уже внесен в план дорожного обновления миндортранса. А в минстрое в целом одобрили проект прокладки газопровода к Тюлюку, что намного облегчит и создание инфраструктуры туризма, и условия жизни селян.

Тюлюк_из-архива-редакции_Поднебесье_Зюраткуль_Уральские-горы.jpg

Экопроект для людей

«Разрабатывая новый проект национального парка «Зигальга», мы учли пожелания экологов и общественников, применили принцип функционального зонирования, — сообщил директор национального парка «Таганай» Алексей Яковлев. — Это особо охраняемые зоны покоя, где запрещена любая хозяйственная деятельность, а также территории, которые разрешено посещать туристам, и рекреационная «зона сотрудничества», где допускается природопользование. Но при этом встала проблема — сложность структуры нацпарка. Поселки Александровка, Тюлюк, Верх-Катавка не вошли в его территорию, а нужно было позаботиться и об охране природы, и об интересах местных жителей».

По словам Алексея Яковлева, создание нового нацпарка послужит и развитию туристической инфраструктуры. От поселка Верх-Катавка планируется проложить экотропы на Большой Шелом, до Тюлюка. Свою лепту внесет и малый бизнес: создадут сеть гостиниц, эколого-туристических центров.

«Национальный парк «Зигальга» сейчас находится под оперативным управлением «Таганая», – отметил Алексей Яковлев. – И для создания его природоохранного техарсенала в этом году закуплены автомобили, снегоболотоходы, снегоходы и другая техника более чем на 40 млн рублей. Из них почти 30 млн пошло на приобретение противопожарного инвентаря и техники».

Директор также сообщил, что для лесной службы и охраны «Зигальги» закуплены семь вездеходов «УАЗ Профи», а для перевозки туристов и сотрудников – два микроавтобуса. Опергруппы, кроме 13 снегоходов, оснастили цифровым оборудованием для охраны территории экопарка– навигаторами, фотоловушками, видеорегистраторами. В июне новая техника уже поступила в «Зигальгу» и встала на защиту от «мусорных» и браконьерских сюрпризов.

Тюлюк_Шишкоедов_DSC_4820.jpg

Кластер сотрудничества

Как считают в минэкологии области, «Зигальга» может стать связующим звеном между Южно-Уральским заповедником Башкортостана, нацпарком «Зюраткуль» и природным парком «Иремель». Мало того, по соседству, в Салаватском районе Башкортостана, под эгидой ЮНЕСКО год назад был создан геопарк «Янган-Тау», по реке Юрюзань граничащий с южноуральским памятником природы. С появлением этих заповедных зон замкнулась цепь природоохранных территорий, которая свяжет в одно целое неразрывную экосистему соседних регионов.

—Создание национального парка «Зигальга» – очень важное, знаковое событие, проект, который позволит сохранить животный и растительный мир красивейшего природного уголка Южного Урала, – подытожил министр экологии Челябинской области Сергей Лихачев.– Для этого мы сотрудничаем с экологами из Башкирии, уже добившимися придания особого статуса легендарной горе Иремель. А в нашем регионе под эгидой ЮНЕСКО уже создан биосферный резерват, в состав которого вошли озеро Тургояк, река Куштумга, национальный парк «Таганай» и Аршинский заказник. Он станет своего рода дополнением туристического кластера «Синегорье». А с созданием национального парка «Зигальга» уже оформляется еще один, межрегиональный кластер заповедных территорий, в который, кроме него, войдут национальные парки «Зюраткуль» и «Таганай», башкирский природный парк «Иремель». По прогнозам это во многом позволит создать единую систему экологической безопасности, сохранить уникальную природу Горного Урала.

Поделиться

Вчера | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

18.04.2024 | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

20.03.2024 | 08:32
Могут ли вспышки на Солнце изменить жизнь на Земле

По мнению южноуральского астрофизика, такой вариант маловероятен.

19.03.2024 | 08:33
Как гормоны влияют на мозг человека весной

Этот и другие вопросы обсудили на телемосте в ИЦАЭ Саратова и Челябинска.

Новости   
Спецпроекты