Как это сделано. Есть ли будущее у промышленного туризма в Челябинской области

6 Августа 2020 Автор: Татьяна Наталина Фото: Вячеслав Шишкоедов, Олег Каргаполов
Как это сделано. Есть ли будущее у промышленного туризма в Челябинской области


Пока закрыто авиасообщение с большинством стран, южноуральцы переориентировались на внутренний туризм. Согласно опросам, многие будут довольствоваться отдыхом внутри региона.

Но туриста, исходившего все тропы Таганая, побывавшего в пещерах Сикияз-Тамака и видавшего все экспозиции государственных и частных музеев, уже сложно удовлетворить стандартным набором экскурсий. Увидеть что-то принципиально новое предлагает промышленный туризм, который имеет все шансы стать новой точкой притяжения в Челябинской области. «ЮП» представляет обзор самых интересных индустриальных экскурсий региона.

Макароны, пиво, сыр

Среди «пищевиков» пионером по проведению экскурсий стала «Макфа», распахнувшая свои двери для горожан еще в конце 1990-х. Затем в 2004 году инициативу подхватил пивоваренный завод «Балтика», некогда существовавший в Челябинске. Любители пенного и просто любознательные горожане с удовольствием приезжали посмотреть, как производится напиток. Кроме того, пену с бокалов на дегустации снимали звезды кино Михаил Боярский, Барбара Брыльска, музыканты групп «Чайф», «Санкт-Петербург» и «Неприкасаемые».

Следом в туризм включились производитель и продавец кондитерских изделий «Южуралкондитер», фабрика мясной гастрономии «Ариант» и компания «Ниагара».

туризм_сыроварня_Шишкоедов_DSC7080.jpg

Сегодня о своем производстве южноуральцам готовы поведать как крупные предприятия пищевой промышленности, так и небольшие частные кондитерские, сыроварни и пивоварни. Практически все они подкрепляют интересные рассказы дегустацией. Некоторые экскурсии проводятся бесплатно.

туризм_притяжение-труб_из-архива-редакции_DSC_4095.jpg

Притяжение труб

Пока единственным крупным южноуральским предприятием, поставившим экскурсии на поток, является Магнитогорский металлургический комбинат. Один из крупнейших производителей стали разработал несколько маршрутов, которые знакомят туристов с черной металлургией. Они включают в себя посещение доменного цеха, прокатного производства и музея ММК.

Что касается белой металлургии, то ее своими глазами можно увидеть в Челябинске на трубопрокатном заводе. Десять лет назад здесь был запущен крупнейший в Европе цех по выпуску труб большого диаметра «Высота 239». Абсолютная чистота, персонал в белом и процесс превращения стальных пластин в трубу переворачивает представление об отрасли.

Кроме того, увидеть производство можно на ЧТЗ и ЧМК, а также в Южноуральске на заводе «Кристалл». Правда, все они проводят экскурсии по запросу и для небольших групп.

туризм_бренды_парк-ОружейникЪ_Шишкоедов_DSC6448.jpg

Бренды в тренде

Златоустовская гравюра на стали давно стала южноуральским брендом, который узнают за пределами регионов. Еще одним шагом в продвижении стали экскурсии с мастер-классами. Они были организованы на фабрике «ОружейникЪ», история которой началась почти 20 лет назад. На фабрике можно увидеть раритетные сабли и мечи, а также полный процесс производства и гравировки — от формирования клинка до украшения ножен.

Еще одно предприятие художественного профиля — Каслинский завод архитектурно-художественного литья. Основанный в середине XVIII века, он и сегодня производит изделия декоративно-прикладного искусства. Узнать все о чугуне, литейном производстве и тех самых фигурках Дон Кихота, балерины или чертика, которые раньше украшали комоды в квартирах многих советских людей, можно, посетив Каслинский музей художественного литья.

туризм_замеряя-воздух_Шишкоедов_DSC0488.jpg

Замеряя воздух

Туристической новинкой стали экскурсии на стационарные посты мониторинга атмосферного воздуха, организованные министерством экологии Челябинской области. Первая группа горожан ознакомилась с работой поста и передвижной лаборатории 6 февраля. Своими глазами южноуральцы могут увидеть, как проводятся замеры, узнать, какие показатели принято считать безопасными, а что является превышением допустимых норм, куда поступают результаты отбора проб воздуха и какие меры принимаются в случае выявления нарушений. Такие экскурсии планируется проводить раз в месяц. Записаться на них можно, позвонив в пресс-службу минэкологии.

туризм_дорога-в-небо_Каргаполов_108865646_Уральские-авиалинии.jpg

Дорога в небо

Побывать не только пассажиром, но и экскурсантом можно в аэропорту Челябинск им. И. Курчатова. Правда, проводятся экскурсии преимущественно для школьников. На маршруте туристов знакомят с интересными фактами из истории авиации Южного Урала и Челябинского авиапредприятия, с работой различных наземных служб, а также рассказывают, как ориентироваться в пассажирском терминале, проходить регистрацию на рейс и для чего нужен предполетный досмотр. Кроме того, в программе экскурсии знакомство с аэродромной техникой и вкусный ланч-бокс. Экскурсия бесплатная.

Комментарий:

Андрей-Минченко,-председатель-комитета-экологии-и-ресурсосбережения-ЮУТПП.jpgАндрей Минченко, заместитель министра экономического развития Челябинской области:

— Промышленный туризм — важное направление туризма в целом. Однако он редко является самостоятельной точкой притяжения туристского потока, но как сопутствующий экскурсионный продукт весьма интересен. И, что немаловажно, у нашего региона есть что показать. Правда, если в период существования СССР экскурсии на различные предприятия проводились в том числе для профориентации молодежи, то на сегодняшний день это не очень распространенная практика. Требования в части промышленной безопасности сильно усложняют такие визиты. Сегодня промышленный туризм в России, и в нашем регионе в частности, представлен в двух форматах. Первый касается крупных предприятий, у которых экскурсии на производство больше имеют социальное значение. Яркий пример — ММК, где работа с туристами поставлена на поток. Хотелось бы, чтобы другие предприятия ориентировались на Магнитогорский металлургический комбинат. В Челябинске некоторые компании в принципе также могли бы выйти на этот уровень. Если говорить об этой категории компаний, то успех туристической составляющей зависит от их готовности откликнуться на социальную миссию. Другая категория промышленного туризма — небольшие предприятия, которые ориентированы на продукт для конечного потребителя. У них промышленный туризм носит исключительно коммерческий характер и направлен либо на продажу своей продукции в ходе экскурсий, либо на усиление лояльности покупателей по отношению к бренду. Во многом развитие этого формата промышленного туризма зависит от туристической привлекательности города, где предприятия расположено. И для того и для другого формата мы видим серьезные перспективы развития и готовы поддерживать организационно и информационно.

Поделиться

Вчера | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Вчера | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

13.09.2023 | 13:40
На Южном Урале пройдет Неделя здоровья

Регион присоединился к Неделе сокращения потребления алкоголя.

12.04.2023 | 13:58
В Челябинске появилась еще одна станция сапбординга

В преддверии летнего сезона понтон для спуска на воду смонтирован в центре города.

Новости   
Спецпроекты