Лечение онлайн. В Челябинской области растет спрос на телемедицинские услуги
В условиях пандемии коронавируса и связанных с ней ограничительных мер онлайн-сервисы государственной системы здравоохранения и частных клиник стали для многих южноуральцев настоящей палочкой-выручалочкой.
- Здорово обновили. Какие хирургические операции проводят в Челябинской области?
- Диагноз издалека. В Челябинской области возможен резкий рост спроса на телемедицину
Телемедицину в Челябинской области взяли на вооружение еще в 2008 году. Правда, тогда онлайн-сервис использовался лишь в формате «врач — врач» отдельными клиниками. Сегодня все лечебно-профилактические учреждения региона, оказывающие услуги взрослому населению, в больше или меньшей степени используют современные технологические возможности. Так, на территории Челябинской области действует проект телемедицины по приему-передаче данных электрокардиограмм и данных суточного мониторирования (холтер). В сутки центр принимает около 1000 электрокардиограмм и проводит более 300 кардиоконсультаций. В 2019 году центром было принято 277 тыс. ЭКГ, из них экстренных 55 000, более 6000 суточных электрокардиограмм, проведено более 60 000 кардиоконсультаций (врач — врач).
— В период пандемии принято несколько тысяч электрокардиограмм из отделений по лечению COVID-19. Эпидемия показала важность развития телемедицины и по другим направлениям: педиатрия, пульмонология, онкология и т.д, — отмечает Владимир Мыльников, руководитель единого консультативно-диагностического центра функциональной диагностики на базе ОКБ № 3. — На сегодня в области сформирована сеть для проведения телемедицинских консультаций в реаниматологии, наши врачи как сами могут проводить консилиумы и консультации для больниц области, так и получать консультации от ведущих клиник Российской Федерации.
По словам специалиста, наиболее востребованы в рамках телемедицинского сервиса такие направления, как кардиология, пульмонология и педиатрия. Причем речь идет как о консультациях на расстоянии, передаче снимков и анализов, так и о консилиумах, федеральных и областных, по конкретным сложным случаям заболевания пациентов.
— Для телемедицины нет границ, она может охватить все сферы здравоохранения, но преимущественно используется в рамках консультаций и консилиумов, — продолжает Владимир Владимирович. — Хотя мировой опыт показывает возможность применения робототелемедицины для проведения манипуляций.
Фото с сайта губернатора Челябинской области
Врач на проводе
Новым витком в развитии телемедицинских услуг стал формат работы «врач — пациент», оставивший в прошлом многочасовое ожидание в очереди и позволивший южноуральцам записываться на консультации к квалифицированным специалистам. К слову, мировая статистика говорит о том, что 25 % консультаций могут быть совершены дистанционно и не требуют потом очного посещения.
— Онлайн-консультации для нашей страны и города не новинка, но большинство людей ими еще не пользуется, — отмечает Лариса Скакун, заместитель главного врача клиники «Источник». — Нужно понять, что очень это нужная вещь, особенно в условиях пандемии.
Правда, сегодня законодательство не позволяет врачу выставлять диагноз дистанционно и назначать лечение, и в идеале удаленная консультация подразумевает предварительный «живой» первичный прием.
— Врач может корректировать диагноз и лечение, если пациент уже был у него. Может посмотреть динамику, например, уровня глюкозы в крови, артериального давления, ответить на вопросы о побочных действиях лекарств, — продолжает эксперт. — Опытный специалист может провести и минимальный визуальный осмотр, хотя в большей степени он, конечно, будет ориентироваться на жалобы, медицинскую документацию и инструментальные исследования. Если пациент наблюдается у меня, то я, как лечащий врач, могу выписать ему медикаменты.
Хотя, отмечает Лариса Скакун, возможен и первичный прием, который, например, необходим пациенту для того, чтобы узнать по своему случаю второе и третье мнение. Или, например, в том случае, если человек не знает, к какому именно врачу ему необходимо обратиться. В рамках телемедицинской консультации ему составят и план обследования, и дадут рекомендации, к каким специалистам нужно попасть.
Фото Вячеслава Шишкоедова
Минус — законы
При всем удобстве и тех преимуществах, которые дает телемедицина, есть у нее и минусы, отмечают эксперты, и полностью заменить реальную медицину пока не может.
— Главные минусы телемедицины — сложность организации и наличие системных стандартов, — констатирует Владимир Мыльников, руководитель единого консультативно-диагностического центра функциональной диагностики.
Его коллеги-частники не считают организацию телемедицинского сервиса проблемой: техническое оснащение практически всех южноуральских частных клиник, а именно они поставили на поток телемедицинские консультации, позволяет увести общение докторов с пациентами в онлайн. По их мнению, главной проблемой в развитии направления являются пробелы в законодательстве.
— Сейчас в условиях пандемии законодательство движется вперед. Активно осуждается вопрос о том, что приказ 2017 года, который регламентирует оказание таких услуг, нужно менять, — говорит Лариса Скакун. — Возможно, будет принято решение о том, что врач в рамках телемедицинской консультации может поставить диагноз. Конечно, исключительно в рамках своих компетенций и, возможно, предварительный.
Но и это, отмечают врачи, придаст телемедицине ускорение и позволит сделать огромный шаг вперед. Тем более что онлайн-формат будет востребован не только в период пандемии. Он по-прежнему будет актуален для некоторых категорий южноуральцев: беременных женщин, маленьких детей и их родителей и нетранспортабельных пациентов. Кроме того, будущее телемедицины, уверены специалисты, за профилактикой: вопросы, связанные с материнством и детством, физической активностью, питанием и т.д. И этот «пласт» идеально впишется в онлайн.
Поделиться