Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

В Челябинске «Расулевские чтения» впервые прошли в режиме онлайн

13 Ноября 2020 Автор: Марат Гайнуллин Фото: пресс-служба правительства Челябинской области
В Челябинске «Расулевские чтения» впервые прошли в режиме онлайн


С 11 по 13 ноября в Челябинске и в Троицке проходила IX Всероссийская научно-практическая конференция «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России». Сегодня уже можно говорить о том, что на Южном Урале состоялось одно из ключевых событий в масштабах России.

Из 18 стран

На пленарном заседании встретились заместитель губернатора Челябинской области Анатолий Векшин, замруководителя Федерального агентства по делам национальностей Михаил Мишин, муфтий Челябинской и Курганской областей Ринат-хаджи-хазрат Раев, митрополит Челябинский и Миасский Григорий. Стало доброй традицией участие в конференции прямого потомка Пророка Мухаммада в 42-м поколении профессора Амманского международного университета исламских наук Шейха Абдураззака Асса`ди.

Открывая конференцию, ректор ЧелГУ Сергей Таскаев назвал ее исторической. Впервые она приобрела международный статус.

«И дело не только в том, что в ней участвуют представители различных государств, — отметил ректор. — А потому, что круг поднимаемых и обсуждаемых вопросов действительно актуален для любого государства. А в некоторых государствах отсутствие такой площадки для диалога приводит к диссипативным явлениям, более того к катастрофическим ситуациям».

В этом году по инициативе губернатора Алексея Текслера в рамках конференции впервые проводилась школа глав. С мая по ноябрь 43 слушателя из муниципалитетов региона подключались к онлайн-лекциям, работали в рамках практикумов, получали консультации и экспертную оценку, проходили тестирование, чтобы впоследствии вести более эффективную деятельность, планируя целевые программы и управляя межнациональными и межконфессиональными отношениями на своей территории. Итогом обучения стала защита выпускных работ, где руководители муниципалитетов представили свои программы по реализации нацполитики.

К слову, именно ЧелГУ стоял у истоков создания «Расулевских чтений». И в этом году университет смог организовать конференцию, не принизив ее статуса. Впервые за девять лет «Расулевские чтения» проходили в очень необычном формате дистанционного общения. Можно только догадываться, каких трудов стоило университету организовать в своих аудиториях десятки «телемостов» чуть ли не со всей планетой, чтобы общение участков этого грандиозного форума было максимально комфортным и безопасным.

В научной части конференции, проходившей в стенах ЧелГУ, участвовали более 150 представителей научного сообщества России, ближнего и дальнего зарубежья. Ученые из 18 стран мира собрались, чтобы обсудить вопросы исторических и духовных традиций ислама, актуальные проблемы мирового исламского сообщества, развития исламского бизнеса и даже перспективы религиозного туризма.

Одной из площадок конференции стал Троицк — город, где жил и работал Зайнулла Расулев, один из самых влиятельных мусульманских деятелей России.

Расулевские-чтения_сайт-правительства_d11f2d5d6165de2cc5672d6c3f4c4238.jpg

Восток — дело тонкое

Вряд ли еще каких-нибудь десять лет назад можно было представить, что прах человека, лежащего за старой оградой Троицкого мусульманского кладбища, будет не только вызывать священный трепет и почти фанатическое поклонение верующих, но и перерастет в некую философско-аллегорическую категорию. То есть совсем как у Пушкина: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит…» И точно так же слух о нем пошел по всей Руси великой. Разве это не чудо?

Кстати, избранные ишаны, к коим относился и Зайнулла Расулев, по статусу обязаны были совершать чудеса. И это, простите, не метафора, коль скоро об этом говорят и сами ученые.

Исследуя документы архивов ФСБ Татарстана, доктор юридических наук, профессор РАН Василий Христофоров обнаружил и упоминание о Зайнулле Расулеве. Причем, заметьте, в документах, относящихся уже к 1929 году, несмотря на то что самого Расулева к тому времени уже давно не было в живых (шейх Зайнулла умер 2 февраля 1917 года в возрасте 84 лет). Тем не менее его огромное влияние на мусульман продолжало сохраняться. И не только в Башкирии, но и в Татарии. После своей смерти оренбургским еженедельником «Вакыт» он был назван «духовным царем народа».

По словам ученого, важным маркером, отличавшим ишана от обычного религиозного деятеля, была его способность совершать чудеса. На основании этого он получил в народном сознании именование «святой». В описании удивительных способностей ишана Расулева отмечалось, что он умел читать мысли, перемещаться во времени и пространстве, обладал практикой гипноза и многим другим.

Расулевские-чтения_сайт-правительства_105d84477663436451a970f470a19ee5.jpg

Ишан вместо шамана

Как известно, Сократ не оставил после себя ни одной работы, а все его идеи и слова были изложены его учениками в своих трудах. Как и Сократ, шейх Зайнулла почти не оставил после себя печатного наследия, если не считать сборника «Макалат (статьи) Зайнийа» и методического пособия для мюридов «Божественные истины», а также еще нескольких работ, в том числе посвященных троицким духовным ученым.

Но если участники первых «Чтений» лишь открывали личность Расулева, знакомясь с его биографией и скромным печатным наследием, то только по одним названиям докладов нынешней конференции можно судить действительно о феномене великого шейха и его учения с его планетарными масштабами: «Манипуляция мировоззрением молодежи: причины и последствия», «Радикализация мусульман: теоретические подходы к исследованию».

Симптоматично, что вместе с маститыми учеными эти сложные темы не менее ревностно осваивают и студенты. Вот, например, как звучат их доклады: «Пантюркизм как угроза национальной безопасности России», «Проблемы развития фундаменталистских движений на территории Челябинской области».

Напомним, что Расулев был последователем суфизма, который по сей день остается одной из самых неоднозначных и малоизученных страниц истории российского ислама и его последователей. Одни ученые склонны видеть в нем пережиток средневековых суеверий, идолопоклонничества, нравственное разложение и даже внутреннюю угрозу исламу. Другие рассматривают суфизм как богатейшую составляющую мусульманской культуры и идеологическую концепцию, способную дать ответы на актуальные вопросы развития современного мусульманского мира.

Расулевские-чтения_сайт-правительства_6f8b05edcb3205031123b5eeddd86f1c.jpg

Словом, еще не сложилось в науке единого суждения относительного этого чрезвычайно сложного, мозаичного религиозного мировоззрения, охватившего весь мусульманский мир.

Летом 1922 года в системе советских органов госбезопасности был создан восточный отдел. Под «внутренним Востоком» подразумевались территории с компактным проживанием мусульман: Туркестан, Средняя Азия, Казахстан, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье. Под зарубежным Востоком понимались сопредельные с Советской Россией страны, исповедующие ислам. В первую очередь это Турция, Персия, Афганистан, Восточный Туркестан.

В архивах ФСБ Башкортостана и Татарстана отложилось много материалов, связанных с ишанизмом. Среди них есть одна любопытная справка, в которой в 1924 году бывший профессор Казанской академии Василий Протопопов пишет: «В связи с неудержимым прогрессом цивилизации в среде российских мусульман ишаны почти совершенно потеряли свое доверие и потому их в настоящее время немного».

Со временем складывался новый тип ишана, заменивший у мусульман старого шамана.

Ишан, как полагают современные ученые и богословы, должен обладать разными душевными и психофизическими качествами, чтобы подчинить себе волю мюридов, уметь демонстрировать практики, обучать этому наиболее способных. Кроме того, ишан должен был представлять собой моральный абсолют, воплощать в себе наилучшие черты человеческой натуры, на которую должны быть ориентированы верующие.
Любопытно, что в продолжение темы «чудес» магистрант-психолог Рустэм Калимуллин из Башкирского госуниверситета заявился на конференцию с докладом «Кыуа Кан (разгоняющие кровь)», посвященным исследованию целительского дара Зайнуллы Расулева.

Расулевские-чтения_сайт-правительства_acc0e893b9f71abe90896cf60a4cd4f7.jpg

О философии ислама

Эволюционирует ли само понятие ислам? Например, в связи с проявлениями терроризма в мире, который в известном смысле дискредитирует понятие мусульманства, когда в глазах общественности мусульманин становится чуть ли не террористом. Шейх Абдураззак Асса`ди с большим сожалением говорит, что в последние годы во многих арабских странах люди действительно начинают воспринимать ислам как религию насилия и разрушения. Кстати, тема одного из докладов на конференции так и звучала — «Исламофобия в странах Запада».

Может ли в этом смысле конференция сыграть какую-то положительную роль в реабилитации ислама?

«Вряд ли стоит ставить вопрос именно так, — считает профессор кафедры философии факультета Евразии и Востока ЧелГУ Анатолий Невелев. — Просто наконец-то происходит «вдумывание», вслушивание. Наконец-то мы заговорили про философию ислама, про разные его идеологически ориентированные системы. И этот новый методологический подход необходимо поддерживать и развивать. Это вышибет опору из-под тех, кто, пользуясь незнанием фундаментальных проблем, которыми занимается ислам, позволяют себе искажать это учение. Речь идет о тех, кто педалирует якобы агрессивную сторону каких-то проявлений ислама. Причем интерпретация идет, может быть, и с точки зрения террористически организованных умов. Поэтому надо основательно заниматься содержательной стороной ислама. И если обострение этой проблемы накладывается еще и на невежество, то тогда такого человека гораздо легче «завести» на неадекватные, агрессивные «подвиги».

Замечу, что на первых «Чтениях» акцент был, как правило, на сугубо религиозную сторону. Теоретических вопросов, тем более вопросов философии, до сих пор не звучало. Достоинство первой международной конференции в том, что в ней принимают участие серьезные исламоведы, востоковеды, в том числе из Москвы, представители академической науки. То есть конференцией в Троицке заинтересовались фундаментальное философское сообщество России и международные эксперты. Это радует и обнадеживает».

27.11.2020 | 14:59
Остаться на плаву. Южноуральские спасатели показали, как спастись из полыньи

Специалисты провели профилактическое мероприятие на льду водоема.

27.11.2020 | 12:08
Звериная забота. Поможет ли бизнес строить приюты для животных на Южном Урале

В Госдуме разработали законопроект о государственно-частном партнерстве при возведении приютов для бездомных животных.

27.11.2020 | 10:33
Готовится к печати девятый том «Истории Южного Урала»

Поразительно, но это знаковое культурологическое событие осталось практически незамеченным в миллионном городе.

23.11.2020 | 10:44
Какие тайны открывают архивы ФСБ Челябинской области

Презрение, ужас, душевный озноб… Читать эти протоколы допросов далеко не просто.

Новости   
Спецпроекты