Стать воспитанными. Зачем школам нужны советники

17 Марта 2021 Автор: Юлия Махлеева Фото: Людмила Ковалева
Стать воспитанными. Зачем школам нужны советники


Челябинская область вошла в десятку пилотных регионов, где будет реализован проект «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Уже с апреля в школах Южного Урала появятся новые должности — советники по воспитанию и работе с детскими объединениями. Кто займет эти сигарник_Александр-Кузнецов_64657919_2390000287991090_2345465753261572096_n.jpgвакантные места, появятся ли теперь в школах новые уроки и будут ли воспитывать детей за пределами учебного заведения и на просторах интернета — на все эти вопросы в интервью «ЮП» ответил министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов.

Без политики

— Александр Игоревич, поясните, почему воспитательному компоненту именно сейчас на федеральном уровне решили придать такое значение?

— Есть такое понятие, как образовательная программа. Она включает в себя две составляющие: это обучение и воспитание. Если обучение у нас более-менее структурировано, в школах имеется учебный план, учебная программа, сетка часов, домашние задания, и всем этот процесс понятен, то вторая составляющая — воспитание не имеет такой четкой структуры, хотя в школе ему всегда уделяли внимание и никто этим не пренебрегал. Сейчас этому компоненту образования уделяется существенное внимание, потому что социальная обстановка в мире и стране изменилась и использовать те подходы, которые были 40-50 лет назад, наверно, уже не очень правильно хотя бы в силу ускорения исторического развития: общество стало многочисленнее, социальные связи и общение между людьми — более интенсивными. Сейчас любой человек десятки, а то и сотни раз за день контактирует с другими людьми, в том числе благодаря цифровизации. Каждое такое взаимодействие оказывает влияние на формирование человека, в том числе юного. Это все нужно принимать во внимание при выстраивании воспитательной работы в школе. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» призван систематизировать и структурировать воспитательное воздействие внутри школьных коллективов в связи с теми новыми вызовами времени, которые сейчас есть. Несмотря на название проекта, речь идет о воспитании в самом широком смысле этого понятия, а не только патриотическом. При этом никакой политической подоплеки в этом нет. Мы не собираемся возвращаться в советское время. Это было другое общество — социально однородная масса людей с единой идеологией и ориентирами. Сейчас общество очень сильно дифференцированно и по имущественному, и по социальному, и по идеологическому признакам. Мы это наблюдаем буквально на улицах. И это нормальный процесс. Невозможно представить, что современное российское общество было бы единообразным.

школьники_Шишкоедов.jpg
Фото Вячеслава Шишкоедова

— Почему именно Челябинскую область выбрали одной из пилотных площадок для реализации проекта?

— Южный Урал выбран как один из сильных регионов в части постановки воспитательной работы. У нас очень хорошие результаты показывают региональное отделение Российского движения школьников, поисковые отряды. К примеру, мы единственные в России, кто проводит окружной слет поисковиков в таких огромных масштабах, на который съезжаются представители Министерства обороны РФ. Мы расширяем движение студенческих отрядов. Вскоре туда войдут старшеклассники и студенты среднего профессионального образования. У нас в регионе замечательные научные школы. Наш земляк Владимир Караковский, это бывший директор 1-й школы Челябинска, и Людмила Новикова разработали целую школу методологии и воспитания и доказали, что воспитывает человека не только и не столько урок, а окружающая среда, та деятельность, которую он осуществляет в образовательном пространстве. Помести ребенка в одну среду — он одним становится, в другую — другим. Особенно это актуально для того периода, когда происходит формирование его мировоззрения. Возьмите в пример того же Маугли. Поэтому одна из центральных задач нового проекта — сформировать развивающую образовательную, и в том числе воспитательную, среду внутри и вокруг школы, погрузить ребенка в социально значимую проектную деятельность.

Всего 440 общеобразовательных организаций Челябинской области примут участие в этом проекте, это половина всех школ области.

школа_Ковалева_k-5396.jpg

— Теперь в них появятся новые должности — советники по воспитанию. Кто может занять эти вакантные места?

— Советники по воспитанию — это, по сути, помощники заместителя директора по воспитательной работе и координаторы внешкольной воспитательной работы внутри образовательного коллектива. Эту ставку может занять учитель или другой специалист-педагог, но в любом случае это должен быть работник данной школы. И базовая должность у него будет иная. Дополнительно за воспитательную работу советники будут получать доплату в 15 тысяч рублей из федерального бюджета.

Отбор кандидатов на новую должность проводится через конкурс «Навигаторы детства». От Челябинской области на него было подано более 960 заявок. Участникам предстоит пройти онлайн-тестирование на сайте Корпоративного университета РДШ и финальное собеседование. Победителей конкурса объявят до 21 марта 2021 года. Но перед тем как занять новые должности в школах Челябинской области, им предстоит пройти повышение квалификации в МДЦ «Артек», где обмениваться опытом будут лучшие методологи системы воспитания нашей страны. В целом для советников будет выстроена отдельная система повышения квалификации, обучения и переобучения на федеральном и региональном уровнях.

Виртуальная педагогика

— Александр Игоревич, уже известно, внесут ли советники новшества в учебный план? Например, появятся ли уроки по воспитанию или поведению?

— Учебная программа и учебный день не резиновые, поэтому меня смущают предложения ввести какой-либо новый урок, например, воспитания. К таким инициативам надо подходить сдержанно, школа должна быть в этом плане консервативна в хорошем смысле слова. У нас и без того весьма насыщенная воспитательная повестка в образовательных организациях. Есть календарь памятных дат и целый цикл тематических мероприятий, утвержденных Министерством просвещения РФ. И каждое общеобразовательное заведение вправе из этих повесток выбирать те или иные активности в зависимости от своей специфики. Школы ведь у нас все разные (сельские школы, небольшие городские, крупные образовательные центры), с отличающимися социально-экономическим положением, квалификацией педагогов, структурой контингента учащихся, например, с высокой долей детей с ограниченным возможностями здоровья. Это все факторы, которые влияют на воспитание ребенка, и их нужно учитывать.

школа_Каргаполов_685A8463.jpg
Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)

Кроме того, воспитательная и педагогическая работа только пределами учебного заведения не ограничивается. Есть такие понятия, как урочная, внеурочная и внешкольная работа. Ребенка воспитывает образовательное пространство. И нельзя воздействовать на него только в школе, где он проводит 5-6 часов. Можно сходить с детьми в рамках изучения литературы в театр, в рамках изучения истории — в музей, уроки физкультуры дополнить спортивными мероприятиями. Использовать дистанционные технологии, например электронные экскурсии.

— Вне школы многие дети проводят время в виртуальном мире. Будут ли советники воспитывать только в реале или выйдут на просторы интернета?

— Челябинская область входит в число 15 пилотных регионов, в том числе по реализации проекта «Цифровая образовательная среда». И он отчасти будет связан и с проектом «Патриотическое воспитание». Конечно, заниматься воспитанием только в реале — это неправильный подход. Сейчас мы пытаемся найти внятные исследования педагогики виртуального мира. Пока нет даже такого устоявшегося понятия, но явление уже есть. Мы прекрасно понимаем, что цифровое пространство очень серьезно влияет на психику, эмоции, воспитание наших детей, на, как мы их называем, поколение цифрового мира. Но как это воздействие происходит? С какими формами работы заходить педагогу в этой виртуальный мир? Это терра инкогнита на настоящий момент. Однако определенные наработки все же есть. У нас в регионе работает один из немногих в России центр мониторинга социальных сетей. Возможно, его наличие и стало одним из факторов, повлиявших на выбор нашего региона в качестве пилотной площадки для реализации проекта «Патриотическое воспитание». Мы выстроили структуру, которая позволяет анализировать виртуальный мир наших детей и выстраивать нашу педагогическую работу с учетом этой информации. Это могло бы быть одним из прорывных направлений этого пилотного проекта. В этом вопросе мы идем в ногу со всем остальным миром. Точно такими же проблемами озадачены коллеги за рубежом. Виртуальный мир игнорировать нельзя, надо с ним работать, надо в нем работать, надо этому учиться, как когда-то учились работать с компьютером и интернетом. Когда мы проводим повышение квалификации педагогов, то всегда включаем модули, связанные с использованием цифровых технологий.

школа_Ковалева_k-1203.jpg

— Бывает, что у родителей и школы отличаются взгляды на воспитание. Не придется ли советникам вести работу еще и с папами и мамами?

— Ответственность за воспитание, по Семейному кодексу, лежит на родителях. Эту функцию никто с них не снимает. Общество расслоено, и у людей разные представления о жизни, о том, каким должен быть ребенок и как он должен воспитываться, ходить ему в школу или лучше получить семейное образование. Эта многосторонность накладывает отпечаток на деятельность воспитателя. Ему важно прийти с родителями к консенсусу. И это очень непростая задача.

В этом плане хорошая история — родительские всеобучи. Сейчас участие в жизни школы пап и мам ограничивается лишь родительскими собраниями, где решают насущные вопросы бытовой жизни школы, говорят про успеваемость, а темы педагогики и воспитания практически не затрагивают. Это неправильная форма взаимодействия. В рамках родительских собраний важно обсудить не только учебные и внеучебные успехи или неуспехи, а весь процесс жизнедеятельности ребенка. Чтобы через встречу с родителями педагог мог почерпнуть новую информацию о том, что происходит с ним в семье, какие проблемы его волнуют. Лично я считаю, что в функции советника по воспитанию должна входить не только работа внутри школы, с внешкольными партнерами, социально ориентированными организациями, но и с родительским сообществом.

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

27.06.2023 | 14:54
Энергия будущего. В Челябинской области прощались со школой на «Атомном выпускном»

В Челябинск, в Центральный парк культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина, 24 июня съехались выпускники со всей области. Перед ребятами выступили известные музыканты, для них работали бесплатные аттракционы и теплые шатры с горячим чаем.

26.06.2023 | 16:35
Доброе «УТРО». На Южном Урале проходит масштабный форум для молодежи

В этом году Челябинской области выпала честь принимать молодежный форум «УТРО». На шесть дней на курорте под Миассом собралось около 500 юношей и девушек, педагогов и наставников из 30 регионов России, ЛДНР, а также Казахстана и Беларуси. Главной темой в этом году станет патриотическое воспитание и новые вызовы для России.

Новости   
Спецпроекты