В Челябинске открылась госпитальная школа для больных детей
Инновационную образовательную площадку запустили в Челябинской областной детской больнице. Госпитальная школа помогает юным пациентам не выпадать из жизни во время лечения и возвращаться в нее после тяжелых испытаний.
Регион присоединился к федеральному проекту «УчимЗнаем». В течение трех дней кураторы проекта — больничные тьюторы, которые работают с юными пациентами в Москве, учили челябинских педагогов новационным методикам в госпитальном обучении. На прошлой неделе москвичи провели для челябинских ребят первый урок — по робототехнике.
Госпитальной школе при Челябинской областной детской больнице уже около 40 лет. Учатся в ней ребята с онкогематологическими заболеваниями, тяжелыми травмами и серьезными патологиями. Это пациенты, которые лечатся месяцами и вынуждены пропускать школу. Педсостав госпитальной школы — это 20 учителей, в основном сотрудники 153-й школы, исторически «прикрепленной» к детской больнице.
— Урок в больнице длится 35 минут, но, конечно, здесь есть свои исключения, — рассказывает учитель математики школы № 153 Гульшат Харитонова. — Иногда ребенок после операции, и видно, что ему уже невмоготу после 10-15 минут занятия. В таких ситуациях действуем по обстоятельствам, подстраиваемся. Свои особенности есть и с составлением учебной программы.
Участники проекта «УчимЗнаем» вместе с больничными педагогами в регионах создают для таких детей полноценную образовательную среду. Интересные уроки помогают юным пациентам не только осваивать школьную программу и даже сдавать ЕГЭ, но и получать яркие и позитивные эмоции, приближая выздоровление.
— Мы работаем в тесной связке с врачами. Бывает даже, что проводим урок и, если это не жизненно необходимая для ребенка процедура, врачи его не вызывают, ждут, — говорит Лариса Будан, тьютор по биологии госпитальной школы Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Димы Рогачева. — Дети у нас в основном тяжелые. В учебе их нужно заинтересовать, заставлять нельзя. Они и так уже получили эмоциональный шок от того, что с ними происходит. Но в то же время именно такие дети понимают ценность и жизни вообще, и образования. Ждут уроков. В нашем центре даже ЕГЭ сдают прямо в больничной палате.
Мама-учитель
Более 30 инновационных госпитальных школ в рамках проекта «УчимЗнаем» уже открыто в Москве. Теперь такие площадки запускают в регионах. Школа на базе челябинской детской больницы стала в стране 44-й.
— Образовано большое сообщество учителей: более 5 тысяч тьюторов от Владивостока до Калининграда работают с детьми в больницах, — отмечает руководитель проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» Сергей Шариков. — Это педагоги, которые получили определенную подготовку. Ведь очевидно, что не каждый обычный учитель может войти в палату к тяжело больному ребенку.
По словам Сергея Шарикова, участие в федеральном проекте обогатит практику госпитальной педагогики в Челябинске:
— В Челябинске благодаря проекту создаются дополнительные ресурсы для развития больничного обучения. Это возможности для работы педагогов в новых условиях, хорошо оборудованный класс, средства коммуникации с детьми не только внутри региона, но и по России. Важно, что в проект заложена и подготовка учителей, которая раньше отсутствовала в стране как таковая. На базе этой площадки идет обмен практиками между учителями, уже накопившими большой опыт работы с детьми в этом направлении, — добавляет руководитель проекта.
Эксперты отмечают, что задача госпитальной педагогики не загнать больного ребенка дальше под одеяло, а наоборот приподнять его над той ситуацией, в которой оказался он и вся его семья. Нельзя сбрасывать со счетов работу психологов и педагогов с родителями юного пациента. От настроя взрослых во многом зависит выздоровление ребенка. В проекте «УчимЗнаем» заложена возможность профессиональной переподготовки для мам больных детей. Зачастую женщины вынуждены оставлять основную работу, посвящая себя уходу за тяжелым ребенком. В этом случае, получив тьюторскую подготовку, мамы могут быть рядом со своими детьми и в то же время работать, приносить пользу и самореализовываться.
Комментарий
Ирина Гехт, первый заместитель губернатора Челябинской области:
— Важно, чтобы ребята продолжали общаться со сверстниками и оставались включенными в школьную программу. Необходимо поддерживать социальные инициативы и намерения. Ранее мы обсуждали еще 16 социальных проектов, о некоторых сообщим уже к концу года. Госпитальная школа —один из таких проектов. Планы в этом направлении мы проговаривали с руководителями еще год назад. Важно было подготовить педагогов. Вся эта работа позволит вернуть образование в больницы. Дети на стационарном лечении не должны чувствовать себя ущемленными, они должны находиться в образовательном процессе вместе со своими сверстниками.
Поделиться