Кадры века. На заводе купцов Иванов побывал век назад фотограф Прокудин-Горский

31 Мая 2021 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены автором
Кадры века. На заводе купцов Иванов побывал век назад фотограф Прокудин-Горский Юрюзанский завод. Фотография С.М. Прокудина-Горского


12 сентября 1909 года фотограф Сергей Прокудин-Горский по пути на запад проехал станцию Вязовую.

Природа увядала, в горах уже выпал снег, скрывший от объектива фотоаппарата дикую красоту Южного Урала. Фотохудожник вернулся сюда летом 1910 года.

Однако Сергей Прокудин-Горский не отказал себе в том, чтобы сделать несколько цветных снимков заснеженных склонов Уральских гор. Он стремился запечатлеть встречу времен года: зеленые заросли соснового леса, желтые пятна лиственниц и берез, спокойные воды реки Юрюзань соседствовали с первым снегом, покрывшим железнодорожные насыпи, опушки, огороды и дворы жителей станции Вязовой.

Станция Вязовая

Фотографа заинтересовали огромные скирды сена, заготовленные на зиму во дворах, их макушки тоже запорошил снег. На снимках крепкие хозяйства, большие бревенчатые дома под тесовыми крышами, навесы, амбары, конюшни, сараи — надо всем этим на фотографии клубится радужный дым, виднеется вывеска «Склад и продажа керосина. Алексей Шитов».

В «Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге», изданном в 1900 году, сообщалось: «Станция Вязовая — одна из самых крупных и благоустроенных станций на Самаро-Златоустовской железной дороге. Расположена в живописной местности: кругом горы, частью сосновый бор, похожий на парк, невдалеке река Юрюзань со своими красивыми берегами и островами. На станции выстроена в 1898 году небольшая деревянная церковь… Станция Вязовая самая деятельная на линии по оборотам с горнозаводскими грузами. Отсюда линия идет сначала выемками в горах, среди горных ущелий. С 8-й версты делается более открытой, тянутся поля и сенокосные угодья, обрамленные высокими горами».

Антипин_Близ-станции-Вязовая-Самар-Златоустовской-железной-дороги.-Фотография-С.-М.-Прокудина-Горского.-12-сентября-1909-г.jpg
Близ станции Вязовая-Самар Златоустовской железнойдороги. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 12 сентября 1909 г.

Вязовая была основана в 1890 году в ходе строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, тогда же здесь построили вокзал. Затем здесь было построено паровозное депо, в 1903-1905 годах — железнодорожная ветка, соединившая Юрюзанский и Катав-Ивановский заводы со станцией. Упомянутый в путеводителе храм освятили в честь Преображения Господня. Небольшая деревянная однокупольная церковь стояла недалеко от вокзала, здесь же была высокая колокольня. Храм закрыли в 1929 году, в нем располагался клуб, а в 1960 году здание снесли.

На заготовке дров

Вернувшись летом 1910 года, Сергей Прокудин-Горский проехал станцию Вязовую без снимков, его путь лежал на Юрюзанский завод, а оттуда на Катав-Ивановский. В горах ему встретилась заготовка дров — длинные ряды поленниц, спускающиеся со склона в окружении елового леса. Это типичная картина для уральских заводов, которые в производстве металла использовали древесный уголь. Выжигание угля было тяжелым трудом, им занимались углежоги (их называли кабанщиками). Интересно, что существовало несколько способов производства угля: кабан, старая уральская куча, суксунская куча — все зависело от того, как складывались бревна или дрова. На смену кучному способу в середине XIX века пришел печной, который давал больший выход угля.

Выжигался уголь разных сортов: сосновый, березовый, осиновый, лиственный, еловый, пихтовый и даже липовый. Каждый из них был хорош в своем деле. Например, сосновый уголь для кричного производства, тогда железо получалось хорошего качества, и плавка металла проходила быстрее, а березовый уголь был незаменим в чугунолитейном производстве. Конечно, использование древесного угля стало причиной сокращения лесов.

Антипин_Закругление-железнодорожного-пути-у-станции-Вязовой.-Фотография-С.-М.-Прокудина-Горского.-12-сентября-1909-г.jpg
Закругление железнодорожного пути у станции Вязовой. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 12 сентября 1909 г.

Чугун без дохода

Журналист Виктор Весновский в своем «Путеводителе по Уралу» в 1904 году отмечал: «Дорога до Юрюзанского завода идет очень живописной местностью, среди гор, по подошвам утесов. Для проведения через горы полотна железной дороги на расстоянии первых 16 верст употреблено более 600 пудов пороха и 200 пудов динамита». Сергей Прокудин-Горский сфотографировал эти живописные места, железную дорогу, проходящую под нависающими скалами, срезанными взрывами. На одном из снимков широкая долина реки Юрюзань: вдали высокие гребни гор, голубая лента реки и ферма железнодорожного моста через нее. Так фотограф оказался в Юрюзанском заводе.

Заводской поселок разбросан по высоким берегам реки Юрюзань и по берегу большого заводского пруда. В это время в поселке проживало около 7 тысяч человек. Жили все примерно одинаково, на снимке Сергея Михайловича можно разглядеть лишь одну железную крышу, остальные дома под тесовыми. Серые дома поднимаются от берега по склону горы, на котором видны широкие полосы вырубленного леса.

Юрюзанский завод был основан в 1758 году купцами Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым для перековки катавского чугуна. Завод получил название Юрюзань-Ивановский по реке и именам владельцев. На рубеже XIX-XX веков завод заметно расширил свою деятельность. Работало 3 доменные печи, 12 сварочных печей и 8 прокатных станов. Руду для выплавки чугуна возили на лошадях из Бакальского рудника, что в 35 верстах от завода. Завод выплавлял до одного миллиона пудов чугуна и железа в год. Главной продукцией было сортовое железо, железнодорожные крепления, мостовые стропила. Экономические трудности привели к закрытию завода в июле 1908 года «как не приносящего дохода», в этом непростое время сюда и попал Сергей Прокудин-Горский.

Антипин_Юрюзанский-завод-отвод-реки.-Фотография-С.-М.-Прокудина-Горского.-1910-г.jpg
Юрюзанский завод отвод реки. Фотография С.М. Прокудина-Горского.1910 г.

В честь Рождества Христова

В путеводителе начала XX века отмечалось, что «население Юрюзани с давнего времени составляет центр раскольничьих сект: в составе населения раскольников часовенной секты до 1400 душ обоего пола, поморской — до 190 душ обоего пола, австрийской — 10 душ, единоверцев — 21 душа. Окрестные горы служат убежищем для скитников, где они занимаются огородничеством и пчеловодством». Однако в заводском поселке был свой большой храм, его массивные купола попали в объектив Сергея Прокудина-Горского.

Первая церковь в честь Рождества Христова была построена основателями предприятия в 1760-х годах. Затем храм неоднократно перестраивался, а 24 октября 1891 года он сгорел, после чего начался сбор пожертвований на новую церковь. Все жители поселка отчисляли по три копейки с каждого заработанного рубля, большую сумму пожертвовал и владелец завода князь Константин Белосельский-Белозерский.

Новая Христорождественская церковь была построена и освящена в 1904 году. Пять больших куполов возвышались над наосом (центральной частью храма), высокая колокольня увенчана куполом. Храм был построен в стиле древнерусской архитектуры: полукруглые апсиды, закомары, барабаны со щелевидными окнами, аркатурный пояс. По архитектуре и внутреннему убранству, резному позолоченному алтарю и настенным росписям этот храм выделялся из прочих окрестных церквей.

В 1930 году здание закрытой церкви было передано под клуб «Металлист», здесь установили аппаратуру для демонстрации звукового кино, ставились спектакли и концерты. В 1991 году решением Юрюзанского горисполкома здание церкви вновь передали верующим, и тогда же здесь прошло первое пасхальное богослужение. В 1993 году епископ Георгий освятил храм в честь Рождества Христова.

Сегодня | 15:23
Порядок гарантируем. Как студенту снять жилье на время учебы

«Я вам денежки принес. За квартиру, за январь. — Вот спасибо, хорошо, положите на комод» — старшее поколение помнит и этот фильм «Операция Ы», и бабушек, сдающих квартиры. Но все осталось в прошлом. Кроме студентов, которым по-прежнему надо искать, где жить на время учебы.

29.07.2021 | 13:43
Неочевидные маршруты. Российские топ-блогеры ломают стереотипы о Южном Урале

Челябинск посетили раскрученные и начинающие блогеры, которые путешествуют по стране в рамках проекта «ТопБЛОГ». Побывав в самых интересных и живописных местах Челябинской области, они поделятся впечатлениями с миллионной аудиторией и помогут нашему региону в продвижении туризма.

19.07.2021 | 13:31
Цветные рубахи. Фотограф добавил красок руднику на Урале

Люди век назад не жили в черно-белом мире, как может показаться при взгляде на старые фотографии. Сергей Прокудин-Горский летом 1910 года побывал на Бакальском руднике, на его снимках рабочие в красных, белых, синих, серых, черных, голубых, малиновых, иногда и линялых, рубахах.

05.07.2021 | 12:37
Дом князей. История Катав-Ивановска в объективе Прокудина-Горского

В прошлом выпуске рубрики «Кадры века» мы оставили фотографа Сергея Прокудина-Горского в его путешествии по Южному Уралу в Юрюзанском заводе. Оттуда его путь лежал в Катав-Ивановский завод.

Новости   
Спецпроекты