Особняк мещан Ховановых стал одним из самых красивых зданий Челябинска
Он находится в самом центре, но спрятан в тупике улицы Васенко. Во внешнем облике дома сочетается средневековая русская архитектура, классицизм, барокко, неорусский стиль и модерн.
Бриллиантовый руст
В Челябинске Дорофей Хованов открыл свое дело, торговал лесом и изделиями из леса. Его торговые лавки располагались на Восточной и Хлебной площадях города. Пробовал он заниматься и общественной работой, был членом Челябинского сиротского суда, а в 1906 году Дорофей Филиппович баллотировался в гласные Челябинской городской думы. Согласно положению, кандидата выдвигали горожане, таких было 29 человек. В итоге на выборах за Дорофея Хованова проголосовало 49 человек, а против высказалось 96, он не прошел в думу...
Торговые дела Дорофея Хованова были весьма успешны. Журналист Виктор Весновский в 1909 году в путеводителе «Весь Челябинск и его окрестности» отмечал: «Наконец, нельзя не отметить еще одну, развивающуюся с каждым годом новую отрасль торговли, именно торговлю лесом. Помимо нескольких лесных складов, существующих в городе и слободах, близ пермского переезда, между Восточным бульваром и линией Пермской железной дороги в настоящее время образовался целый лесной городок. Тут имеются конторы и склады лесных материалов: Хованова, Бормотова, Селезнева, Лаптева и Манаева, наследников Воробьева и др. Все эти лесные склады вызваны к жизни усиленным строительством в городе и отсутствием здесь строевого леса. Общий оборот лесных складов достигает до 500 000 рублей».
Успешная торговля позволила Дорофею Филипповичу купить дворовое место на улице Оренбургской (ныне улица Васенко), где сначала у него был деревянный дом с флигелем и службами оценочной стоимостью 1500 рублей, затем он пристроил каменную контору и каменные кладовые. В 1908 году предприниматель затеял большую стройку, снес старые постройки и возвел большой двухэтажный каменный дом, тот самый, который теперь объект культурного наследия. В доме было 24 комнаты, при нем флигель, кладовая, каретник, баня и навес. Заказчик, отставной солдат Дорофей Хованов, явно хотел удивить весь город.
Вот как выглядит архитектурное описание его дома: «Двухэтажное кирпичное неоштукатуренное строение на цоколе из серого гранита. Главный фасад имеет симметричную композицию с тремя ризалитами, в центре его устроен сквозной проезд во двор, закрытый глухими воротами. Над проездом — большой балкон с уникальными коваными решетками изящного рисунка. Стены главного фасада обильно декорированы кирпичной кладкой, расчленены междуэтажным карнизом, пилястры украшены «бриллиантовым» рустом. Три окна центрального ризалита на втором этаже — полуциркульные с замковым камнем, окна боковых ризалитов — прямоугольные, остальные — лучковые с замковым камнем. Над венчающим карнизом по всей длине фасада — аттик, украшенный фигурными столбиками с вазонами».
По семейной легенде, Дорофей Филиппович во время строительства своего каменного дома упал с лесов и вскоре умер. Согласно записи в метрической книге Христорождественского собора Челябинска, Дорофей Хованов умер 22 мая 1910 года «от поражения легких», отпевал его известный челябинский протоиерей и настоятель собора Дмитрий Неаполитанов, похоронен 24 мая того же года на Казанско-Богородицком кладбище Челябинска. Строительные работы заканчивал сын Геннадий.
Дом Ховановых. Вывеска «ОГПУ при Совнаркоме. Челябинский окружной отдел Уральской области». Фотография середины 1920-х годов
Дом для ЧК
Геннадий Хованов родился в 1880 году, женился на Анне Смолиной, у них было пятеро детей, которым они дали хорошее образование. Старшая дочь Олимпиада окончила Челябинскую женскую гимназию, преподавала, после революции училась в Пермском медицинском институте, но была отчислена из-за своего происхождения и дореволюционного прошлого отца. Сын Николай после окончания коммерческого училища работал бухгалтером, в 1937 году расстрелян. Геннадий Дорофеевич благополучно пережил эти годы, он умер в 1956 году. Сегодня его потомки живут в Миассе.
Геннадий Хованов сначала торговал вместе с отцом, после его смерти перенял от него место члена Челябинского сиротского суда и торговлю, однако вскоре переключился на торговлю хлебом. Вскоре Геннадий Дорофеевич столкнулся с финансовыми трудностями, он начал сдавать часть своего дома в аренду. Так, в 1913 году в доме Хованова помещения арендовал доктор-акушер Б.М. Шехтер, бывший ординатор Киевского городского родильного приюта. Он принимал по акушерству и женским болезням ежедневно с 11 до 13 и с 16 до 18 часов. В 1913 году из-за долгов Геннадий Хованов вынужден был продать свой дом с торгов.
7 апреля 1913 года челябинская газета «Голос Приуралья» сообщала, что 5 апреля городская дума обсуждала вопрос о покупке дома Хованова: «Училищная комиссия в заседании своем от 26 марта, рассмотрев вопрос о постройке здания для 4-й женской школы, высказалась за покупку дома Хованова, который будет продаваться с торгов. Заложен он в 20 тысяч рублей. Дума дает на это принципиальное согласие».
Дом Ховановых. Фотография А. Я. Крымского. 1937 год
27 апреля 1913 года Челябинский городской общественный банк в правлении банка на Ивановской улице Челябинска провел публичные торги. На продажу выставлен дом Ховановых: каменный двухэтажный дом, флигель, каменные и деревянные надворные постройки с дворовым местом площадью 458,49 квадратных саженей. Торги были назначены за «неплатеж банку по ссуде, произведенной Ховановым под залог этого имущества». Геннадий Хованов задолжал банку 22 333 рубля 30 копеек.
Дом с торгов купил верхнеуральский купец Гавриил Башкиров. Гавриил Алексеевич торговал мануфактурой, скотом, бакалеей, хлебом, кожаным товаром по всей Оренбургской губернии. Он владел золотопромывательной фабрикой, химическим заводом, мельницей, электростанцией, домами в Троицке, Кустанае, Актюбинске, поселках и станицах Верхнеуральского уезда, наконец, имением в Симбирской губернии.
У Гавриила Башкирова дом Хованова за 60 тысяч рублей выкупило товарищество «Лаптевы и Манаев» для передачи его в собственность города для размещения в нем приюта. 15 ноября 1916 года предприниматель Виссарион Лаптев выступил на заседании челябинской думы: «Переживаемое время великой мировой войны невольно вызывает чувство сострадания оставшимся бесприютным сиротам — детям наших героев-воинов, первою заботою товарищества есть желание ныне же оказать призрение сиротам — детям воинов». Новому приюту было присвоено название «Дом для призрения детей-сирот и инвалидов настоящей войны и престарелых имени товарищества «Лаптевы и Манаев».
После завершения Гражданской войны и установления советской власти бывший дом Ховановых был передан Челябинской губернской ЧК, затем здесь размещался Челябинский окружной отдел ОГПУ, сегодня ФСБ.
Поделиться