По реке Юрюзань. Заводы Урала в объективе Прокудина-Горского
Фотографа Сергея Прокудина-Горского, путешествовавшего по Южному Уралу летом 1910 года, впечатлили горы, бурные реки, геометричные закругления железной дороги и заводы, органично вписанные в ландшафт. В его объектив попали места, где природа и творения человека сплелись в единое целое.
- Вокруг Жуковой Шишки. Почему Прокудин-Горский дважды снимал станцию Симскую
- У Красной скалы. Что на Урале прозвали Русской Швейцарией
- Врата Урала. Как появился город у Казарменного гребня
Мост по кругу
Его поезд остановился около железнодорожного моста (его называют Смирновским) через Юрюзань. Здесь фотограф сделал три цветных снимках. Железная дорога в этом месте зажата между подножием скалы и рекой, огибает гору, а подпорная стенка поддерживает ее у самой воды, и в этом окружении зеленых притесов словно парит округлая ферма моста.
Река Юрюзань берет начало на высоте более 1000 метров на северо-западных склонах горы Ямантау, самого высокого и мощного горного массива Южного Урала. Эта бурная река в половодье в долинах разливается на 150-200 метров, и поэтому неслучайно Сергей Прокудин-Горский сфотографировал ледорезы на реке недалеко от Усть-Катавского завода.
Юрюзань самая быстрая и самая высокогорная река Южного Урала. Сегодня участок реки Юрюзань от Усть-Катава до поселка Верхняя Лука объявлен памятником природы с многочисленными скалами и утесами, обрывающимися к реке, которые живописно сочетаются с прибрежными ландшафтами. Сергей Прокудин-Горский сфотографировал один из таких видов, конечно, в кадр попала железная дорога вдоль крутого берега реки, а на другом берегу — темные ступенчатые скалы, покрытые редким лесом.
Нашел стрелочника
От Смирновского моста путь фотографа лежал в Усть-Катавский завод. Здесь ему встретился стрелочник, причем Сергей Прокудин-Горский сделал два снимка. На одном железнодорожник со строгим лицом, сдвинутыми бровями, он сосредоточен и серьезен, а на втором тот же человек добродушно улыбается, прищурив глаза, и эта улыбка меняет настроение кадра. Этот стрелочник, башкир по национальности, одет в национальный костюм — кафтан и неширокие штаны из черной ткани, виднеется рубаха без воротника, на ногах лапти, на голове колпак из войлока, широкий железнодорожный пояс из кожи с бляшкой, на которой герб России и буквы — С. З. Ж. Д. (Самаро-Златоустовская железная дорога). На поясе атрибуты стрелочника — сигнальные флажки и рожок, а в руке лопата — весь нехитрый инвентарь стрелочника.
На подъезде к станции Усть-Катав фотограф вновь остановился, чтобы сделать снимок. На переднем плане семафор, а вдали — станционные постройки, водонапорная башня, составы вагонов. В «Спутнике туриста по Уралу» в 1902 году местность близ станции описана как «крайне живописная, окруженная отвесными высокими скалами». Станция была основана в 1890 году. Здесь же возник небольшой поселок, где поселились строители дороги. Участок между станцией Вязовая и разъездом Яхино был наиболее трудоемким: река Юрюзань здесь была пущена по новому руслу, делались глубокие выемки в скалах. 8 сентября 1890 года через станцию Усть-Катав прошел первый поезд.
В объектив Сергея Прокудина-Горского попала одна из главных достопримечательностей окрестных мест — гора Шихан. Сегодня она на гербе города, а до революции гора называлась Никольской по часовне, которая стояла на вершине. Эта часовня была построена в память коронации императора Николая II в 1896 году и снесена в 1930-х годах.
Вагон для Тифлиса
История Усть-Катавского завода началась на полтора столетия раньше станции. Его построили как железоделательный в 1764 году предприниматели Иван Твердышев и Иван Мясников на землях, купленных у башкир Кудейской волости. Первоначально были сооружены лесопильня и судовая пристань, появился пруд. Завод входил в Катав-Ивановский горный округ, производил кричное кованое железо из чугуна Катав-Ивановского и Юрюзань-Ивановского заводов и считался вспомогательным.
В XIX веке заводом владели потомки Ивана Мясникова, породнившиеся с князьями Белосельскими-Белозерскими. В 1899 году предприятие было отдано в аренду бельгийскому акционерному обществу «Южноуральское анонимное металлургическое общество». Производство претерпело модернизацию и перепрофилирование, появились десять новых цехов, завод стал специализироваться на выпуске железнодорожного подвижного состава, прежде всего вагонов, а в 1901 году был изготовлен первый трамвайный вагон открытого типа для Тифлиса. В «Путеводителе по Уралу» 1904 года отмечалось: «В вагоностроительном заводе механическая часть поставлена образцово. Одним приемом штампуются весьма сложные металлические части вагона, свиваются из стали спиральные пружины…»
Именно эти новые цеха и увидел Сергей Прокудин-Горский, сойдя на перрон станции Усть-Катав. На его фотографиях изящные новые каменные цеха с витражными окнами, стройные ряды домов (в основном под деревянными крышами) заводского поселка, уходящие в гору. Снял фотограф и старую часть завода с двухэтажным домом конторы и провалившейся крышей одного из цехов, очевидно, предназначенного под снос.
Храм у пруда
Пожалуй, самая живописная фотография Усть-Катава — это его центр с прудом, плотиной, старыми заводскими постройками и храмом. До революции в Усть-Катаве было две церкви, и обе попали в объектив.
В 1799 году Екатерина Козицкая (дочь Ивана Мясникова, унаследовавшая завод) заложила недалеко от плотины каменную церковь в честь Рождества Христова — строгий, массивный, невысокий каменный храм с белоснежными стенами и зелеными куполами. В середине XIX века он существенно пострадал от пожара, но был восстановлен. Его хорошо видно на одной из фотографий Сергея Прокудина-Горского.
Второй храм из-за яркого солнца почти сливается с домами и склоном горы, это церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. К 1890 году население заводского поселка достигло 4,5 тысячи человек, назрела необходимость еще в одном приходе, поэтому прихожане начали сбор пожертвований на строительство. Его освящение состоялось в 1911 году, тогда в России отмечалось 50-летие отмены крепостного права, а храмы повсеместно освящались в память небесного покровителя императора Александра II. Храм построен в краснокирпичном стиле с зелеными куполами, на снимке 1910 года он еще без крестов.
Оба храма были закрыты в 1930-х годах. Александро-Невскую церковь переоборудовали под рабочий клуб, а в 1952 году вовсе снесли, у Христорождественской разобрали купол и колокольню, в ней разместился продовольственный магазин. В 1991 году здание Христорождественской церкви было возвращено верующим, началось восстановление, а в 1992 году епископ Георгий вновь его освятил.
Поделиться