Уроки выживания. Можно ли прекратить буллинг в школах

Помню, как мальчишка с нашего двора однажды плелся домой, растирая непослушные слезы по щекам. Он тогда учился то ли в 5, то ли в 6 классе. Никогда не был двоечником, но мне в лицо прокричал сквозь слезы: «Я туда больше не пойду!» Туда — это в школу, в класс, где он внезапно стал объектом насмешек и издевок.
Меры борьбы
Может, поэтому решили научить наших педагогов с ней бороться. В рамках проекта «Региональная образовательная платформа #медиабезопасность74» разработан дистанционный курс занятий «Актуальные инструменты работы профилактики буллинга в образовательной среде». Причем данный эксперимент создан не просто так: именно россияне больше других подвержены физическому и эмоциональному насилию. Неужели все настолько плохо, что наших учителей стало необходимо учить не просто контролировать взаимодействие в классе, но и бороться с травлей, а еще лучше — предотвращать ее? Постараемся разобраться на примере самой популярной для травли среды — школы.

Я считаю, что в буллинг вовлечены все, потому что каждый, так или иначе, играет свою роль. Вспомните себя в школьные годы: ребята в классе наверняка делились на какие-то группы. Были те, кто вечно задирался, обзывался и плохо вел себя на уроках, то есть агрессоры. Те, кого задирали и обзывали, то есть жертвы. И сторонние наблюдатели, которые предпочитали не вставать ни на чью сторону. Все эти типы можно встретить и сегодня. Но важно именно понять не то, в какой группе ваш собственный ребенок, а почему он в ней.
Реальная жизнь
Найти пример школьной травли очень легко. Я, например, обратилась к студентке 4 курса филологического факультета ЮУрГГПУ Ксении Дубновой, которая в этом учебном году проходила практику в школе в качестве учителя русского языка в 5 классе. Ксения сообщила мне, что еще до знакомства с детьми ее предупредили, что ребята не из легких, и это оказалось правдой. «Объект травли обнаружился буквально в первый же день. Это был праздник – день всех влюбленных, и ребятам нужно было попарно обменяться валентинками, т.е. мальчик девочке и наоборот. С одним из мальчиков не только никто не захотел обмениваться, его буквально, говоря современным языком, захейтили, вследствие чего произошла истерика». Но больше всего практикантку поразила реакция учителя, а именно игнорирование подобных ситуаций, которые, к слову, происходили довольно часто. Мальчик истерил по разным причинам и в ответ получал оскорбления и смешки. То есть он буквально сам являлся причиной буллинга. «Истерики ребенка не есть норма, — считает Ксения Дубнова. — Возможно, у него какие-то психологические проблемы, поэтому нужно общаться с родителями и психологом. С классом тоже необходимо разговаривать, просить как-то спокойно реагировать. Или же отличать самого ученика, хвалить за какую-то работу, чтобы другие это видели. Вариантов много. Однако мне, если честно, было трудно сориентироваться во время его истерик».

Получается, что жертва сама виновата в том, что ее травят. Но ведь часто инициатором буллинга становится лидер, за которым идут все остальные. И выбирает он себе в жертву того, кто не хочет за ним идти. Вроде «или ты, или тебя». Но при этом многие люди вообще считают виновным учителя, ведь он, видя нездоровую обстановку в классе, должен с ней что-то делать, потому что знает своих детей и то, на что они способны. Какой-то ребенок имеет сильный внутренний стержень, не поддается на провокации и обзывается в ответ, а какой-то сразу плачет. Считается, что худшие жертвы — это тихони, ведь от них можно ожидать все что угодно. Сколько у нас сейчас случаев вооруженного нападения на школу? А самоубийств? Очень плохо и страшно не знать, что творится в голове у ребенка, который подвергается травле, ведь в какой-то момент он дойдет до точки кипения и буквально взорвется на всех и вся.
Мнение экспертов
А что про буллинг говорят специалисты? Например, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ЮУрГГПУ Елена Василенко считает, что самым эффективным способом в борьбе с травлей является работа с лидерами мнений в классе. «Классный руководитель именно их должен привлечь как помощников в борьбе с этим явлением, показать им, что он видит в них лидеров, которые могут повлиять на ситуацию, что он уверен в их лидерских способностях и прочее. Но сейчас надо справиться с этой нездоровой ситуацией в классе, и он очень на них рассчитывает. Необходимо продумать шаги, которые они помогут предпринять, чтобы остановить одноклассников». Также специалист предлагает провести тренинги сплочения коллектива и конструктивного разрешения конфликтов. «Что же касается самой жертвы, — продолжает психолог, — то ключевыми являются психологическая поддержка со стороны педагогов и родителей, повышение уверенности, создание ситуаций успеха, включение в небольшие группы из «мягких» в общении одноклассников».

Учитель учителем, но ведь не только он имеет влияние на детей. Первоначальным авторитетом все же являются родители, которые, по сути, знают свое чадо как облупленного и подозревают, какую роль он играет в школьном коллективе. Но и в этом случае хорошо бы поговорить с ребенком, узнать не только его мысли и поступки, но и обстановку в классе. Вдруг кому-то нужна помощь?
Буллинг — это действительно серьезная и страшная тема, поднимаемая неоднократно как в СМИ, так и в литературе и кинематографе (вспомните знаменитое «Чучело»). Множество плохих примеров того, чем оборачивается травля, множество советов педагогов, психологов, родителей о том, что нужно делать. Но ведь буллинг никуда не исчезает. Он как был много лет назад, так есть и сейчас. Это не значит, что все советы бесполезны. Просто на практике все оказывается по-другому, поэтому и востребованы курсы по борьбе с буллингом.
Поделиться