Город на бумаге. Каким Челябинск мог бы быть
В Доме архитектора открылась выставка «Бумажная архитектура Челябинска».
С этой точки зрения название выставки не совсем точное. Среди 109 экспонатов есть реализованные и узнаваемые объекты, но «урезанные», значительно отличающиеся от их первоначального варианта.
От крепости до современности
На открытие выставки в минувшую пятницу пришло много посетителей. Зрителей предупредили: просто так созерцать экспонаты не получится. Их надо внимательно разглядывать, сопоставлять адреса и включать воображение. Экскурсоводы вам в помощь с увлекательными историями о городе и о людях, которые хотели сделать его красивым.
Председатель общественного фонда «Южный Урал» Гаяз Самигулов рассказал об экспонатах дореволюционного периода. Первый проектный план относится к 1768 году, второй появился через 16 лет. Надо заметить, архитекторы тогда не жаловали небольшой населенный пункт, в котором проживало примерно 5 тысяч человек. В устройстве города принимали участие землемеры и таксаторы.
Специалисты прикоснулись к облику города уже в индустриальный, довоенный период. О чертежах из советского времени поведала кандидат искусствоведения и советник РААСН Евгения Конышева. Судя по всему, когда Челябинск посетили представители ленинградской школы архитектуры, им открылась такая неприглядная картина, что они предложили снести весь центр и построить его заново. Это касалось двух площадей — Ярославского и Революции. Проектировщики предлагали интересное решение с набережной в окрестностях улиц Кирова и Цвиллинга, с двумя мостами и лестничным спуском к реке.
Ничего лишнего
В ноябре 1954 года ЦК КПСС и СМ СССР выпустили документ «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», который нанес сокрушительный удар по творчеству архитекторов. Под разнос попали известные в Челябинске здания, которые нам нравятся до тех пор, пока мы не увидим, какими они должны были стать.
К примеру, жилой дом на проспекте Ленина с условным названием «Уральский сувенир» или квартал ЮУЖД, который примыкает к площади Революции. Когда архитектора Евгения Александрова спрашивали, его ли это проекты, он отвечал: и да, и нет, потому что из первоначального варианта исчезли эркеры, колонны, башни, шпили и несколько этажей.
Та же участь постигла здание публичной библиотеки (автор Мария Петрова): в проекте был задуман закрытый комплекс с фонтанами и скульптурами на фронтоне.
Город в мечтах
Почетной гостьей вернисажа стала председатель Фонда социальных, культурных и образовательных инициатив Ирина Текслер. Для нее экскурсию провел главный архитектор Челябинска Павел Крутолапов. Они дольше задержались возле современных проектов. В отличие от исторической части выставки эти работы еще вполне жизнеспособны.
— Многие идеи можно применить, — сказала Ирина Николаевна. — Однако дореволюционные проекты с высоты сегодняшних лет тоже интересны. Да, все это устарело, но люди тогда в своих мечтах видели красивый город. Символично, что выставка открывается накануне юбилея города. Самое время подумать о том, как мы жили и как живем сегодня.
— Эта выставка может послужить будущему поколению, — подтверждает Павел Крутолапов. — Потому что понимание того, как наши отцы, деды представляли пространство города, очень важно. Когда мы предлагаем новые решения, неплохо бы знать, как это задумывалось. Мы должны понимать город и чувствовать его чуть ли не тактильно. И эта выставка нам в помощь.
Меньше фальшивых нот
Все то время, пока шла официальная часть открытия вернисажа, на улице работала импровизированная архитектурная мастерская, где челябинцы создавали свои проекты: кто-то задумал театр на Северо-Западе, кто-то — детскую площадку с яблоневым садом в центре. Руководила процессом художник-иллюстратор Ирина Климина.
— Архитекторы сегодня как никогда нужны Челябинску, — считает Ирина. — Потому что горожане стали понимать, как важно, чтобы наш город стал красивым. И если архитектура — это застывшая музыка, то фальшивых нот становится меньше. У меня всегда была мечта жить в городе с хорошей городской средой. Одно время я даже хотела куда-нибудь переехать. Но сейчас мне нравится жить здесь. Город становится комфортным. И это очень радует.
По словам Павла Крутолапова, выставка — это только начало большой работы по сохранению наследия челябинской архитектуры. Нереализованные проекты не стали неинтересными только потому, что когда-то их не взяли в расчет развития города. В них много труда, таланта, души и любви — сначала к небольшому населенному пункту, а потом и к крупному мегаполису, которым сегодня является наш Челябинск.
Справка «ЮП»
Организаторами выставки «Бумажная архитектура Челябинска» выступили Фонд социальных, культурных и образовательных инициатив 2020, Агентство инновационного и инвестиционного развития города Челябинска, управление архитектуры города Челябинска, Центр историко-культурного наследия города Челябинска, общественный фонд «Южный Урал», проектная мастерская Escher.
Поделиться