Едем по зеленому. Как обновляют электротранспорт в Челябинске
В областном центре впервые за десятилетия начали обновлять общественный транспорт. Началось все с автобусов, и вот очередь дошла до трамваев.
- В центре Челябинска обновят трамвайные пути за 85 миллионов
- В Челябинске на линию вышли новые трамваи
Собрали трамваи
Новенькие зеленые вагоны ждали своего часа в трамвайном депо № 1. Здесь же компания СТМ (АО «Синара-Транспортные машины»), которая поставляет трамваи в Челябинск, организовала цех досборки и планового обслуживания. Трамваи приходят в Челябинск из Усть-Катава не в готовом виде. Окончательную сборку вагонов осуществляют на месте.
Как ведется эта работа, проверил губернатор Алексей Текслер. Глава региона прибыл в депо, где рабочие завершали подготовку последних двух трамваев, и пообщался с сотрудниками завода АО «УКВЗ». Рабочие завода как никто приложили руку к обновлению транспорта в областном центре и теперь занимаются досборкой и комплексной подготовкой вагонов к эксплуатации. По их словам, при производстве учитывали все пожелания пассажиров. Начинка у нового транспорта очень современная, при этом модели являются еще и энергоэффективными. Потребление энергии сократилось примерно на 15 % по сравнению со старыми трамваями.
«В Челябинске с советских времен не было серьезной модернизации электротранспорта. Это одна из задач, и в дополнение к обновлению трамвайного и троллейбусного парка займемся полной заменой инфраструктуры. Это большие инвестиции, но на это надо пойти, — отметил Алексей Текслер. — В течение нескольких лет поменяем все трамваи и троллейбусы, обновим инфраструктуру. Все это крайне необходимо, будем в это вкладываться и таким образом превращать наш электрический транспорт в самый доступный и самый комфортный. Как это, кстати, всегда в Челябинске и было».
Естественно, десятью вагонами дело не ограничится. Еще два десятка трамвайных вагонов привезут до конца этого года. По словам руководителя регионального миндортранса Алексея Нечаева, процесс постараются ускорить, однако все будет зависеть от мощностей УКВЗ. Кроме Челябинска десять новых трамваев по программе «Чистый воздух» получит и Магнитогорск.
«До этого к нам на обкатку привозили разные трамваи. Подобный вагон для Челябинска купили еще в 2015 году. Он до сих пор работает, и никаких претензий к нему нет, если не считать, что это уже устаревшая модель. Что касается трамваев из новой партии, на них уже обновленная маска, вагоны оснащены системой кондиционирования, USB-зарядкой, предусмотрено кнопочное открывание дверей. Можно сказать, что новые модели самые современные», — отметил министр дорожного хозяйства и транспорта.
Фото Людмилы Ковалевой
Без лишней нагрузки
Новые вагоны — это всего лишь часть глобального обновления инфраструктуры электротранспорта. Речь идет о железнодорожном полотне и контактной сети. Кроме того, в эти проекты будет входить и новая линия — на Северо-Запад, на Университетскую набережную, с интеграцией в метротрамвай, плюс дополнительный переезд от вокзала в Ленинский район. Понятно, что на реализацию этих планов потребуются немалые вложения. Одномоментно такую сумму из областного бюджета не возьмешь. Поэтому модернизацию городского электротранспорта реализуют с привлечением инфраструктурных кредитов с льготной процентной ставкой. В планах завершить все работы до 2026 года.
«Это незначительная нагрузка на региональный бюджет. Но это дает возможность нам заниматься обновлением инфраструктуры, а не говорить об этом десятилетиями. Здесь подход совершенно другой. У региона практически нулевая закредитованность, а ставка по бюджетным кредитам всего 3-3,5 %. Это самые дешевые и комфортные деньги, плюс совершенно новое развитие региона», — отметил Алексей Текслер.
Фото Людмилы Ковалевой
По словам главы региона, все сбалансированно и никаких дополнительных проблем для регионального бюджета эти проекты создавать не будут. При этом они дадут совершенно новое качество жизни, новую притягательность Челябинска и, соответственно, изменят облик областного центра. Сами по себе займы являются очень льготными, а срок возврата средств составляет 15 лет.
Что касается планов по обновлению общественного транспорта, их реализуют уже не первый год. Глава региона признался, что еще в 2019 году первым проектом, с которым он ознакомился в качестве руководителя области, было создание платных парковок.
«Я удивился, учитывая, что общественный транспорт находился просто в нулевом состоянии развития. Поэтому сказал: нет, сначала дадим возможность людям пользоваться современным, комфортным и безопасным общественным транспортом, а после этого будем говорить уже о платных парковках и прочих современных методах сделать город более комфортным для пешеходов. Все это комплексная единая задача», — добавил Алексей Текслер.
Фото Людмилы Ковалевой
Проезд оплачен
Перед отправкой по маршрутам губернатор поговорил с вагоновожатыми и частично рассказал им о планах, которые подробно описаны выше. Кроме того, глава региона сообщил приятную новость, что ставил задачу руководству города и «ЧелябГЭТ» повысить заработную плату сотрудникам предприятия.
«Считаю, что вместе с обновлением транспорта должны расти и доходы работников этой сферы», — отметил Алексей Текслер.
Решение, в общем-то, оправданное. Ну не могут машинисты и кондукторы работать на новых машинах по старым правилам и со старой зарплатой. У работников и пассажиров трамваев должна сложиться новая культура и новое понимание этого вида транспорта. Кстати, в день презентации трамвайные команды облачились в красивую униформу. Было бы здорово, если бы они работали в ней всегда…
Фото Людмилы Ковалевой
Ну помечтали, и будет. После воодушевляющих разговоров трамваи один за другим выехали из депо. В последний погрузились и мы. В первой поездке по городу участвовала и мэр Челябинска Наталья Котова. К слову, Алексей Текслер, градоначальница и все остальные чиновники оплатили проезд, так что можно считать, что трамваи встали на линию официально.
Впечатления от поездки остались самые положительные. Нет никакого лишнего шума, вагон идет плавно, а главное, в салоне очень много места. При этом шум, наверное, главный показатель качества. В старых трамваях нереально даже поговорить по телефону, голос собеседника просто тонет в стуках колес и вагонной тряске. В новых же вагонах об этом и речи нет. Живой пример: через несколько остановок в трамвай, где ехала вся наша компания, зашла женщина и оживленно начала рассказывать кому-то по телефону, что едет в одном вагоне с губернатором и «толпой каких-то непонятных людей». Говорила, мол, трамвай новый для Челябинска купили. Купили-купили, да не один, а уже целых десять!
Поделиться