Челябинские ученые выяснили, чем опасны осложнения при ковиде

10 Января 2022 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Олег Каргаполов («Вечерний Челябинск»)
Челябинские ученые выяснили, чем опасны осложнения при ковиде

Почему возникает устойчивость бактерий к антибиотикам.

Южноуральские микробиологи выяснили, какие бактерии набирают силу при осложнениях COVID-19 и почему это происходит.

По словам ученых, новый тип коронавируса несет большую угрозу для человечества, и не только из-за «ковидной» инфекции, но и из-за возможных бактериальных осложнений. Так называемые сопутствующие бактериальные инфекции могут привести к тяжелому течению болезни и даже к летальному исходу. Как эти микроорганизмы связаны с COVID-19 и можно ли от них защититься?

Как пояснила доцент кафедры микробиологии, иммунологии и общей биологии биологического факультета ЧелГУ Наиля Хайдаршина, бактериальным осложнениям при ковиде больше подвержены пациенты из группы риска: пожилые люди, а также имеющие хронические заболевания. По данным медиков, на вторичную бактериальную пневмонию приходится большинство смертей от COVID-19.

Исследования, проводимые в ЧелГУ вместе с врачами горбольницы № 6 Челябинска, показали, что это во многом вызвано особенностями вызывающих осложнения микроорганизмов. Изучая ткань легкого пациентов, умерших после заражения коронавирусом, микробиологи выяснили, что вторичную бактериальную инфекцию при COVID-19 в основном вызывают патогены определенного типа — клебсиеллы.

Наука_Боровикова.jpg
Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)

«Инфекции нижних дыхательных путей происходят, когда выделяется только один вид возбудителя, — поясняет Наиля Хайдаршина. — А для ковидных осложнений характерно сочетания двух или более видов бактерий».

Биологи выделяют чистые бактериальные культуры, изучают их заразность, чувствительность к антибактериальным препаратам, выявляют механизмы устойчивости к ним. Как выяснилось, наибольшее число штаммов, проявляющих устойчивость к большинству антибиотиков, относятся именно к этому типу. Эта защитная «броня» — результат генных мутаций. При этом, как выяснили микробиологи, именно этот вид микробов стал главным возбудителем вторичной инфекции у больных ковидом.

По данным Всемирной организации здравоохранения, основная причина устойчивости микроорганизмов к антибиотикам — нерациональное применение антибактериальных препаратов в медпрактике. По мнению ученых, свой «вклад» в это вносит и ковид, при лечении которого назначают одни и те же лекарства, к которым микробы постепенно «привыкают» и те уже не приносят нужного эффекта.

«Антибактериальные препараты следует применять только при развивающемся бактериальном процессе, — предупреждает Наиля Хайдаршина. — Эта группа веществ не активна в отношении вирусов и других микроорганизмов и в большинстве случаев неэффективна в плане профилактики бактериальных осложнений. На фоне нерационального применения антибиотиков возможно развитие механизмов резистентности — сопротивляемости им микробов. Сегодня медики и биологи обеспокоены тем, что через некоторое время мы получим такие бактерии, с которыми будет бороться еще сложнее, чем сейчас. Пока непонятно, как эти микроорганизмы будут мутировать дальше, какой набор генов приобретут через некоторое время».

Наука_Каргаполов_120332700.jpg

По словам исследователей, это проблема общемирового масштаба. Для ее решения потребуется объединить усилия ученых самых разных областей, в том числе по изучению механизмов устойчивости к антибиотикам. Биологи ЧелГУ также исследуют способность бактерий вызывать заболевание, что позволит понять, насколько опасен тот или иной штамм.

«К примеру, выявленный нами главный возбудитель постковидных инфекций, присутствующий в окружающей среде и в организме человека, еще недавно считался неопасным видом бактерий, — говорит Наиля Хайдаршина. — Его относили к категории условно-патогенных микроорганизмов, опасных только для пациентов, имеющих сниженный иммунитет. У здоровых людей этот микроорганизм ранее не был способен вызвать заболевание. Но в последнее время все чаще стали говорить о том, что он становится опасным и для здорового человека».

Биологи продолжают исследования, определяя, где встречается мутировавший микроб, изучают его генотип. К примеру, по их данным, в Челябинске большая часть заражений происходит во время лечения в ковидном госпитале. В то же время уже известны случаи, когда почти не поддающиеся лечению антибиотиками микроорганизмы встречаются и у отдельных амбулаторных больных.

Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

20.03.2024 | 08:32
Могут ли вспышки на Солнце изменить жизнь на Земле

По мнению южноуральского астрофизика, такой вариант маловероятен.

19.03.2024 | 08:33
Как гормоны влияют на мозг человека весной

Этот и другие вопросы обсудили на телемосте в ИЦАЭ Саратова и Челябинска.