Будут двойки? Зачем по всем предметам обновили задания ЕГЭ

15 Февраля 2022 Автор: Юлия Махлеева Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)
Будут двойки? Зачем по всем предметам обновили задания ЕГЭ


Теперь в них делается больший акцент на практику. Южноуральские учителя прокомментировали, какие предметы станет сдавать сложнее, а какие легче.

Во это задачка

Несмотря на то что процедура проведения ЕГЭ существует уже более 20 лет, споры вокруг нее не угасают до сих пор. Одна из претензий — шаблонность заданий, что, по мнению некоторых экспертов, не позволяет оценить умение школьников рассуждать и думать. В ответ на критику разработчики контрольно-измерительных материалов ежегодно вносят в них какие-то изменения. Например, ранее в ряде предметов практически полностью исчезла тестовая часть. А новшество предстоящей экзаменационной волны — практикоориентированность. Теперь во многих заданиях делается ставка не на проверку предметных знаний, а на то, как школьники умеют их использовать в повседневной жизни. Экзаменационные материалы ЕГЭ-2022 года были обновлены на основе ФГОС среднего общего образования абсолютно по всем предметам. Весомые изменения отразились в том числе на обязательном для сдачи предмете — базовой математике.

«Мы уже порешали тренировочные тесты этого года. Я бы не сказала, что базовая математика стала намного сложнее, — комментирует учитель математики челябинской школы № 15 Ирина Васильева. — Одно из заметных изменений: задача 20 практического содержания из профильной математики первой части теперь «переселилась» в ЕГЭ по базовой математике. Это же задание теперь встречается и в ОГЭ, только во второй, более сложной части. Что это за задачи? Например, на движение, где составляется дробно-рациональные уравнения. Сложно ли оно? Вообще это задание уровня 8-9-го класса, а не 10-11-го класса. Подготовиться к нему будет вполне по силам выпускникам этого года. Также добавлено задание 5 на умение выполнять действия с геометрическими фигурами. Вот над ним школьникам придется поломать голову. Там нужны знания не только из области математики, а к примеру, географии. Дается карта на сетчатой бумаге, и нужно найти площадь острова».

ЕГЭ_Куткин_164917722.jpg

Еще сложнее придется выпускникам, которым для поступления в вуз необходима профильная математика. «Двоек будет много», — так охарактеризовали демоверсию по данному предмету южноуральские учителя.

«Профильную математику, на мой взгляд, усложнили очень сильно. В нее, например, включили новое задание 9 на график функций. Это не только тригонометрические, показательные, логарифмические функции (10-11-й класс), но и квадратичные, линейные, функции обратной пропорциональности и кусочные функции (7-9-й класс). Для решения этой задачи нужно сделать очень много действий: посмотреть движение графика вдоль осей, растяжение и сжатие, нахождение коэффициентов, затем определить значение найденной функции в какой-то точке. Детям оно дается очень тяжело, — отмечает Ирина Васильева. — В целом я не соглашусь, что ЕГЭ учит мыслить шаблонно. По крайней мере, вторую часть экзамена по математике уж точно не выполнить без умения размышлять и думать».

Больше не сочиняем

Экзамен по истории у южноуральских выпускников никогда не пользовался большой популярностью. А зря, ведь в этом году он, по мнению, педагогов, стал намного легче. Главное отличие этого года — из КИМов исчезло историческое сочинение.

«Это было одно из самых тяжелых заданий для детей на 12 баллов. Но, к сожалению, не у всех из них существуют такие умения, как способность рассуждать, анализировать, проводить горизонтальные и вертикальные связи. Чаще всего при подготовке к историческому сочинению дети заучивали шаблоны из интернета, и лишь единицы вкладывали в него свои мысли, — комментирует учитель истории и обществознания копейской школы № 7, одна из победительниц Всероссийского конкурса «Учитель будущего-2021» Оксана Саратовкина. — В целом экзамен по истории стал значительно легче, но в то же время он действительно проверяет у выпускников знание этого предмета: это фактологический материал, понятийный аппарат, причинно-следственные связи, понимание процессов, историческое мышление. Во второй части остались задания по работе с документом, историческим источником, которые в том числе позволяют оценить функциональную и читательскую грамотность ребенка. В целом задания стали более интересные. Когда мы решаем тренировочные тесты, я вижу даже азарт у выпускников».

ЕГЭ_Куткин_165173663.jpg

Самым сложным, по мнению Оксаны Саратовкиной, является последнее, новое, задание 19 на аргументацию. Дело в том, что оно проверяет знание не только истории Российского государства, но и всемирной истории. Вот пример: «В 1861 году произошла отмена крепостного права в России, а в 1865 году отменили рабство в США. Существует точка зрения, что эти события имели серьезные последствие для развития этих государств. Приведите аргументы, подтверждающие эту точку зрения, для России и для США».

«То есть последствия надо знать для каждого государства в отдельности, и это задание всего 4 балла. С другой стороны, если историю США дети не вспомнят, то уж по истории России смогут привести аргументы и заработают хотя бы 2 балла», — уверена Оксана Саратовкина.

С опорой на регион

Куда сложнее заработать баллы станет в этом году на ЕГЭ по обществознанию, самому популярному предмету по выбору у южноуральских выпускников. По словам Оксаны Саратовкиной, в этом году изменилась система его оценивания во второй части. Если ребенок допускает в задании хотя бы одну ошибку, но многое сделал правильно, то ему могут поставить ноль баллов.

«Последнее задание в ЕГЭ по обществознанию очень тяжелое. Ребенок должен показать не только явления, происходящие в России, но с опорой на региональный компонент. То есть они должны проиллюстрировать какой-либо процесс на примере Челябинской области. С сентября эту новую типологию заданий мы активно осваиваем», — поясняет Оксана Саратовкина.

ЕГЭ_Куткин_основной_165046041.jpg

Экзамен по географии также «прокачали» под современные реалии. Теперь в нем проверяется не только знание фактов, цифр, расположения географических объектов, но и умение пользоваться географическими знаниями в повседневной жизни. Для этого были разработаны задания на основе сообщений СМИ, последних достижений географической науки или просто интересных фактов. В общем, думать надо будет много.

Южноуральские педагоги сходятся во мнении, что в этом году из-за повышенной сложности заданий стобалльников может быть меньше. С другой стороны, федеральные эксперты дают свои консультации по поводу решения новых задач. И дети, которые нацелены на высокий результат, сейчас активно занимаются проработкой демоверсий по предметам, необходимым им для поступления. Времени на подготовку у них еще достаточно. Основной период экзаменационной волны пройдет с 26 мая по 21 июня.

Поделиться

27.05.2022 | 17:35
Челябинцы на «Весне студенческой» докажут эффективность сотворчества

В Челябинске прошла генеральная репетиция «Весны студенческой — 2022». Скоро, 4 июня, южноуральская команда выйдет на сцену драмтеатра со своей оригинальной программой.

26.05.2022 | 10:03
Вкусно в школе. Как улучшить качество питания в столовых?

Сегодня каждый учащийся проводит в школе не менее 30 % своего времени. В связи с этим не теряет актуальности вопрос качественного питания в учебных заведениях.

26.05.2022 | 17:02
Стоит ли вузам отказываться от бакалавриата и магистратуры

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что Россия выйдет из Болонской системы высшего образования.

26.05.2022 | 15:59
Увеличение прожиточного минимума повлияет на рост размеров социальных пособий

Об этом заявил председатель Законодательного Собрания Челябинской области Александр Лазарев.

Новости   
Спецпроекты