Будут двойки? Зачем по всем предметам обновили задания ЕГЭ

15 Февраля 2022 Автор: Юлия Махлеева Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)
Будут двойки? Зачем по всем предметам обновили задания ЕГЭ


Теперь в них делается больший акцент на практику. Южноуральские учителя прокомментировали, какие предметы станет сдавать сложнее, а какие легче.

Во это задачка

Несмотря на то что процедура проведения ЕГЭ существует уже более 20 лет, споры вокруг нее не угасают до сих пор. Одна из претензий — шаблонность заданий, что, по мнению некоторых экспертов, не позволяет оценить умение школьников рассуждать и думать. В ответ на критику разработчики контрольно-измерительных материалов ежегодно вносят в них какие-то изменения. Например, ранее в ряде предметов практически полностью исчезла тестовая часть. А новшество предстоящей экзаменационной волны — практикоориентированность. Теперь во многих заданиях делается ставка не на проверку предметных знаний, а на то, как школьники умеют их использовать в повседневной жизни. Экзаменационные материалы ЕГЭ-2022 года были обновлены на основе ФГОС среднего общего образования абсолютно по всем предметам. Весомые изменения отразились в том числе на обязательном для сдачи предмете — базовой математике.

«Мы уже порешали тренировочные тесты этого года. Я бы не сказала, что базовая математика стала намного сложнее, — комментирует учитель математики челябинской школы № 15 Ирина Васильева. — Одно из заметных изменений: задача 20 практического содержания из профильной математики первой части теперь «переселилась» в ЕГЭ по базовой математике. Это же задание теперь встречается и в ОГЭ, только во второй, более сложной части. Что это за задачи? Например, на движение, где составляется дробно-рациональные уравнения. Сложно ли оно? Вообще это задание уровня 8-9-го класса, а не 10-11-го класса. Подготовиться к нему будет вполне по силам выпускникам этого года. Также добавлено задание 5 на умение выполнять действия с геометрическими фигурами. Вот над ним школьникам придется поломать голову. Там нужны знания не только из области математики, а к примеру, географии. Дается карта на сетчатой бумаге, и нужно найти площадь острова».

ЕГЭ_Куткин_164917722.jpg

Еще сложнее придется выпускникам, которым для поступления в вуз необходима профильная математика. «Двоек будет много», — так охарактеризовали демоверсию по данному предмету южноуральские учителя.

«Профильную математику, на мой взгляд, усложнили очень сильно. В нее, например, включили новое задание 9 на график функций. Это не только тригонометрические, показательные, логарифмические функции (10-11-й класс), но и квадратичные, линейные, функции обратной пропорциональности и кусочные функции (7-9-й класс). Для решения этой задачи нужно сделать очень много действий: посмотреть движение графика вдоль осей, растяжение и сжатие, нахождение коэффициентов, затем определить значение найденной функции в какой-то точке. Детям оно дается очень тяжело, — отмечает Ирина Васильева. — В целом я не соглашусь, что ЕГЭ учит мыслить шаблонно. По крайней мере, вторую часть экзамена по математике уж точно не выполнить без умения размышлять и думать».

Больше не сочиняем

Экзамен по истории у южноуральских выпускников никогда не пользовался большой популярностью. А зря, ведь в этом году он, по мнению, педагогов, стал намного легче. Главное отличие этого года — из КИМов исчезло историческое сочинение.

«Это было одно из самых тяжелых заданий для детей на 12 баллов. Но, к сожалению, не у всех из них существуют такие умения, как способность рассуждать, анализировать, проводить горизонтальные и вертикальные связи. Чаще всего при подготовке к историческому сочинению дети заучивали шаблоны из интернета, и лишь единицы вкладывали в него свои мысли, — комментирует учитель истории и обществознания копейской школы № 7, одна из победительниц Всероссийского конкурса «Учитель будущего-2021» Оксана Саратовкина. — В целом экзамен по истории стал значительно легче, но в то же время он действительно проверяет у выпускников знание этого предмета: это фактологический материал, понятийный аппарат, причинно-следственные связи, понимание процессов, историческое мышление. Во второй части остались задания по работе с документом, историческим источником, которые в том числе позволяют оценить функциональную и читательскую грамотность ребенка. В целом задания стали более интересные. Когда мы решаем тренировочные тесты, я вижу даже азарт у выпускников».

ЕГЭ_Куткин_165173663.jpg

Самым сложным, по мнению Оксаны Саратовкиной, является последнее, новое, задание 19 на аргументацию. Дело в том, что оно проверяет знание не только истории Российского государства, но и всемирной истории. Вот пример: «В 1861 году произошла отмена крепостного права в России, а в 1865 году отменили рабство в США. Существует точка зрения, что эти события имели серьезные последствие для развития этих государств. Приведите аргументы, подтверждающие эту точку зрения, для России и для США».

«То есть последствия надо знать для каждого государства в отдельности, и это задание всего 4 балла. С другой стороны, если историю США дети не вспомнят, то уж по истории России смогут привести аргументы и заработают хотя бы 2 балла», — уверена Оксана Саратовкина.

С опорой на регион

Куда сложнее заработать баллы станет в этом году на ЕГЭ по обществознанию, самому популярному предмету по выбору у южноуральских выпускников. По словам Оксаны Саратовкиной, в этом году изменилась система его оценивания во второй части. Если ребенок допускает в задании хотя бы одну ошибку, но многое сделал правильно, то ему могут поставить ноль баллов.

«Последнее задание в ЕГЭ по обществознанию очень тяжелое. Ребенок должен показать не только явления, происходящие в России, но с опорой на региональный компонент. То есть они должны проиллюстрировать какой-либо процесс на примере Челябинской области. С сентября эту новую типологию заданий мы активно осваиваем», — поясняет Оксана Саратовкина.

ЕГЭ_Куткин_основной_165046041.jpg

Экзамен по географии также «прокачали» под современные реалии. Теперь в нем проверяется не только знание фактов, цифр, расположения географических объектов, но и умение пользоваться географическими знаниями в повседневной жизни. Для этого были разработаны задания на основе сообщений СМИ, последних достижений географической науки или просто интересных фактов. В общем, думать надо будет много.

Южноуральские педагоги сходятся во мнении, что в этом году из-за повышенной сложности заданий стобалльников может быть меньше. С другой стороны, федеральные эксперты дают свои консультации по поводу решения новых задач. И дети, которые нацелены на высокий результат, сейчас активно занимаются проработкой демоверсий по предметам, необходимым им для поступления. Времени на подготовку у них еще достаточно. Основной период экзаменационной волны пройдет с 26 мая по 21 июня.

Поделиться

07.02.2023 | 12:41
Гигантская аневризма аорты едва не стоила жизни жительнице Магнитогорска

Сердечно-сосудистые хирурги Федерального кардиоцентра удалили у молодой женщины гигантскую аневризму аорты, которая сдавливала пищевод, трахею и грозила фатальным исходом. Развитие такой аномалии вполне могла спровоцировать беременность двойней.

06.02.2023 | 10:06
На Южном Урале задумали технологический прорыв

В регионе утвердили план мероприятий Десятилетия науки и технологий.

03.02.2023 | 13:13
Золото для всех. В школах с нового учебного года начнет действовать единый стандарт образования

С 1 сентября во всех школах появится единая школьная программа, так называемый золотой стандарт знаний по всем предметам. Ниже этой базы учебным заведениям опускаться будет нельзя. Для каждой дисциплины при этом разработают новые учебники. Готовы ли к нововведениям южноуральские учителя и что делать школам с уже закупленной литературой.

02.02.2023 | 14:40
Могут ли родителей оштрафовать за то, что ребенок не носит школьную форму

В челябинском ОЦ № 5 хотят организовать рейды, чтобы выявить одетых не по уставу детей.

Новости   
Спецпроекты