Карточки для визуалов. Как меняется урок в современном мире

4 Мая 2022 Автор: Юлия Махлеева Фото: Людмила Ковалева
Карточки для визуалов. Как меняется урок в современном мире


Многие эксперты говорят о том, что в век интернет-технологий очень тяжело увлечь школьника предметом, ведь почти любой вопрос он может задать «о'кей, Гуглу». В этом случае учитель перестает быть единственным источником информации, а становится, скорее, проводником в мир знаний. Чтобы заинтересовать нынешнее поколение, поколение визуалов, педагоги используют в работе новые приемы и фишки. Мы попросили рассказать известных учителей, как изменились их уроки в современном мире.

В виртуальный мир

Кабинет учителя истории и обществознания школы № 7 Оксаны Саратовкиной, одной из победительниц Всероссийского конкурса «Учитель будущего-2021», укомплектован оборудованием по полной. На стене красуется экран огромного смарт-компьютера, это современный атрибут, без которого теперь не обходится ни один урок.

«Мы, учителя, учитываем потребности современных детей и их особенности восприятия. Поэтому визуализация информации — одно из направлений преподавания любого предмета. Визуализация предмета «История» у нас на уроке ведется через посещение виртуальных экскурсий. Для этого я использую сайты «Эрмитаж», «Русский музей», «Культура.рф». Благодаря большому экрану мы как будто реально путешествуем и оказываемся в Казанском кремле, в храме Христа Спасителя. Визуализация дает возможность побывать в любом историческом месте, разобрать историческое событие через карту, через географические объекты, выстроить межпредметные связи», — рассказывает о своих методах преподавания Оксана Саратовкина. — Обязательно мы смотрим фильмы на уроках. У меня их целая коллекция. Например, «Выступление Ленина на броневике».

Учитель истории уверена, что в школе важно использовать рациональное сочетание инноваций и старых способов преподавания. Например, Оксана Саратовкина вместе со своими коллегами вернулась к старым добрым карточкам. Это советская традиция и тоже визуализация информации.

8be0d2dd17e4846dcc4b5d8cb1386c86.jpg

«Прошли дату по истории — нарисовали карточку. Ребятам это очень нравится. Они их потом на столе раскладывают и на переменах друг друга по ним гоняют, проверяют. У нас в советской педагогике много приемов, которые современные дети воспринимают на ура», — уверена Оксана Саратовкина.

По ее словам, современные школьники не какие-то особенные, это самые обычные дети. Они любознательные, искренние, честные.

«Когда учитель сам заинтересован в теме, искренне и с душой ее подает, это считывается, и дети охотно воспринимают информацию. Когда я рассказывала ученикам про своего отца, который был в немецкой оккупации, мои дети сидели со слезами на глазах. Поэтому у нас очень много бесед на уроке, я очень люблю разговаривать с детьми и рассказывать про разные исторические эпохи исходя из своего жизненного опыта, из опыта своих предков», — отмечает Оксана Саратовкина.

урок_Ковалева_234674384_робототехника.jpg

Презентации в помощь

На уроках учителя математики челябинской школы № 15 Ирины Васильевой дети давно не пишут мелом: доска-то интерактивная, и указка лазерная. На смену старым методам подачи информации пришли презентации. К каждому уроку алгебры и геометрии с 5-го по 11-й классы учитель готовит слайды.

«К примеру, тригонометрию без презентации на интегративной доске детям уже проблематично воспринимать. Также, благодаря слайдам, очень удобно работать с графиками, — рассказывает Ирина Васильева. — Даже если мы работаем с учебником, я задания вывожу на экран интерактивной панели, чтобы дети лучше сосредоточились. Кстати, мы не записываем с учениками «дано», ведь это уже прописано на презентации, а переносим рисунок задачи и сразу решаем. Это экономит время, и мы больше успеваем пройти. Домашние задания мы тоже делаем не только по учебникам. У меня разработан свой сайт. Там выложены тесты, которые дети могут сделать прямо на компьютере. Затем мы открываем их на интерактивной доске и начинаем урок с разбора домашнего задания, с вопросов, что не понятно».

Математики современные технологии особенно любят. Это связано с тем, что у многих детей не слишком хорошо развито образное мышление. Благодаря планшетам и интерактивным доскам можно сделать 3D-модель фигуры и даже показать ее в разрезе.
«Сегодня детям неинтересно решать просто с учебником, поэтому учителям нужно идти в ногу со временем, чтоб заинтересовать молодежь», — отмечает Ирина Васильева.

урок_Земсков_Людмилы_Ковалевой_6131.jpg

Известный на Южном Урале учитель-блогер Петр Земсков мелом пока на уроках пользуется. Он прославился тем, что выкладывает ролики с задачами по алгебре и геометрии в популярные соцсети — TikTok, YouTube. Это очень помогает родителям со всей страны объяснить сложную тему ребенку.

«Конечно, с детьми на уроках мы соцсети не просматриваем. Но я, например, выкладываю для них ролики как подготовку к зачету. Там есть разбор сложных задач. Сами же уроки я веду классически, но когда я готовлюсь к ним, то всегда пытаюсь придумать что-то, что покажет практическую направленность этой темы. Например, когда мы изучаем геометрию, я рассказываю, что крыша имеет форму треугольника. Многие из учеников когда-то будут строить дом, и, чтобы приобрести обшивочный материал, надо будет знать точную площадь крыши. Если купишь листа на два больше, то потратишь 2-3 лишних тысячи. Лишний рулон обоев также влетит в копеечку, поэтому важно знать точную площадь комнаты», — ранее рассказал Петр Земсков «Южноуральской панораме».

Живой диалог

В погоне за новыми технологиями важно не забывать о главном — о живом диалоге. В этом уверена учитель русского языка и литературы челябинской гимназии № 10 Гульнара Болдырева.

«Мне кажется, любой урок (будь то современный или урок столетней давности) подобен айсбергу, в котором видимая часть — это те технологии, которые считаются сейчас актуальными и животрепещущими, тогда как та, порой огромная, подводная часть — самое главное, чему я, как учитель, должна научить своих ребят: не только знать предмет, но и думать, понимать себя, окружающих людей и мир. То есть главная задача моя и образования в целом — становление мировоззрения. «О’кей, Гугл», интерактивные доски, презентации, вебкамеры — это все то, что на поверхности. Все эти нововведения «смоет» рано или поздно новая волна цифровых технологий, ибо они всего лишь средство, а не цель. Основа же останется та же: живой диалог. Без него невозможен урок. Точнее, урок без него становится заменой, причем довольно слабой, интернету. Именно поэтому и раньше хороший учитель всегда был больше, чем источник знаний», — рассуждает Гульнара Болдырева.

учитель.jpg
Фото предоставлено Гульнарой Болдыревой

Когда дети приходят к ней на урок, то первые вопросы, на которые они вместе пытаются ответить, звучат так: для чего мы изучаем литературу, для чего читаем книги. И часто те, кто научился читать в первом классе и раньше, не могут найти для себя ответ.

«Оказывается, они много лет читали «для отметок», «для учителя», «мама сказала», «чтобы в похожей ситуации не повторять чужих ошибок» (как будто мы часто бываем в ситуации Анны Карениной или Тараса Бульбы), не понимая, что действие становится ценным для тебя только тогда, когда ты сам понимаешь, зачем оно тебе. А ведь чтение — это труд. И, как в любой работе, ему нужно научиться, и он должен быть осмысленным. У меня сейчас 10-й класс, кто-то любит читать, кто-то нет, наверное, так же, как и в других классах и других школах. Есть ребята, которые говорят, что только сейчас они стали читать с удовольствием. Только сейчас. Потому что научились читать. А ведь я учу их литературе шестой год, а до этого они читали в начальной школе. Без труда нет результата. И это второй критерий хорошего урока. Наверное, это не все условия. Но это то, что должно лежать в основе преподавания», — заключила Гульнара Болдырева.

Поделиться

07.02.2023 | 12:41
Гигантская аневризма аорты едва не стоила жизни жительнице Магнитогорска

Сердечно-сосудистые хирурги Федерального кардиоцентра удалили у молодой женщины гигантскую аневризму аорты, которая сдавливала пищевод, трахею и грозила фатальным исходом. Развитие такой аномалии вполне могла спровоцировать беременность двойней.

06.02.2023 | 10:06
На Южном Урале задумали технологический прорыв

В регионе утвердили план мероприятий Десятилетия науки и технологий.

03.02.2023 | 13:13
Золото для всех. В школах с нового учебного года начнет действовать единый стандарт образования

С 1 сентября во всех школах появится единая школьная программа, так называемый золотой стандарт знаний по всем предметам. Ниже этой базы учебным заведениям опускаться будет нельзя. Для каждой дисциплины при этом разработают новые учебники. Готовы ли к нововведениям южноуральские учителя и что делать школам с уже закупленной литературой.

02.02.2023 | 14:40
Могут ли родителей оштрафовать за то, что ребенок не носит школьную форму

В челябинском ОЦ № 5 хотят организовать рейды, чтобы выявить одетых не по уставу детей.

Новости   
Спецпроекты