Открытие челябинских биологов поможет понять природу аутизма

26 Июня 2022 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)
Открытие челябинских биологов поможет понять природу аутизма

По их мнению, правильное питание поможет сдержать развитие болезни.

Биолог ЧелГУ сделала прорывное научное открытие, которое может помочь понять природу аутизма, послужит социализации таких детей. По мнению доцента кафедры микробиологии, иммунологии и общей биологии биологического факультета ЧелГУ Юлии Филипповой, эта опасная болезнь связана с микрофлорой кишечника. Именно так: от этого зависит и состояние нервной системы, а нарушения в питании могут обернуться кишечным воспалением, а в итоге и заболеванием мозга. Как этого избежать? Это и попыталась выяснить биолог в своей научной работе, которая легла в основу ее докторской диссертации.

По словам Юлии Филипповой, с каждым годом количество детей, страдающих аутизмом, растет. Аутизм означает отрешенность и погружение в себя. Согласно статистике, на каждые 150 детей в мире приходится один больной аутизмом. Исследования показали, что расстройство иммунной системы, вызванное заболеваниями желудочно-кишечного тракта, может привести к развитию аутизма. Такие расстройства имеют множество факторов риска, и «кишечная теория» наиболее вероятна. Это подтверждают исследования, проведенные учеными кафедры.

аутизм_официальный-сайт-ЧелГУ_Filippova_Yu.jpg
Фото: официальный сайт ЧелГУ

По их мнению, для успешной социальной адаптации и улучшения качества жизни детей, которым поставлен диагноз «аутизм», сегодня нужно выработать новые подходы к их лечению и реабилитации. А это невозможно без четкого понимания аутизма. Сбои в питании, воспаление кишечника чреваты и «мозговыми аномалиями».

«Кишечные бактерии, и прежде всего микробы тонкой кишки, это важная составляющая метаболизма организма человека, — поясняет Юлия Филиппова. — Через нервную и иммунную системы кишечные бактерии могут попасть в мозг, привести к его нарушениям, в корне изменить поведение человека. Наше исследование поможет расширить представления о механизмах, участвующих в развитии аутизма, определить его биологические маркеры».

Биологи обратили внимание на то, что поведение разных детей с аутизмом резко отличается: среди них есть пациенты с ярко выраженными психическими отклонениями, у других болезнь ограничивается задержкой психо-речевого развития. При этом среди аутистов известны и весьма одаренные дети, поражающие успехами, к примеру, в математике или искусстве. К слову, Илону Маску, известному предпринимателю и инженеру, в свое время был поставлен диагноз «синдром Аспергера», относящийся к таким расстройствам. Но он сумел преодолеть болезнь.

аутизм_из-архива-редакции_DSC_4599.jpg
Фото из архива редакции

«Сегодня все дети с аутизмом состоят на учете у психиатра, и болезнь лечат медпрепаратами. Это классический подход к лечению. Но каждый ребенок с таким диагнозом уникален, — объясняет Юлия Филиппова. — Многие авторы считают, что часть детей с аутизмом нуждается прежде всего в адекватной психолого-педагогической коррекции».

Чтобы поставить верный диагноз, биологи изучили состояние иммунной, нейроэндокринной систем и микрофлору тонкого кишечника. Они сделали вывод, что аутизм нередко возникает при иммунном ответе как реакция организма на стресс, в результате которой начинает развиваться воспаление. Исследователи нашли биологические маркеры, с помощью которых можно уточнить диагноз детей с аутизмом, чтобы применять индивидуальные методы лечения.

«Мы выяснили, что у большинства аутистов есть нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, — говорит Юлия Филиппова. — Как правило, родители не придают этому большого значения, а между тем больших сдвигов в развитии ребенка можно добиться, нормализовав микробный баланс кишечника. На такой вывод наталкивают и результаты проделанной нами научной работы, и практические наблюдения».

Исследование природы аутизма южноуральских ученых уже находит практическое применение. По их словам, в ходе научного эксперимента с детьми-аутистами биологи пришли к выводу о необходимости создания методики коррекции питания таких пациентов.

Искусство в коридорах. В сельских школах Челябинской области появились картины

Коридоры сельских школ Южного Урала превращаются в выставочные пространства. Их заполняют репродукции картин уральских художников. Идея организовать экспозиции прямо в учебных рекреациях принадлежит основателю проекту «Сельские школы РФ» Николаю Махневу.

Мама шестерых ребятишек развенчала мифы о многодетных семьях

Я очень удивилась, узнав, что эффектная стройная молодая мама одноклассницы моей дочери в Челябинской православной гимназии, мама шести детей: пяти девочек и одного мальчика. Почему пока? Потому что муж Ольги Кузьминой Степан еще до свадьбы сказал: «У нас будет большая семья!»

Аграрии Челябинской области будут участвовать в зерновых интервенциях

Около 50 хозяйств региона проходят аккредитацию для госзакупок по фиксированной цене.

В Миассе пытались сдать угнанный автомобиль на металлолом

Однако без документов машину не приняли.