В Челябинске студентов и преподавателей медицинского вуза консультируют психологи
С какими проблемами приходят в психологическую службу университета.
- С какими вопросами обращаются на горячую линию мобилизованные и их семьи
- Как не поддаться панике и не рассориться с близкими в сложные времена
Эксперты отметили, что психологическое консультирование проводили в вузе и раньше. В этом году в России разработали концепцию развития психологических служб в вузах. В РАО был создан федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования, который объединил ученых, методистов и специалистов-практиков. В вузах по стране открылись службы.
В службу могут обратиться и студенты, и сотрудники медвуза. Консультации бесплатные и, конечно, конфиденциальные.
«Приходит много ребят с разными тревогами, это почти 40 % обращений студентов. Тревоги связаны с профессионализацией, личной жизнью, неуверенностью в принятии тех или иных решений, адаптацией к образовательному процессу, — говорит Ольга Шумакова. — Взрослые люди, сотрудники вуза, часто сталкиваются с неумением разрешать конфликты, и это не производственные конфликты, а семейные, связанные со взаимоотношениями разных поколений, детско-родительскими отношениями. Около 60 % проблем, с которыми в службу обращаются сотрудники, это проблемы с супругом, детьми».
Среди консультирующих психологов службы есть и женщины, и мужчина. Обращаются за помощью чаще женщины. Как объясняют эксперты, представительницы прекрасного пола эмоционально более гибкие, подвижные, когда женщин беспокоит какая-то эмоция, они готовы ее прожить. Молодые люди обращаются чаще всего с проблемами коммуникации. Это, как правило, неуверенность в себе, сложности в выстраивании доверительных отношений с родителями, девушками.
Около 15 % запросов на консультирование связаны с темой частичной мобилизации. С текущей ситуацией в стране и мире связан повышенный запрос на консультации по тревожности. Именно этой теме было посвящено одно из просветительских мероприятий, которые психологическая служба организует и проводит наряду с консультированием.
«Первое, что нужно сделать, это признать тревогу. Затем преобразовать тревогу в страх, сформулировать и понять, чего конкретно вы боитесь. Можно даже нарисовать, — Ольга Титова советует, как справиться с сильной тревожностью. — Многим помогает использование талисманов, амулетов, которые достают, как только чувствуют беспокойство. Хорошо работает техника переключения мыслей: 5, 4, 3, 2, 1. Она помогает оставаться в ситуации здесь и сейчас. Первое — человек рассматривает, что из предметов его окружает. Нужно назвать пять предметов. Затем почувствовать четыре аромата, услышать три звука и ощутить два вкуса, потрогать один предмет. Дыхание при этом должно оставаться ровным, выдох всегда длиннее, чем вдох».
Лекции и занятия для студентов и сотрудников ЮУГМУ психологи службы проводят и по многим другим темам. Например, рассказывают, как активизировать умственную деятельность, в том числе с помощью одной из самых своевременных психотехник — нейрогимнастики. С сотрудниками, преподавателями вуза прорабатывают техники установления контакта с трудными обучающимися, повышения у студентов мотивации к учебе.
Фото Дмитрия Куткина
Эффективность работы психологической службы будут определять по критериям, заложенным в новом федеральном законе «О психологической помощи». Челябинские специалисты тоже участвовали в создании законопроекта, где в том числе указаны требования к профессиональным психологам. Но, как говорят сами специалисты, эффективность их работы понятна по отклику клиента.
«Если говорить просто, мы идем от отклика. Когда человек приходит на вторую, третью консультацию уже с улыбкой и раскрывает все новые проблемы, требующие проработки, это хороший результат, — поясняет Ольга Шумакова. — Еще лучше, когда после трех-пяти консультаций человек приходит и благодарит, говорит, что все наладилось, и больше к нам не ходит. В длительной работе с психологом на самом деле нуждаются единицы из тех, кого консультируют специалисты службы».
Поделиться