В движении. В Челябинской области стартовал Год педагога и наставника
Он станет значимым для 120 тысяч сотрудников и более чем 800 тысяч учащихся Челябинской области.
- Воспитать с наукой. Как развивается высшая школа на юге Челябинской области
- Какие задачи стоят перед системой образования
Этот год был объявлен президентом России Годом педагога и наставника. В Челябинской области он пройдет под лозунгом «В движении». Ведь система образования не может быть статичной, она должна постоянно развиваться, предлагать новые подходы, вести за собой детей и совершенствоваться. Поэтому и торжественное открытие Года педагога и наставника проходило в необычном месте — в центре исторического наследия Южно-Уральской железной дороги, который стал еще одним символом движения вперед.
Прокатиться на виртуальном образовательном поезде педагоги и дети пригласили губернатора Алексея Текслера. На каждой «станции» музея ЮУЖД его встречали наставники. Это лучшие представители всех уровней системы образования — дошкольного, школьного, профессионального, а также объединения профсоюзов и «Движения первых» для детей и молодежи.
Финалист шоу «Классная тема», учитель географии Александр Зейферт встречал гостей на станции «Ветер путешествий». Вместе со своими учениками он рассказал, что Челябинск — это основной и начальный пункт Транссибирской магистрали.
«Сегодня мои ребята проводят нескучные экскурсии для педагогов, а в рамках проекта «Дети — детям» они готовы много интересного рассказать о Челябинской области своим сверстникам из других городов. Когда выпускники, которые чего-то добились, проводят экскурсию по своему городу, это очень интересно слушать. У других детей сразу появляется желание учиться, куда-то поступить. Такая преемственность и есть наставничество. Наставником ведь может быть не только педагог, но и старшеклассник, старший брат, выпускник, — рассказывает Александр Зейферт. — Хотелось бы, чтобы ребята смогли глубже изучить свою область и соседние регионы, для этого мы надеемся подключить к нашему проекту «Дети — детям» РЖД. Ведь урок — это не только учебник и парты, а учитель не подставка для учебника. Это творческий процесс. Сегодня я чувствую, как педагогов поддерживают на уровне региона, страны. Верю, что у наших учителей большой потенциал».
На следующей станции губернатора ждал педагог Челябинского радиотехнического техникума Артур Абдулин, который является призером Всероссийского конкурса среди мастеров производственного обучения «Мастер года». Гостей он встречал во всеоружии — с производственным станком и очками виртуальной реальности.
«Мы внедрили технологии виртуальной реальности в процесс подготовки студентов. Перед вами учащийся обрабатывает деталь на виртуальном станке с точностью до миллиметра. Программа позволяет замерить изделие и говорит, правильно выполнено действие или нет. Это повышает технику безопасности и экономию материалов. Внедрению таких современных технологий в колледжи, техникумы способствует проект «Профессионалитет», — рассказал Артур Абдулин.
Всего губернатору лучшие педагогические практики представили на 7 станциях. Вместе с ним на виртуальном поезде путешествовали дети, которые на каждой остановке собирали кусочки воздушного змея — логотипа Года педагога (ведь чтобы ребенку взлететь вверх, нужна твердая рука наставника).
«Роль наставника для каждого из нас определяющая: на всех этапах жизненного пути требуется поддержка того, кто поделится опытом, знаниями, поможет освоить новые компетенции. Каждый человек является наставником: родители для детей, педагоги для воспитанников, старшие дети для младших, опытные мастера для начинающих. Этот год определен Годом педагога и наставника, но каждый год для каждого из нас должен быть таким, — обратился губернатор к участникам мероприятия. — Сегодня на Южно-Уральской железной дороге мы видели, как работает система наставничества на практике. Мы передаем символ года — воздушного змея нашим юным лидерам как эстафетную палочку движения к новым свершениям, победам».
Девушки у станка
Губернатор Алексей Текслер посетил и Челябинский механико-технологический техникум. Здесь ведется обучение по востребованным для региона рабочим специальностям (токари, фрезеровщики, операторы станков, технологи металлообрабатывающего производства). Недавно в техникуме открылись новые мастерские в отрасли машиностроения. Станками, которые здесь установлены, может похвастаться далеко не каждое предприятие. Работать на опережение и улучшать материально-техническую базу ссузам помогает федеральная программа «Профессионалитет». Она предусматривает формирование кластеров — образовательно-производственных центров, где интегрируются колледжи и предприятия реального сектора экономики.
Всего в техникуме обучается 1300 человек. У одного из современных станков стоит... молоденькая девушка. На ней косыночка и рабочий комбинезон. 19-летняя студентка Виктория Лебедева выбрала для себя профессию токаря.
«С сентября этого года я параллельно работаю на кузнечно-прессовом заводе. Все нравится», — рассказала Виктория главе региона.
Сегодня почти в каждой группе техникума по 3-4 представительницы прекрасного пола. Работа токаря для девушек сегодня не тяжелая и не грязная, главное — правильно запрограммировать станок.
«А что вы удивляетесь? Сорок лет назад профессия токаря была чисто женской. Представительницы прекрасного пола легкообучаемы. Управляющие программы девочки пишут лучше парней», — рассказал директор Челябинского механико-технологического техникума Андрей Андрющенко.
Студенты учатся в техникуме и проходят практику на предприятиях в рамках программы «Профессионалитет». Благодаря этому 400 студентов уже трудоустроены и решают реальные производственные задачи, совмещая работу с учебой. Ребят охотно ждут на таких предприятиях, как Челябинский кузнечно-прессовый завод, «Электромашина», «КОНАР», «Мечел», механический завод, Челябинский трубопрокатный завод, и других.
«Ранее давал поручение, чтобы работающим по специальности студентам колледжи и техникумы шли навстречу и предусматривали гибкое расписание», — отметил Алексей Текслер.
Глава региона подчеркнул, что механико-технологический техникум помогает утолить кадровый голод нашим промышленным предприятиям, у которых сегодня много заказов, в том числе в сфере оборонно-промышленного комплекса. В связи с этим руководству учебного заведения дано поручение увеличивать набор на бюджетные места. В этом году будут дополнительно открыты три группы на 75 человек, однако южноуральскому рынку труда требуется еще больше.
«Система СПО — яркий пример наставничества: ребята из школ проходят профориентационную практику в формате дополнительного образования на базе колледжей и техникумов, затем поступают в них и почти одновременно определяются с местом будущей работы. Эту систему надо донастраивать таким образом, чтобы покрыть все потребности, которые сегодня есть в рабочих специальностях на наших предприятиях. Будем над этим активно работать. Необходимо расширять проект «Профессионалитет», который поспособствует росту престижа рабочих специальностей», — заключил Алексей Текслер.
Всего в рамках программы «Профессионалитет» на базе учреждений среднего профессионального образования открыто 8 кластеров по самым актуальным направлениям: машиностроение, строительство, атомная промышленность, металлургия, электроника и IТ.
Поделиться