Сосуды в доступе. В Челябинске больных на гемодиализе избавляют от операций

1 Февраля 2023 Автор: Елена Подольская Фото: Людмила Ковалева
Сосуды в доступе. В Челябинске больных на гемодиализе избавляют от операций


Специалисты клиники ЮУМГУ впервые в регионе запустили в работу процедуру по безоперационному растворению тромбов в сосудах пациентов на гемодиализе. За полгода манипуляцию по восстановлению заросшего тромбом сосуда в почку выполнили уже семи «диализным» больным.

Ранее закупорку сосудистого доступа, который необходим для «подключения» больного к искусственной почке, лечили только хирургически. О новой методике по растворению тромбов и о том, как упростить маршрутизацию таких пациентов, чтобы помогать им быстрее, «ЮП» поговорила с заведующим отделениями сосудистой хирургии и рентген-эндоваскулярной диагностики и лечения клиники ЮУГМУ, главным сосудистым хирургом Челябинской области Алексеем Барышниковым.

Тромб растворяем

— Алексей Алексеевич, вы упомянули, что раньше пациентов с закупоркой «выхода» к аппарату искусственной почки всегда оперировали. А что теперь?

— Да, пациентам на гемодиализе устанавливают протез сосуда для постоянного доступа к аппарату. Все доступы, а это вена, вшитая в артерию, искусственный протез, неестественны для организма, и со временем организм пытается их закрыть. Рано или поздно они тромбируются, проще говоря, зарастают «бляшками». Больному приходится ставить в вены шеи толстые катетеры. Это само по себе очень опасно и влечет за собой осложнения в виде тромбозов уже этих вен, а потом и сепсиса. Вообще, все диализные больные хотя бы раз в жизни переносят сепсис, в том числе из-за катетеров в шее.

Раньше операции у таких больных выполнялись на создание сосудистого доступа, а наши возможности по его сохранению были ограниченны. Лет десять назад мы стали пытаться сохранять доступы, чтобы они работали максимально долго. Одними из первых в России начали делать ангиопластику, вовремя выявлять сужение сосуда, расширять его. Готовили по этой теме научные доклады, делились опытом с коллегами. Сейчас это уже довольное развитое направление, чего, к сожалению, не скажешь о лечении, когда протез сосуда уже тромбировался.

Барышников Алексей клиника ЮУГМУ.jpg
Фото: пресс-служба клиники ЮУГМУ

— Часто ли такое случается с диализными пациентами?

— Это обычное явление, таких больных много. Чаще всего хирургам приходится формировать новый доступ. Пациента госпитализируют, ставят новый катетер, из-за которого больной наверняка потом словит сепсис и будет лечиться мощными антибиотиками и так далее, по кругу. Наша задача — воскресить сосудистый доступ после тромбирования без операции.

— Тромболизис, когда растворяют тромб, нужен именно для этого?

— Да, хотя сама по себе методика не нова. При инфаркте, инсульте, тромбоэмболии легочной артерии уже давно используется системный тромболизис, когда препарат, растворяющий тромб, вводится в вену. В случае с сосудистым доступом при заболевании почек препарат вводится прямо в тромб. Так же, как и при растворении тромбов в артериях нижних и верхних конечностей, что мы выполняем в клинике постоянно. Но если тромболизис в нижних конечностях идет сутками, препарат вводится постепенно, долго, то тромболизис в сосудистом доступе проходит гораздо быстрее. Пациента доставили в процедурный кабинет, по УЗИ посмотрели, где что тромбировано, поставили специальный катетер в тромб и отпустили в палату. Ни наркоза, ни операции. Через час добавили дозировку. И прямо на глазах запускается процесс растворения тромба. Протез освобождается, пациент идет домой и может ездить на гемодиализ.

— Где еще в регионе выполняют подобные манипуляции?

— В Челябинской области пока только у нас в клинике. В России знаю только две клиники, где ведут такую же работу. Я давно хотел попробовать наладить процесс в Челябинске. Первую пациентку мы пролечили полгода назад, а всего манипуляцию провели семи пациентам.

Тромболизис_фото_Людмилы_Ковалевой_20159.jpg

Должно быть просто

— Это много или мало? Сколько пациентов нуждаются в такого рода лечении?

— Думаю, что десятки пациентов. Но здесь вопрос правильной маршрутизации пациентов. Важно вовремя помочь больному. Чем больше дней тромбоз, тем плотнее тромб. Диализные пациенты очень дисциплинированные, образовавшийся тромб обычно замечают сами. Другое дело, что помощь им может быть оказана поздно. Необходимо, чтобы диализные центры больных с тромбозом находили и передавали нам вовремя. Это важно.

Но, как пример, в помощи пациентам с критической ишемией нижних конечностей нам удалось решить эту проблему. В клинике организован центр, в отделении оперируют больных. Мы убрали многие условности, из-за которых больным отказывали в операции. Например, раньше больные, особенно в районах, делали много ненужных исследований перед госпитализацией. К примеру, ФГС, а он нам совершенно здесь не нужен. Теперь врач звонит нам в отделение, и в течение недели пациент приезжает к нам на госпитализацию. Мы даже не смотрим КТ перед госпитализацией, а кладем сразу. Знаем, что, владея всеми методами, все равно сделаем операцию.

— Что-то подобное нужно организовать и для диализных пациентов?

— Да, сейчас для этих пациентов многое долго, сложно, запутанно. Катетеры им ставят реаниматологи в нефрологии, сосудистый доступ делают в сосудистой хирургии, диализ они проходят в диализном центре, нефрологи их ведут в отделениях нефрологии. Это огромное количество специалистов должны как-то между собой взаимодействовать, поэтому появляются очереди, длительное стояние катетеров и, как результат, тромботизация.

центры-Ковалева.jpg

У нас идея — создать для диализных пациентов центр, где будет сконцентрирована вся помощь. Катетер поставить или убрать — сразу к нам, не через месяц, а сразу. Если нужна операция, опять же сразу сюда: сделать фистулу, ангиопластику, если есть сужение фистулы. В случае тромбоза — тромболизис. Так пациенты не будут ходить по поликлиникам, собирать бессмысленные справки. Большая часть помощи уйдет в дневной стационар, пациенту не надо будет ложиться в больницу, чтобы поставить или убрать катетер. Эта процедура занимает 10 минут, а больной месяц собирает заключения для госпитализации и неделю лежит в больнице. Я убежден, что все должно быть просто.

— Как диализные центры реагируют на создание такой простой схемы, идут навстречу?

— Диализные центры на сотрудничество идут, в том числе частные центры. У них свой интерес, например, рост качественных показателей. Когда катетер плохо работает, качество диализа низкое. Сегодня, насколько я знаю, в Челябинске три частных диализных центра, а также 8-я больница и областная больница. Всего пять в городе. Еще столько же по области. В нашем регионе по сравнению с другими достаточно большое количество диализных больных, и это число растет каждый год.

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

Сегодня | 12:24
За пять лет в Челябинской области открыли три региональных сосудистых центра

Как помогают южноуральцам с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Вчера | 15:31
В Челябинской области задержали подпольных оружейников

Нелегальные мастерские силовики обнаружили в 48 регионах страны.

Новости   
Спецпроекты