Духовный король своего народа. 25 марта исполнилось 190 лет со дня рождения Зайнуллы Расулева

25 Марта 2023 Автор: Николай Антипин Фото: Людмила Ковалева
Духовный король своего народа. 25 марта исполнилось 190 лет со дня рождения Зайнуллы Расулева

Религиозный деятель и просветитель много преподавал и проповедовал, создал медресе, его ученики стали муфтиями и мударрисами. Именем Зайнуллы Расулева названы мечети и улицы, а в Троицке проходят Расулевские чтения.

Зайнулла Хабибуллович Расулев родился в семье муллы 25 марта 1833 года в деревне Шарыпова Троицкого уезда Оренбургской губернии, сегодня эта деревня относится к Учалинскому району Башкортостана. Он получил традиционное мусульманское образование — окончил медресе в деревне Ахуново, в 1850-е годы учился при второй соборной мечети Троицка. После этого был определен в деревню Аккужина Верхнеуральского уезда, где служил уставным имамом, преподавал в медресе, позднее стал имам-хатыбом мечети.
Зайнулла Расулев.jpg
Однако путь Зайнуллы Расулева не был традиционным. Он рано увлекся суфизмом и в 1859 году вступил в суфийское братство Накшбандия. Суфизм — мистическое направление в исламе, и это не только учение, но и духовные практики, направленные на воспитание личности и борьбу человека с сокрытыми душевными пороками. В это же время Зайнулла Расулев получил от своего наставника Габдулхакима бин Курбангали ал-Чардаклы иджаз-намэ — особый документ, который давал право самостоятельно набирать и наставлять своих мюридов (послушников). Всё это предопределило его дальнейшую судьбу.

Хадж
В 1869—1870 годах Зайнулла Расулев совершил хадж. В Стамбуле он получил звание шейха, то есть главы суфий¬ской общины, с правом преподавания учения пророка Мухаммеда. Новый опыт, полученный во время паломничества, и следование суфизму проявлялись в религиозной практике. По возвращении на Южный Урал он ввел ряд новшеств в обрядность, воспринятых им у стамбульских суфиев, например, громкий зикр (многократное упоминание имени Аллаха), маулид (празднование дня рождения пророка Мухаммеда), ношение четок, вывешивание в мечетях и домах мусульман «красивых грамот» (шамаилей) для изгнания нечистого духа.
Это насторожило местные власти, они увидели в действиях Зайнуллы Расулева попытку создания «ложного учения», несоответствующего «видам правительства». Официальные представители ислама обвинили проповедника в ереси. В переписке оренбургского губернатора отмечалось, что он «считается у башкир святым, по требованиям своих единоверцев нередко ездит по деревням в гости и при этом иногда его сопровождает масса народа».
В результате аккужинский мулла в 1872 году попал в Златоустовскую тюрьму, а оттуда был сослан в Никольск Вологодской губернии, затем в 1876 году переведен в Кострому. Ссылка длилась восемь лет, в 1881 году он вернулся в деревню Аккужина и повторно совершил хадж, а вскоре после этого перебрался в Троицк. В Троицке он стал имам-хатыбом пятой соборной мечети.
Медресе «Расулия» в Троицке.jpg
«Расулия»
Зайнулле Расулеву всегда было тесно в установленных рамках, он стремился к знанию и развитию, к преодолению границ и совершенствованию. Поэтому почти сразу же в том же 1884 году, когда он стал в Троицке имам-хатыбом, открыл при своей мечети медресе. Средства на это выделил казахский просветитель Ибрай Алтынсарин.
Спустя пару лет были построены деревянные здания школы с учебными помещениями и общежи¬тием для иногородних, школу поддерживали троицкие купцы Габбасов и Яушевы. Большим событием стало открытие в 1905 году нового каменного двухэтажного здания медресе на перекрестке улицы Большой Александровской (ныне Крахмалева) и Мещанского переулка (Еремеев¬ская). Сам Зайнулла Расулев пожертвовал на развитие школы три дворовых места и 19 тысяч рублей, а его последователи внесли 65 тысяч рублей.
Медресе «Расулия» было крупнейшим на Южном Урале мусульманским учебным заведение. Накануне революционных потрясений 1917 года здесь обучалось около 400 шакирдов (студентов). Это были башкиры, казахи и татары Урала, Поволжья, Средней Азии. Многие выпускники для продолжения обучения направлялись в другие мусульманские учебные заведения России, в частности в медресе Исмаила Гаспринского в Бахчисарае.
В «Расулие» велась профессиональная подготовка мулл для приходов и мугаллимов, мударрисов — для мектебов (начальных школ). В учебном процессе использовались традиционные (кадимистские) и новаторские (джадидистские) методы. Обучение длилось 11 лет! В 1893 году были введены звуковой метод преподавания и классно-урочная система, появились некоторые светские предметы. Например, в начале 1900-х годов в медресе преподавали: заучивание и толкование Корана, историю (всеобщую, российскую, тюркскую и священную), теологию, мусульманское право, языки (татарский, арабский, русский), математику, географию, естествознание, химию, физику, зоологию, рисование, чистописание, музыку, педагогику, этику, гигиену. Шакирды участвовали в поэтических и музыкальных вечерах, театральных постановках, занимались сбором фольклора, сведений о национальных обрядах.
В «Расулии» учились поэт Мажит Гафури, журналист Халим Искандеров и основоположник казахской литературы Султанмахмут Торайгыров. Благодаря деятельности Зайнуллы Расулева Троицк стал важным центром обучения для мусульман Российской империи. Французский историк Александр Бенигсен описывал медресе «Расулия» как «один из лучших академических институтов в мусульманском мире». После революции медресе было закрыто, занятия в нем возобновились в 2018 году.

Шейх
Зайнулла Расулев хорошо знал шариат, имел способности к врачеванию, использовал приемы тибетской медицины и заслужил уважение среди мусульманских священников и религиозных служителей Поволжья, Сибири, Урала. Тысячи башкир, татар и казахов разного состояния и социального статуса являлись послушниками шейха Зайнуллы. В беседах со своим наставником они постигали пути нравственного совершенствования, умения смотреть на мир шире и быть терпимее к иным идеям и религиям, учились видеть причинно-следственные связи в событиях действительности и занимать активную жизненную позицию.
Ежедневно в гостином доме при медресе проходили ученые беседы шейха Зайнуллы со своими последователями, шакирдами, хальфами, приезжими издалека простолюдинами и духовными лицами. В них затрагивались самые различные научнобогословские и житейские вопросы.
Зайнулла Расулев постоянно подчеркивал, что главная миссия ислама состоит в духовной поддержке человека, а не в угнетении его и ограничении поля его деятельности. Шариат же это не застывший свод правил, ограничивающий свободу мусульманина, а постоянно совершенствующаяся книга назиданий, призванная сделать человека счастливым на этом и на том свете.
Проповедник скончался 2 февраля 1917 года в Троицке. Просветитель, историк и богослов Ризаитдин Фахретдинов писал: «Скончался в своем доме, в городе Троицке и ушел в вечный покой один из великих сынов мусульман и очень полезных служащий России шейх Зайнулла, принеся печаль и горе своим близким. Господ не оставит человека, который провел долгую жизнь в святых местах для чтения намазов и кафедр, в окружении мечетей и школ, а также книг». Известный востоковед Василий Бартольд в некрологе назвал Зайнуллу Расулева «духовным королем своего народа».

Поделиться

Сегодня | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

24.04.2024 | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

23.04.2024 | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

16.04.2024 | 13:34
Особняк мещан Ховановых стал одним из самых красивых зданий Челябинска

Он находится в самом центре, но спрятан в тупике улицы Васенко. Во внешнем облике дома сочетается средневековая русская архитектура, классицизм, барокко, неорусский стиль и модерн.

Новости   
Спецпроекты