Батыр, тархан и дипломат. Интересные факты жизни Таймаса Шаимова
Таймас Шаимов — одна из ключевых фигур южноуральской истории XVIII века. Он был башкирским старшиной, участвовал в переговорах, в результате которых казахи Младшего жуза присоединились к России, отбивал нападения кочевников, содействовал основанию Верхнеуральской, Челябинской, Еткульской и других крепостей.
Историк Гаяз Самигулов
На охоте с ханом
По одной из легенд, которые и сегодня ходят в народе, Таймас Шаимов рано осиротел и воспитывался в семье бая Кавима из деревни Байрамгулова. В юности он участвовал в единоборствах, побеждал, за что получил звание батыра. А потом легенда гласит: отправился Таймас Шаимов с Кавимом в Уфу, где убил его, а преступление выдал за несчастный случай, он унаследовал земли бая восточнее озер Чебаркуль и Кундравы между реками Миасс и Уй. В этом месте нужно поправить легенду, ведь земли Каратабынской и Барынтабынской нераздельных волостей являлись общим вотчинным владением всех башкир этих волостей и не могли принадлежать одному человеку.
Фрагмент карты 1737 года. На озере Аргази обозначена деревня Тамасова, здесь жил Таймас Шаимов
Первое документальное свидетельство относится лишь к 1706 году: «Того ж числа писана кабала, что заняли Сибирские дороги, Куваканские волости башкирцы Кусяк Комакаев да теж дороги, Барын-Табынские волости башкирец Умикей Бакаев, да Кара-Табынские волости башкирец Тоймас Шаимов, да Кыр-Кудейские волости башкирец Мокшай Атемгенев тое ж дороги, деревни Уразовы у служилого татарина у Кымбетя Уразова 15 рублей денег до сроку до Светлого воскресения сего ж году». Вероятно, к этому времени Таймас Шаимов уже сам вел дела и распоряжался своим имением, а значит, родился он, вероятно, в конце XVII века.
В 1731 году Таймас Шаимов с другими знатными башкирами сопровождал переводчика Алексея Тевкелева (его настоящее имя Кутлу-Мухаммед) во время его посольства к хану Младшего казахского жуза Абулхаиру. И это было неслучайно, у Таймаса Шаимова были полезные связи среди казахской знати, он был крепким и опытным воином. Сложность заключалась в том, что среди казахов не было единства, существенная часть выступала против принятия русского подданства. Поэтому посольству пришлось потрудиться, чтобы привлечь казахскую знать на свою сторону, в итоге казахи присягнули российскому трону.
Во время одного из выездов на охоту вместе с ханом Абулхаиром враждебно настроенные казахи Среднего жуза напали на оказавшегося в стороне Алексея Тевкелева со спутниками. Таймас Шаимов принял удар на себя, был ранен и захвачен нападавшими. Алексей Тевкелев при посредничестве батыра Букенбая смог добиться его освобождения.
Обработка шкур дымом в деревне Таймасова. Рисунок из книги Петра-Симона Палласа
Благодарности императрицы
Таймас Шаимов вместе с Алексеем Тевкелевым и представителями Абулхаирхана отправился в Санкт-Петербург, был представлен в Коллегии иностранных дел, а затем удостоился аудиенции у императрицы Анны Иоанновны. Он получил щедрое вознаграждение, и главная царская милость заключалась в даровании Таймасу Шаимову тарханного звания и освобождения от уплаты ясака: «Указали ему Таймас батырю быть служилым башкирцом и с ясашными башкирцами не числить, и которой до сего времяни в казну нашу платил он за себя ясак по лисице в год или за оную деньги то снять, чего ради сею нашею императорского величества тарханною грамотою наградить».
Таймас Шаимов проявил себя и как военачальник. В 1733 году хан Среднего жуза Семеке решил совершить набег на Уфимский уезд. Башкиры смогли за короткое время собрать войско и дать отпор, они дважды разбили войско хана Семеке, который вынужден был отправить уфимскому воеводе гонцов с письмом Анне Иоанновне с просьбой о принятии в российское подданство.
Императрица благодарила башкир своей похвальной грамотой: «И видя мы те ваши верные к нам, императорскому величеству, службы, милостиво вас тарханов, батырей и старшин и весь башкирской народ похваляем, что та ваша служба нашему императорскому величеству угодна, и при том нашею Императорскою самодержавною властью повелеваем и впредь такия ж по подданнической своей верности на наших неприятелей службы свои оказывать, за что и наилутче нашею императорскою милостию обнадеживаем». Возглавлял башкирское войско тархан Таймас Шаимов, под его началом «ханское знамя и многих киргизцов побили и гнали до самых их жилищ».
Между двух огней
В 1734 году Анной Иоанновной была учреждена Оренбургская экспедиция. В ее задачи входило расширение пределов России в юго-восточном направлении, присоединения заволжских территорий, освоения лесостепных и степных окраин и организации их защиты от набегов кочевников. Вместе с экспедицией на Южный Урал прибыл и Алексей Тевкелев, ставший к этому времени полковником. Таймас Шаимов пытался содействовать деятельности экспедиции, он организовывал закупки продовольствия в зауральских слободах, помогал найти удобное место для строительства пристани в верховьях Яика (будущий Верхнеуральск).
Тархан оказался в сложной ситуации: строительство крепостей вызвало сопротивление башкир, вспыхнуло очередное восстание, среди восставших были его братья и сыновья. Видимо, он пытался сгладить противоречия, вел переговоры с восставшими, убеждал их принять присягу, а руководителя Оренбургской экспедиции Василия Татищева, напротив, подождать. Таймаса Шаимова подозревали в измене, но он оставался сторонником властей и в июле 1736 года явился с повинной, а затем добивался помилования башкир своей волости. В 1740 году он вместе с другими башкирами Каратабынской волости предложил провести межевание земель, отвести и закрепить за пятью построенными крепостями пашни, сенокосы и леса, вместе с этим был сокращен ясак за отданные угодья.
В это же время Таймас Шаимов помогал Василию Татищеву установить контакты с ханом Абулхаиром, убедил его в необходимости и безопасности встречи. Затем по просьбе нового начальника Оренбургской экспедиции Василия Урусова ездил к хану Среднего жуза казахов Абулмамету и организовал визит хана с султанами и старшинами в Оренбург. За эту миссию башкирский тархан в награду получил сукно и саблю. Вероятно, ему не раз приходилось исполнять подобные миссии.
Последнее упоминание о Таймасе Шаимове в архивных документах относится к 1760 году. Тогда князь Петр Репнин с купцом Яковом Коробковым решили построить доменный и молотовый железоделательный завод на реке Миасс выше озера Аргази. Башкиры не допустили геодезистов к осмотру территории, сам Таймас Шаимов «с детьми допущают и не спорят», прочие башкиры «хотят учинить ссору и их прогнать».
Поделиться