Особенный урок. В школах открываются ресурсные классы для детей с ментальными нарушениями
До конца 2024 года на Южном Урале оборудуют 20 специальных классов для детей с особенностями развития. Зачем нужны и как создают ресурсные классы, кто обучает сопровождающих педагогов и почему правильная инклюзия выгодна государству — об этом в эфире «Большой редакции» рассказала Елизавета Кириллова, председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце».
В Челябинской области более 16 тысяч детей с инвалидностью. Для ребят с ментальными нарушениями, в основном с синдромом Дауна и аутизмом, с 2019 года открывают ресурсные классы в школах. Эта инклюзивная технология появилась в нашей стране 10 лет назад. В ресурсных классах занимаются дети с особенностями развития, чтобы стать самостоятельными и уметь учиться в коллективе здоровых сверстников. Кабинет для ресурсного класса оборудуют, выделяя несколько зон: для индивидуального и группового обучения, сенсорной разгрузки и пространство для учителя. К каждому ребенку в таком классе «прикреплен» сопровождающий педагог.
«На Южном Урале открыто восемь ресурсных классов. Еще 12 появится до конца следующего года, — рассказала Елизавета Кириллова. — Запрос на такие классы в регионе огромный, но нужно понимать, что инклюзия должна быть правильной. Если особенного ребенка приводят в школу без индивидуального сопровождающего, на общих основаниях и без подготовки всех участников процесса, это другая история, и она даст обратные результаты».
«В обучении педагогов работе с такими детьми необходимо задействовать практиков и больше опираться на родителей, которые, как никто другой, знают особенности своих детей. Сегодня специалистов для работы в ресурсных классах готовит только одно образовательное учреждение — Московский институт психоанализа. Понятно, что всех обучить именно там невозможно. Важно организовать обучение здесь, в регионе».
К обучению педагогов готовы подключиться участники организации «Открытое сердце». Огромный практический опыт работы с особенными детками — это большое преимущество общественников. Сегодня на связи с челябинской организацией коллеги уже из 27 российских регионов. Южноуральцы охотно делятся с ними опытом.
Неформальная инклюзия
В общероссийском рейтинге по созданию ресурсных классов Челябинская область занимает серединные позиции. Например, в Белгородской и Воронежской областях открыто уже около сотни ресурсных классов и групп. В этих регионах выстроено плотное взаимодействие чиновников с родительским сообществом. Семьи активно участвуют в запуске и реализации таких проектов, и власти эту активность всячески поддерживают.
Челябинская область выделяется на фоне других регионов прежде всего достойным финансированием ресурсных классов. У нас в регионе на одного ребенка, который обучается в инклюзивном классе, выделяется по 800 тысяч рублей в год. Для сравнения: в Кемеровской области всего по 40 тысяч рублей.
«Это огромная помощь и понимание со стороны губернатора Челябинской области, — подчеркивает Елизавета Кириллова. — Поддержка со стороны органов власти действительно важна».
«Открыть силами одной организации ресурсные классы в каждом муниципалитете сложно, а научить родителей, как это сделать, мы могли, — рассказывает Елизавета Кириллова. — Родители, каждый в своем городе в составе инициативной группы, работают со школами. Мы составили базу данных школ, ищем увлеченных директоров и находим их. Такие люди есть в каждом городе нашей области. Они видят перспективу в инклюзии, возможность создавать школу XXI века. Мы встречались с представителями органов власти в регионе, обсуждали проект с первым заместителем губернатора Ириной Гехт, нашу инициативу поддержал губернатор Алексей Текслер»
По словам Елизаветы Кирилловой, с одной стороны, в регионе эффективно выстраивается система ресурсных классов, а с другой — нам есть куда расти. Детей с особенностями становится больше с каждым годом. И, если говорить, например, о синдроме Дауна, то это генетическая особенность, это такой вид человека. Здесь не всегда можно помочь лекарствами, а ежедневным общением — можно.
Ресурсные классы — это не просто каприз родителей, как иногда думают, а системный подход, который позволяет особенным детям построить маршрут в будущее, освоить профессию, стать самостоятельными и не попадать в интернаты. Оставив за скобками морально-этическую сторону, можно смело говорить об экономической выгоде ресурсных классов для государства, уверяет Елизавета Кириллова.
Проводились расчеты через ВВП страны. Вышло, что, если ребенка обучали инклюзивно и ежедневно он отрабатывал навыки самостоятельности, осваивал пусть даже очень простую профессию и устраивался на работу, через 6 лет он возвращал государству затраты на социальные пособия ему и его маме, которая его сопровождала в течение этого периода. Правильно выстроенная инклюзия позволяет сократить колоссальные расходы бюджета на специализированные интернаты.
«Это выгодная история для бюджета. Не секрет, что люди с инвалидностью, не адаптированные к жизни, после смерти родителей идут в психолого-неврологические интернаты, а затраты на содержание интернатов по масштабам просто невероятны! — поясняет Елизавета Кириллова. — Инклюзия с точки зрения расходов государства однозначно себя оправдывает».
Поделиться