В Челябинской области до конца 2024 года откроется 20 ресурсных классов для особых учеников

19 Ноября 2022 Автор: Юлия Махлеева Фото: Людмила Ковалева
В Челябинской области до конца 2024 года откроется 20 ресурсных классов для особых учеников


Современные исследования доказывают, что дети с диагнозами «аутизм» и «синдром Дауна» могут начать вести самостоятельную жизнь, реализоваться в профессии или спорте, перестав находиться на постоянном иждивении государства. Для этого в регионе внедряют инклюзивное образование, когда особые ученики учатся с обычными сверстниками.

Почему это так важно и какие препятствия встречаются на этом пути, рассказала председатель общественной организации «Открытое сердце» Елизавета Кириллова. Она стала гостем проекта «Большая редакция» медиахолдинга «Гранада Пресс».

Поддержала власть

Еще 20 лет назад вряд ли в обычном классе можно было встретить ребенка с синдромом Дауна или аутизмом. Все они учились на дому или в коррекционных школах, не имея возможности пообщаться со здоровыми сверстниками. В то же время современные исследования доказывают, что дети с ментальными нарушениями лучше социализируются в обычной школьной среде, перенимая от обычных учеников буквально все: манеры, речь, правила поведения. В общем, все то, что нужно человеку для функционирования в обществе. Процесс включения людей с ментальными особенностями в активную жизнь социума называют инклюзией. В Челябинской области ее развитием занимается общественная организация «Открытое сердце».

«Долгое время родители с детьми-инвалидами не настаивали на инклюзии. В простых школах не было для этого нужных кадров и технологий. Но в 2013 году в центре аутизма в Москве их разработали. Одним из лучших форматов работы с детьми с синдромом Дауна и расстройством аутистического спектра является ресурсный класс. Это отдельная площадка в школе, где есть зоны для индивидуальных занятий, отдыха и сенсорной разгрузки и штат специалистов, которые сопровождают учеников с особенностями, гибко и постепенно включая их в коллектив сверстников, — рассказывает Елизавета Кириллова. — Но данные технологии достаточно дорогостоящие. Их стоимость составляет порядка 8-10 млн. Они необходимы для закупа оборудования, также большой объем средств направляется на обучение специалистов. Понятно, что для отдельной семьи это неподъемно. Поэтому в работу включаются общественные организации. Мы привлекаем гранты, убеждаем школы, что данная модель эффективна».

Кирилова_Ковалева_DSC_3584.jpg

В Челябинске по инициативе организации «Открытое сердце» в 2019 году открылся первый ресурсный класс на базе школы № 109. Тиражирование данной технологии поддержал глава региона Алексей Текслер. Благодаря губернаторским грантам на Южном Урале открыто уже девять ресурсных классов: пять в Челябинске и по одному в Миассе, Снежинске, Магнитогорске и Агаповском районе. Для этого были разработаны повышающие коэффициенты.

«По поручению Алексея Текслера на Южном Урале за каждым ребенком с ОВЗ, который идет учиться в обычную школу, было закреплено финансирование 400-500 тысяч рублей. Раньше эта сумма была в десять раз меньше. Мы общаемся с родителями детей-инвалидов из Севастополя, Мурманска, Йошкар-Олы и других городов — везде говорят, что с властью очень трудно договориться и получить достойное финансирование. Так что у нас в этом плане все очень хорошо. До конца 2024 года в Челябинской области будет 20 ресурсных классов, то есть откроют дополнительно 11. Но запрос от родителей гораздо выше, чем запланировано», — отмечает Елизавета Кириллова.

Процесс тормозится тем, что инклюзию на местах по-прежнему встречают с высоким уровнем сопротивления, например, муниципальные управления образования.

«Третий год мы ведем переговоры с управлением образования Снежинска. У них есть опасения, что будут сложные дети, не справятся педагоги, будет недоброжелательное отношение со стороны родителей обычных детей. Но мы ведь не первопроходцы: такие проекты работают уже в 40 регионах России. Если школа готовится к нему заблаговременно, проводит диалог с родителями обычных детей, рассказывает, как это работает, то все реализуется успешно», — объясняет Елизавета Кириллова.

Перечень профессий

Несмотря на все траты и сложности, открытие ресурсных классов — это выгодная история для государства. Во-первых, родители детей-инвалидов получают возможность работать и платить налоги. Во-вторых, социализировавшись, особенный ученик сможет стать самостоятельным и реализоваться в профессии, не находясь всю жизнь на иждивении государства. По словам Елизаветы Кирилловой, обучение в обычной школе дает людям с ментальными нарушениями надежду выстроить дружеские связи с одноклассниками, которые впоследствии, возможно, станут их работодателями.

Вместе с тем важно расширять перечень профессий, на которые могут претендовать выпускники школ с ментальными нарушениями. По сути, сегодня им доступна лишь тройка специальностей: дворник, столяр, швея.

Кириллова_профессии_Ковалева_176049817_кухня_пищеблок_повара.jpg

«Но особые дети могут стать прекрасными поварами, официантами, фитнес-инструкторами в домах престарелых, могут реализоваться даже в кино», — подчеркивает Елизавета Кириллова.
Большие успехи дети с особенностями демонстрируют и в спорте. Занятия в секции плодотворно сказываются на их развитии, так как они начинают лучше чувствовать свое тело. Сегодня в регионе есть специальная олимпиада по 15 видам спорта. Дети с ментальными нарушениями занимаются горными лыжами, гимнастикой, адаптивным конным спортом. Они могут защищать честь Челябинской области и занимать высокие места на Паралимпиадах. Чтобы повысить эффективность таких результатов, инклюзию продвигают в спортивных секциях. Сегодня работу с особыми детьми успешно ведет челябинская спортивная школа-интернат.

Эмоциональный интеллект

Понятно, зачем инклюзия нужна особым детям. Но у многих остается вопрос, что это даст обычным школьникам. Сохранится ли здоровая атмосфера в классе, ведь порой дети бывают очень жестоки к людям, которые отличаются от большинства. Влияние совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых школьников изучали эксперты московского Центра проблемы аутизма. Они анализировали изменения в поведении учащихся в течение девяти лет.

«Исследование показало, что школьники, которые обучаются с детьми с ОВЗ, отличаются нестандартным мышлением, когда решают задачи или участвуют в олимпиадах. Почему это происходит? В классе педагоги объясняют особенным и здоровым детям одни и те же темы, используя разные подходы. Ребята это видят, и у них формируется понимание, что задачи можно решить не только одним способом. Второй момент: здоровые школьники при обучении с детьми с ОВЗ имели хорошо развитый эмоциональный интеллект. Они умели проявлять заботу, когда человек в этом нуждался», — пояснила Елизавета Кириллова.

инклюзивное-Ковалева.png

Эксперт отмечает, что, когда в обычный класс попадает особый ребенок, важно найти точки пересечения детских интересов. Новый ученик может не разговаривать, не очень хорошо ходить, но заниматься конным спортом или кататься на горных лыжах, и ребят это захватывает. Это особенно видно в начальной школе. Понятно, что с подростками 13-14 лет на эту тему стоит провести отдельный диалог. Обычно педагоги объясняют старшеклассникам, что только сильный человек может поддержать слабого.

«Дети все понимают. Особенно для них важно мнение знаковых взрослых: родителей, старших братьев, наставников в спортивной секции. Например, недавно десятиклассники из челябинской спортивной школы вызвались быть тьюторами для первоклассников с инвалидностью. Мы собираемся все вместе пойти в поход», — рассказала эксперт.

В целом общественники уверены, что Челябинской области не хватает своего центра инклюзивного образования с акцентом на ментальные нарушения. Ведь структуре детской инвалидности людей с таким особенностями 60 %. Центр поможет объединить усилия специалистов по данной теме. Вопросы создания такой организации уже обсуждались на встрече с губернатором Челябинской области.

Поделиться

29.11.2022 | 12:03
Первый секретарь. Головокружительная карьера Геннадия Ведерникова

Сегодня словосочетание «первый секретарь обкома» многие и не поймут, а когда-то так называли руководителя региона. В истории Челябинской области были первые секретари: Кузьма Рындин, Николай Патоличев, Михаил Воропаев и другие. Недавно вышла книга о Геннадии Ведерникове, возглавлявшем регион в 1980-х годах.

27.11.2022 | 17:49
Искусство в коридорах. В сельских школах Челябинской области появились картины

Коридоры сельских школ Южного Урала превращаются в выставочные пространства. Их заполняют репродукции картин уральских художников. Идея организовать экспозиции прямо в учебных рекреациях принадлежит основателю проекту «Сельские школы РФ» Николаю Махневу.

Вчера | 10:12
В Челябинске открылся студенческий волонтерский центр «Твоя культура»

Его особенность в том, что он будет работать в области искусства.

27.11.2022 | 17:49
Искусство в коридорах. В сельских школах Челябинской области появились картины

Коридоры сельских школ Южного Урала превращаются в выставочные пространства. Их заполняют репродукции картин уральских художников. Идея организовать экспозиции прямо в учебных рекреациях принадлежит основателю проекту «Сельские школы РФ» Николаю Махневу.

Новости   
Спецпроекты