В Челябинской области до конца 2024 года откроется 20 ресурсных классов для особых учеников
Современные исследования доказывают, что дети с диагнозами «аутизм» и «синдром Дауна» могут начать вести самостоятельную жизнь, реализоваться в профессии или спорте, перестав находиться на постоянном иждивении государства. Для этого в регионе внедряют инклюзивное образование, когда особые ученики учатся с обычными сверстниками.
- В Челябинской области не хватает тьюторов
- Почему Челябинской области нужен Центр для детей с ментальными нарушениями
Поддержала власть
Еще 20 лет назад вряд ли в обычном классе можно было встретить ребенка с синдромом Дауна или аутизмом. Все они учились на дому или в коррекционных школах, не имея возможности пообщаться со здоровыми сверстниками. В то же время современные исследования доказывают, что дети с ментальными нарушениями лучше социализируются в обычной школьной среде, перенимая от обычных учеников буквально все: манеры, речь, правила поведения. В общем, все то, что нужно человеку для функционирования в обществе. Процесс включения людей с ментальными особенностями в активную жизнь социума называют инклюзией. В Челябинской области ее развитием занимается общественная организация «Открытое сердце».
«Долгое время родители с детьми-инвалидами не настаивали на инклюзии. В простых школах не было для этого нужных кадров и технологий. Но в 2013 году в центре аутизма в Москве их разработали. Одним из лучших форматов работы с детьми с синдромом Дауна и расстройством аутистического спектра является ресурсный класс. Это отдельная площадка в школе, где есть зоны для индивидуальных занятий, отдыха и сенсорной разгрузки и штат специалистов, которые сопровождают учеников с особенностями, гибко и постепенно включая их в коллектив сверстников, — рассказывает Елизавета Кириллова. — Но данные технологии достаточно дорогостоящие. Их стоимость составляет порядка 8-10 млн. Они необходимы для закупа оборудования, также большой объем средств направляется на обучение специалистов. Понятно, что для отдельной семьи это неподъемно. Поэтому в работу включаются общественные организации. Мы привлекаем гранты, убеждаем школы, что данная модель эффективна».
В Челябинске по инициативе организации «Открытое сердце» в 2019 году открылся первый ресурсный класс на базе школы № 109. Тиражирование данной технологии поддержал глава региона Алексей Текслер. Благодаря губернаторским грантам на Южном Урале открыто уже девять ресурсных классов: пять в Челябинске и по одному в Миассе, Снежинске, Магнитогорске и Агаповском районе. Для этого были разработаны повышающие коэффициенты.
«По поручению Алексея Текслера на Южном Урале за каждым ребенком с ОВЗ, который идет учиться в обычную школу, было закреплено финансирование 400-500 тысяч рублей. Раньше эта сумма была в десять раз меньше. Мы общаемся с родителями детей-инвалидов из Севастополя, Мурманска, Йошкар-Олы и других городов — везде говорят, что с властью очень трудно договориться и получить достойное финансирование. Так что у нас в этом плане все очень хорошо. До конца 2024 года в Челябинской области будет 20 ресурсных классов, то есть откроют дополнительно 11. Но запрос от родителей гораздо выше, чем запланировано», — отмечает Елизавета Кириллова.
Процесс тормозится тем, что инклюзию на местах по-прежнему встречают с высоким уровнем сопротивления, например, муниципальные управления образования.
«Третий год мы ведем переговоры с управлением образования Снежинска. У них есть опасения, что будут сложные дети, не справятся педагоги, будет недоброжелательное отношение со стороны родителей обычных детей. Но мы ведь не первопроходцы: такие проекты работают уже в 40 регионах России. Если школа готовится к нему заблаговременно, проводит диалог с родителями обычных детей, рассказывает, как это работает, то все реализуется успешно», — объясняет Елизавета Кириллова.
Перечень профессий
Несмотря на все траты и сложности, открытие ресурсных классов — это выгодная история для государства. Во-первых, родители детей-инвалидов получают возможность работать и платить налоги. Во-вторых, социализировавшись, особенный ученик сможет стать самостоятельным и реализоваться в профессии, не находясь всю жизнь на иждивении государства. По словам Елизаветы Кирилловой, обучение в обычной школе дает людям с ментальными нарушениями надежду выстроить дружеские связи с одноклассниками, которые впоследствии, возможно, станут их работодателями.
Вместе с тем важно расширять перечень профессий, на которые могут претендовать выпускники школ с ментальными нарушениями. По сути, сегодня им доступна лишь тройка специальностей: дворник, столяр, швея.
«Но особые дети могут стать прекрасными поварами, официантами, фитнес-инструкторами в домах престарелых, могут реализоваться даже в кино», — подчеркивает Елизавета Кириллова.
Большие успехи дети с особенностями демонстрируют и в спорте. Занятия в секции плодотворно сказываются на их развитии, так как они начинают лучше чувствовать свое тело. Сегодня в регионе есть специальная олимпиада по 15 видам спорта. Дети с ментальными нарушениями занимаются горными лыжами, гимнастикой, адаптивным конным спортом. Они могут защищать честь Челябинской области и занимать высокие места на Паралимпиадах. Чтобы повысить эффективность таких результатов, инклюзию продвигают в спортивных секциях. Сегодня работу с особыми детьми успешно ведет челябинская спортивная школа-интернат.
Эмоциональный интеллект
Понятно, зачем инклюзия нужна особым детям. Но у многих остается вопрос, что это даст обычным школьникам. Сохранится ли здоровая атмосфера в классе, ведь порой дети бывают очень жестоки к людям, которые отличаются от большинства. Влияние совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых школьников изучали эксперты московского Центра проблемы аутизма. Они анализировали изменения в поведении учащихся в течение девяти лет.
«Исследование показало, что школьники, которые обучаются с детьми с ОВЗ, отличаются нестандартным мышлением, когда решают задачи или участвуют в олимпиадах. Почему это происходит? В классе педагоги объясняют особенным и здоровым детям одни и те же темы, используя разные подходы. Ребята это видят, и у них формируется понимание, что задачи можно решить не только одним способом. Второй момент: здоровые школьники при обучении с детьми с ОВЗ имели хорошо развитый эмоциональный интеллект. Они умели проявлять заботу, когда человек в этом нуждался», — пояснила Елизавета Кириллова.
Эксперт отмечает, что, когда в обычный класс попадает особый ребенок, важно найти точки пересечения детских интересов. Новый ученик может не разговаривать, не очень хорошо ходить, но заниматься конным спортом или кататься на горных лыжах, и ребят это захватывает. Это особенно видно в начальной школе. Понятно, что с подростками 13-14 лет на эту тему стоит провести отдельный диалог. Обычно педагоги объясняют старшеклассникам, что только сильный человек может поддержать слабого.
«Дети все понимают. Особенно для них важно мнение знаковых взрослых: родителей, старших братьев, наставников в спортивной секции. Например, недавно десятиклассники из челябинской спортивной школы вызвались быть тьюторами для первоклассников с инвалидностью. Мы собираемся все вместе пойти в поход», — рассказала эксперт.
В целом общественники уверены, что Челябинской области не хватает своего центра инклюзивного образования с акцентом на ментальные нарушения. Ведь структуре детской инвалидности людей с таким особенностями 60 %. Центр поможет объединить усилия специалистов по данной теме. Вопросы создания такой организации уже обсуждались на встрече с губернатором Челябинской области.
Поделиться