Полсердца под протез. Челябинские кардиохирурги спасли жизнь жителю Оренбурга
Челябинские кардиохирурги выполнили жителю Оренбурга уникальную операцию «три в одном» и вернули шанс на жизнь.

Паниковать не стали, поехали в Челябинск (по совету таких же «клапанщиков»)*. Экспертное УЗИ и консультация в ФЦССХ Минздрава России выявили не критичную степень развития порока, и специалисты предложили не торопиться и наблюдать за аортальным клапаном. На протяжении нескольких лет мужчина исправно раз в год повторял алгоритм: показывался на приеме и выполнял контрольные исследования, и этого было достаточно, чтобы спокойно жить дальше. Пандемия и тяжелые физические нагрузки усугубили ситуацию. В 2022 году после контрольного приема пациента тут же отправили в операционную. Кардиохирургам пришлось выполнять протезирование аортального и митрального клапана. Во время хирургического вмешательства их ждал нежданный сюрприз — эндокардит, который взялся за разрушение внутренней оболочки сердца. Причем никаких признаков страшная инфекция до этого не подавала, и ее наличие дало неприятные осложнения. Курсы антибактериальной терапии помогли одолеть воспаление, и пациент пошел на поправку.
Однако коварная болезнь не сдавалась, и через три месяца после операции состояние молодого мужчины снова ухудшилось. Инфекция буквально разъедала сердце изнутри.
«Появилась одышка, головокружение. Решиться на вторую операцию было страшнее, — признается Ильдар. — Проблем со здоровьем до этого у меня вообще не было, даже не знал, что такое температура».
Перед специалистами встала сложная задача: молодому мужчине требовалось решить сразу несколько проблем. И тогда челябинские кардиохирурги решились на рискованный шаг — Commando Operation, и в одно хирургическое вмешательство выполнили сразу три манипуляции: репротезирование аортального и митрального клапанов и фиброзного треугольника (каркаса), важной соединительной части сердца между клапанами. Фактически жителю Оренбурга поменяли полсердца и заставили «мотор» вновь работать нормально.

«Это большая травмоопасная хирургическая реконструкция, которая выполняется крайне редко. В Челябинском кардиоцентре она была выполнена впервые, — отмечает Станислав Андриевских, заведующий кардиохирургическим отделением № 1. — Воспалительные изменения обусловили ослабление структур сердца, которое во время хирургического вмешательства привело к диффузному кровотечению, с которым, по счастью, удалось справиться. В целом при такой операции риски крайне высокие, и летальность может достигать 30-40%, но других вариантов помочь пациенту не было».
Мастерство хирургов позволило добиться успеха и остановить развитие болезни. Сегодня Ильдар прошел контрольные исследования, и все надежды оправдались. Спустя уже девять месяцев после такой тяжелой операции у пациента все функционирует в пределах нормы, он чувствует себя отлично. Даже готов «покидать гантельки», как и прежде, правда, осторожничает, прислушивается к себе. «Задумываюсь: может, поберечь себя? — рассуждает. — А ведь раньше работал на износ, не жалел себя». «Он набрал наконец-то свой вес, появился аппетит, температура перестала повышаться, — отмечает жена Алина. — Видно, что наступило выздоровление». Под ее строгим контролем Ильдар выполняет все назначения врача: измеряет регулярно уровень свертываемости крови, принимает варфарин без пропусков (препарат, препятствующий образованию тромбов). Признается своему лечащему доктору, что слышит, как работают его клапаны, и по качеству шума определяет густоту крови. А потом проверяет ее с помощью приборов. С такой уникальной способностью пациента челябинские кардиохирурги сталкиваются тоже впервые.
«Мне кажется, это субъективные ощущения, которые сродни музыкальному слуху: кто-то слышит ноты, а кто-то нет, — улыбается Станислав Игоревич. — Я наблюдаю такой феномен, чтобы пациент слышал работу своих клапанов и «густоту» крови, впервые. Объективную разницу между 3 и 4,2 МНО** определить сложно, только клинически. Створки клапана из пироуглерода действительно дают характерный щелкающий, стрекочущий звук, если попробовать сымитировать их работу вне сердца. Но внутри тела, скрытый за каркасом грудины, находясь также внутри жидких сред, он становится глухим и вряд ли различимым. Может быть, срабатывает передаточная пульсация по всем сосудам — сонным артериям, артериям головного мозга, и это дает ощущение «звука», но придется поверить на слово ощущениям самого пациента».

Так совпало, что выздоравливающего пациента после многофакторной, комбинированной и новаторской с этой точки зрения операции кардиохирурги Челябинского кардиоцентра получили в качестве подарка как раз к празднику — Дню сердца. Этот случай наглядно подтверждает, как важно проходить медосмотры и быть внимательным к своему здоровью. Отсутствие вредных привычек у пациента в немалой степени способствовало выздоровлению, а не увеличению риска.
*Пациентами, перенесшими протезирование клапана (аортального, митрального, трикуспидального или клапана легочной артерии) в соцсетях создана группа взаимопомощи.
**МНО — международное нормализованное отношение, единица измерения факторов свертываемости крови.
Поделиться