Как мобилизовать науку, чтобы она приносила пользу стране
Челябинские эксперты считают, что свой вклад могут внести и технари, и гуманитарии.
- Межуниверситетский кампус в Челябинске оснастят по новому стандарту
- На Днях науки в Челябинске презентовали прорывные проекты
Что для этого нужно сделать и как научные и образовательные учреждения Южного Урала могут участвовать в выработке управленческих решений? Своим мнением поделились члены «Экспертного клуба» Челябинской области.
— Мобилизация науки нужна. Но нужно подходить вдумчиво, — считает Наталья Балынская, проректор по молодежной политике и воспитательной работе ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского. — Вот, например, много говорят о том, что у научных изысканий нет вектора. Не согласна. Начинаешь оформлять грант, и сразу предлагают обосновать, насколько твои исследования соответствуют приоритетным направлениям. Значит, есть приоритеты! Другой вопрос, что, возможно, они сформулированы расплывчато, недостаточно внятно.
По словам эксперта, еще с начала импортозамещения стали активно обсуждать, что наша наука не смогла разработать айфоны и т.п. Не нужно впадать в крайность: мы еще в советском прошлом изобрели космические корабли и подводные лодки. Но «бытовую инфраструктуру» изобрели «за бугром», и здесь еще нужно работать.
— Мобилизация научного потенциала России назрела давно, — говорит Евгений Савченко, член Общественной палаты Челябинской области. — Развитие государства без развития науки — это всегда утопия. Построение человекоцентричной страны с совершенной социальной сферой, обеспечивающей удобства, защиту и безопасность общества, возможно лишь при наличии сильной экономики.
К примеру, отечественные цифровые сервисы одни из самых совершенных в мире. Но при этом наиболее ощутимая элементная составная, посредством которой эти продукты искусственного интеллекта работают, производится за пределами страны. И для развития производств, позволяющих в этой сфере достигнуть технологического суверенитета, требуется интенсивное развитие математики, химии и физики. Есть и другие пробелы, и здесь, по мнению эксперта, главным инвестором и одновременно заказчиком должно выступить государство.
— Мобилизация науки давно идет, мы это прекрасно видим на примере нашего региона, — заявил Андрей Лавров, представитель АПЭК в Челябинской области, преподаватель РАНХиГС. — Но она воспринималась прежде всего как мобилизация технических и прикладных наук, направленных на нужды обороны, что сейчас абсолютно необходимо. Но, с другой стороны, мы должны демонстрировать уровень управления. РАНХиГС — это главная структура по подготовке кадров для госслужбы. Нужно четко понимать, что то резкое повышение уровня управленческих компетенций, которые мы наблюдаем при нынешнем губернаторе, это реализация совершенно профессиональных практик.
Как пояснил политолог, у власти есть понимание того, что нужно развивать уровни управленческих компетенций, повышение к этому внимания государства.
— Как представитель научного сообщества, должен сказать: чтобы мобилизовать науку, нужно, во-первых, поставить ученым четкие задачи, а во-вторых, обеспечить им необходимые условия труда и ресурсы, — отметил Сергей Таскаев, ректор ЧелГУ. — В Челябинской области немало научных школ, талантливых и увлеченных людей, сильные вузы и научные центры. Мы ведем значимые исследования зачастую мирового уровня, в том числе по заказу правительства. Это успешные разработки в области новых материалов и технологий, цифровой индустрии, экологии, здравоохранения и так далее.
По мнению ректора, чтобы приносить максимальную пользу обществу и стране, нужно привлечь промышленные предприятия, иных заказчиков для формирования запросов по импортозамещению. Необходимо наладить совместную работу, обеспечить материально-техническую базу. Тогда задачи будут решаться быстро, качественно и приносить результат.
Сергей Таскаев привел пример строительство в Челябинске межуниверситетского кампуса. На этот проект, призванный создать для исследований комфортную среду, ученые возлагают большие надежды. Внимание к науке и ее проблемам со стороны государства, в том числе правительства нашего региона, существенно возросло, это открывает для нее новые перспективы.
— Актуальность темы несомненна, поэтому государство и озаботилось мобилизацией науки, — подчеркнул Константин Кашин, преподаватель истории ЮУрГИИ им. Чайковского. — Со своей стороны замечу: очевидная польза естественных наук не должна перекрывать неочевидность гуманитаристики. К примеру, историческая наука — прямое тому подтверждение. Современный историк должен отринуть статус интересного рассказчика фактов и превратиться в эксперта, разбирающегося в перипетиях и проблемах современного российского общества.
Как считает преподаватель, историк — это эксперт, социальный коммуникатор, способный воплотить опыт прошлого для решения проблем настоящего ради будущего. Он должен объяснять, какие цели ставятся перед обществом и что делать.
— В России активно развивает отечественную науку новое поколение ученых-практиков, чьи научные изыскания направлены на прикладное использование здесь и сейчас, — подытожил Сергей Смышляев, председатель Совета отцов при уполномоченном по правам ребенка в Челябинской области. — В случае мобилизации научного потенциала можно ожидать второй ренессанс со времен середины XX века, когда советские ученые открывали то, чем до сих пор пользуется весь мир: от триггерных систем до атомных электростанций.
Поделиться