Правильный маршрут. Как идет реформа общественного транспорта в Челябинской агломерации
Что на Южном Урале делается для того, чтобы соблюсти интересы всех участников пассажироперевозок Большого Челябинска, и что еще предстоит? Это и стало главной темой прошедшего в Общественной палате региона обсуждения первых итогов реформы с участием члена общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, директора института транспортного планирования, доктора технических наук Михаила Якимова.
- Большой класс. В Челябинской области обновляют общественный транспорт
- В Челябинске расширят сеть выделенных полос
По словам столичного эксперта, в ходе реформирования наметился некий дисбаланс интересов перевозчиков, пассажиров и организаторов перевозок. Напомним, что в 2019 году участники агломерации — муниципалитеты Челябинска, Копейска и Сосновского района передали свои «транспортные» полномочия на областной уровень, и теперь в роли регулятора выступает миндортранс области. Но, как считает ученый, при этом возникли свои подводные камни.
— Это уникальный опыт, и в целом в ходе реформирования системы транспорта достигнуты определенные успехи, но не все идет гладко, — заявил Михаил Якимов. — Назрела необходимость открытого диалога общественности, власти и предпринимательского сообщества. Это вызвано тем, что от частных перевозчиков стали поступать сигналы на возникающие сбои и нестыковки. Нужно понять стартовые условия запуска реформы. В свое время был принят региональный закон о распределении транспортных полномочий: три муниципалитета агломерации делегировали их миндортрансу Челябинской области. Первыми в стране на это пошли в Великом Новгороде, затем в Твери. Но в Челябинске другая ситуация: это крупный город-миллионник, и возможностей у него больше.
По словам Михаила Якимова, в Перми, которая лидирует в стране по организации пассажироперевозок, хотя тоже занялись реформированием транспорта, не спешат с передачей таких полномочий. Может, есть резон что-то взять из опыта пермяков? Пока, как считает эксперт, в Челябинской агломерации реформа радикальных успехов не принесла: есть вопросы с развитием транспортной инфраструктуры, и не все частные перевозчики перешли на регулируемый тариф.
По мнению ученого, нужно тщательнее продумать транспортное планирование и продвигать реформу поэтапно. В челябинском документе о ее запуске, в отличие от Перми, не были указаны конкретные сроки, эксперт усматривает и другие пробелы. В итоге — ряд претензий пассажиров и перевозчиков, юридические споры и судебные разбирательства. Эксперт делает вывод: нужно доработать «плановую составляющую» транспортной реформы, внести нужные коррективы в ее организацию.
Считаем плюсы
— Я считаю, что транспортная реформа в Челябинской агломерации все же приносит свои результаты, — заявил общественник Александр Агарков. — В числе плюсов передачи миндортрансу организаторских полномочий — единое билетное меню в Челябинске и пригородах, утвержденные на областном уровне тарифы. Причем реформа идет постепенно, сохранены и маршрутки, которые обслуживают и отдаленные поселки, где мало пассажиров и нет смысла посылать муниципальные автобусы. А возникающие проблемы оперативно решаются. Так, когда от пассажиров стали поступать жалобы на задержки с соблюдением графика перевозок в микрорайоне Чурилово, местные власти поставили этот вопрос на особый контроль, и ситуация нормализуется.
С этим в целом согласен и юрист-общественник Василий Дульский. По его словам, в Челябинске проведена большая работа по обновлению транспортной инфраструктуры. Это масштабный ремонт трамвайных путей, покупка работающих на газе экологичных автобусов по программе «Чистый воздух». Свои результаты приносит и передача троллейбусных перевозок в концессию: замена контактной сети, реконструкция двух депо, появление в городе изготовленных на челябинском заводе комфортных троллейбусов нового поколения.
— Но есть и проблема: острая нехватка водителей, — добавил общественник. — Им порой приходится работать сверхурочно, брать дополнительные смены. А люди устают. Чтобы не допустить аварийных ситуаций, нужно улучшать условия их труда, повышать зарплату, привлекать молодежь.
Взяли в зачет
Своими мыслями по поводу поделился директор Союза перевозчиков Челябинска Александр Исаев.
— Нужно видеть четкую перспективу, а генплан развития Челябинска менялся несколько раз, — отметил он. — Отсюда свои сложности и с организацией пассажироперевозок, и с определением новых маршрутов. Правда, были попытки наладить конструктивный диалог перевозчиков с миндортрансом. В ЮУрГУ вместе с министерством подготовили схему развития общественного транспорта, на заседаниях рабочей группы мы высказали свои пожелания по продвижению реформы. Часть их были учтены, но в пандемию возникла пауза. Мы, транспортники, готовы перейти на регулируемый тариф, даже работать на «полупустых» маршрутах, но нужно позаботиться и о том, чтобы вложения окупались.
Как считают перевозчики, нужна открытость и прозрачность данных о маршрутах, широкое информирование общественности о ходе реформы.
— Документы о ее запуске готовились с учетом мнений пассажиров и перевозчиков, — пояснил доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ, кандидат технических наук Николай Горяев. — В открытом режиме прошли общественные слушания, все высказанные предложения взяты в зачет. Так, по просьбам пассажиров отказались от зигзагообразного маршрута на Краснопольском проспекте (ученикам приходилось добираться в школу с пересадкой) и вернули прямой, более удобный.
Общественник Данил Девятов заявил, что в ходе транспортной реформы серьезные перемены происходят и по обновлению пешеходной инфраструктуры. На улицах появились «умная» система видеонаблюдения, которая играет не только «фискальную» роль, но и следит за состоянием дорожного покрытия. Общественник предложил транслировать дорожную ситуацию в интернет, чтобы любой мог оценить «поведение» нарушителя ПДД.
Придали статус
На встрече предложили собрать на площадке Общественной палаты все заинтересованные стороны, выработать общий подход к проведению транспортной реформы.
— Передача транспортных полномочий на региональный уровень вполне оправданна, — считает член Общественной палаты Челябинской области Евгений Савченко. — Это здравая идея, и реформа запущена в интересах людей. Свои сложности возникали из-за того, что все территории агломерации, в том числе и Челябинск, с дефицитом местного бюджета. Средств на все у них не хватает, а с передачей общественного транспорта «под крышу» области проблемы решаются проще. С другой стороны, в каждом муниципалитете был свой «транспортный» план, и нужно было все привести к общему знаменателю.
Схожая ситуация не только в транспорте. Общественник привел в пример Кременкуль и новые пригородные поселки: они относятся к Сосновскому району, а скорая помощь и больницы далеко, нужно добираться до райцентра, хотя Челябинск под боком. Поэтому многим ранее муниципальным больницам города придали областной статус.
— Другая головная боль прежних лет — так называемые «маршрутные войны», недобросовестная конкуренция перевозчиков за получение выгодных маршрутов, — подытожил Евгений Савченко. — За последние годы в региональное законодательство были внесены корректировки, в целом в этой сфере навели порядок. А если возникают проблемы, их решают безотлагательно. Наша задача — выработать предложения по совершенствованию транспортной реформы.
Евгений Аникиенко
Поделиться