Мамин — отец русского трактора

19 Июня 2024 Автор: Николай Антипин, кандидат исторических наук Фото: предоставлены автором
Мамин — отец русского трактора

С конца XIX века он занимался разработкой русского дизеля и мечтал о создании трактора. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения.

Мемориальная доска Якову Мамину на здании аграрного университета в Челябинске.jpgВ Челябинске на северо-востоке есть улица Мамина, на здании аграрного университета установлена мемориальная доска Якову Мамину — «пионеру советского тракторостроения».

Яков Васильевич Мамин родился 18 октября 1874 года в селе Балаково Николаевского уезда Самарской губернии (ныне город Балаково Саратовской области). Он учился в приходской школе, после ее окончания был учеником кустаря-лудильщика, затем перешел в мастерскую Федора Блинова, который изобрел первый отечественный гусеничный трактор с паровым двигателем. Якову Мамину было в то время 11 лет, и работа в мастерской для него стала хорошей школой.

Ему еще не было и 20 лет, когда он сконструировал двухлемешный плуг, за что в 1893 году был удостоен Малой серебряной медали на выставке в Саратове. Затем собрал пожарный насос собственной конструкции и также был отмечен медалью и премией в 300 рублей на выставке в Пензе. Яков Мамин открыл собственную мастерскую и приступил к созданию тракторных двигателей внутреннего сгорания.

Русский дизель

В 1899 году братья Яков и Иван Мамины, ставшие к этому времени саратовскими мещанами, задумали построить в родном селе Балаково чугунолитейный механический завод. Они арендовали 520 квадратных саженей общинной земли, за что обязались уплачивать 40 рублей в год.

Яков Мамин. 1905 год.jpgВ 1906 году изобретатель усовершенствовал бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на нефти, получивший название «Русский дизель». Следующим шагом стало изобретение колесного трактора — универсального, экономичного, работающего на сырой нефти и приспособленного к сложным условиям российского сельского хозяйства. Опытные образцы тракторов были созданы в 1912 году, а серийное их производство началось в 1914 году. С этого времени предприятие получило новое название — специальный завод нефтяных двигателей и тракторов братьев Маминых.

Яков Мамин разработал целое семейство русских тракторов для различных нужд сельского хозяйства: «Универсал», «Посредник», «Прогресс». Эти тракторы успешно конкурировали с американской техникой, появившейся в России: они работали на нефти, были просты в эксплуатации, имели большое количество унифицированных деталей.

«Саратовский листок» сообщал читателям 28 сентября 1914 года: «На днях по улицам Балакова ходил 25-сильный трактор местного завода Я.В. Мамина. Производилась первая проба с четырьмя плугами, пока без нагрузки. Трактор имеет автоматический пуск машины сжатым воздухом. Завод предполагает вырабатывать тракторы 25 и 50 сил под названием «Русский трактор». Пока изготовлены четыре штуки». Тогда же в газете «Заволжье» появилась реклама: «Нефтяные двигатели «Русский дизель», нефтяные тракторы «Русский трактор» завода Я. В. Мамина в Балакове, расходуют нефти 1/2 фунта на силу в час». Свои представительства братья Мамины открыли в Москве, Самаре, Казани и в Омске при складе переселенческого управления.

В 1910 году на их заводе был введен десятичасовой рабочий день, создана комиссия по разбору конфликтов, поощрялся сдельный труд, отменены штрафы, предоставлялись неоплачиваемые отпуска на полевые работы, организована медицинская служба, рабочим выдавались ссуды на приобретение домов.

Богатырь, Гном и Титан

Несмотря на благосклонное отношение к рабочим, после революции Мамины лишились своего завода и всего имущества. Однако Яков Мамин продолжил заниматься любимым делом. В 1918 году вместе с сыном Владимиром он построил в Балакове опытный трактор «Богатырь» с нефтяным двигателем «Аванс» мощностью 5 лошадиных сил. Для его испытания изобретатель обратился в местный земельный отдел с просьбой о выделении земли: «Я сам своими средствами с сыном произведу посевы и бахчу. Для удобства работы трактором желательно иметь землю близ воды… где бы я мог, помимо пахоты и жнивья на тракторе, применить и орошение. Если означенная земля отдается за плату, то я просил бы назначить минимальную цену».

Фирменный бланк завода Якова Мамина. 1915 год.jpg
Фирменный бланк завода Якова Мамина. 1915 год

После «Богатыря» был «Гном» — трехколесный 16-сильный трактор, предназначенный для небольших хозяйств, имевших от 50 до 100 десятин пашни. Он мог тянуть за собой трехлемешный плуг, вспахивая до трех десятин в день, или вести две жнейки, скашивая хлеба с 6–8 десятин. «Гном» мог служить и стационарным приводом, давая энергию молотилке, мельнице или насосу, и тягачом, перевозя на прицепе четыре тонны груза со скоростью до 4 километров в час.

В 1921 году был испытан 50-сильный трактор «Титан». Его пробный пуск описан на страницах местной газеты «Красный набат»: «Пыхтя и громыхая, величественный «Титан» тащит раму так же легко, как и шел до места работ. Глубоко врезавшийся плуг, выворачивая 5-вершковые пласты, дробя их в мелкие куски, представлял великолепное зрелище… Трактор должен тянуть раму с 8 лемехами, ширина борозды равна 8 вершкам, значит, при скорости 3 версты в час трактор вспашет около десятины или при 16-часовом рабочем дне производительность его будет около 15 десятин. Это будет составлять работу 75 лошадей».

Серьезный изобретатель

В 1921 году с трактором «Гном» Яков Мамин ездил в Москву, чтобы добиться от правительства открытия серийного производства новой машины. Производство тракторов Якова Мамина было развернуто недалеко от Балаково на первой государственной фабрике земледельческих машин и орудий «Возрождение» в Марксштадте, бывшей фабрике торгового дома «Ф.Ф. Шефер с братьями и Ко». Яков Мамин переехал в Марксштадт и занимался организацией производства тракторов «Гном» и «Карлик», нефтяных двигателей, занимался усовершенствованием дизельного двигателя, разработкой модификаций «Пионер» и «Октябренок».

В 1937 году брат Якова Мамина Иван был арестован и отправлен в ссылку на Енисей, в Дудинку, а затем расстрелян. Тогда же и сам Яков Мамин покинул родные места и переехал в Челябинск, где на тракторном заводе работали его сыновья.

Яков Мамин. 1950-е годы.jpgЧелябинский областной совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов взял его на учет «как серьезного и с многолетним стажем изобретателя». В Челябинском архиве сохранилась переписка, из которой видно, что общество изобретателей занималось защитой прав Якова Мамина на его изобретения и получение им вознаграждения от завода в Марксштадте, который к 1937 году продолжал выпускать стационарные, перевозные и судовые двигатели конструкции Якова Мамина. В 1938 году изобретатель получил шесть тысяч рублей за использование своих изобретений.

В Челябинске Яков Мамин работал научным сотрудником кафедры теплотехники, затем на кафедре тракторов и автомобилей института механизации сельского хозяйства. В Челябинске он продолжал совершенствовать двухтактный газовый двигатель, создал модель газогенератора, работающего на соломе, изобрел работомер для механического учета и контроля работы трактора. В 1945 году был отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», а в 1953 году удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Скончался изобретатель в 1955 году.

Поделиться

Сегодня | 09:50
Селябский бор. В Челябинской области сохранились реликтовые сосновые леса

Они произрастают в виде отдельных островов в лесостепной и степной зонах Челябинской области на песчаных отложениях, выходах гранитов и относятся к категории особо ценных лесных массивов.

Вчера | 12:51
Участников СВО поздравили с Днем Героев Отечества

В челябинском региональном филиале государственного фонда «Защитники Отечества» прошла встреча с ветеранами спецоперации и их семьями.

05.12.2024 | 10:05
Как сложилась судьба первой православной церкви на Южном Урале

Старейшим населенным пунктом Челябинской области является село Русская Теча, основанное в 1682 году. Здесь же появился и первый православный храм. Церковь была построена в конце XVII века, она горела, перестраивалась и была снесена в XX веке.

27.11.2024 | 15:07
Велено поступать ласкою. С чего начиналась история Чебаркуля

Город Чебаркуль расположен в живописном уголке Южного Урала, недалеко от Ильменского хребта в окружении озер. Здесь работает крупное металлургическое предприятие, а население города — более сорока тысяч человек. На гербе Чебаркуля изображена крепость, с которой начиналась история города.

Новости   
Спецпроекты