Как в Челябинске участников СВО избавляют от посттравматического расстройства
Около трети пациентов Челябинского областного госпиталя для ветеранов войн, побывавших в боевых действиях, имеют ПТСР. «ЮП» узнала, как врачи помогают бойцам и их близким справиться с синдромом и вернуться к мирной жизни без ночных кошмаров, страха и агрессии.
В госпитале накоплен большой практический опыт работы с участниками вооруженных конфликтов. Много лет медучреждение отвечает за здоровье ветеранов Великой Отечественной войны, вдов фронтовиков, тружеников тыла, а также участников событий в Афганистане и Чечне. Сегодня госпиталь — якорное медучреждение в регионе по лечению и реабилитации участников СВО. Его специалисты оказывают методическую поддержку другим медицинским учреждениям, куда принимают бойцов. Кроме того, через областной госпиталь идет маршрутизация пациентов в другие клиники, профильные отделения, например, нейрохирургическое, ортопедическое и, если того требует ситуация, даже соцслужбы.
В структуре госпиталя находятся терапевтическое и неврологическое отделения, в прошлом году открылось отделение медицинской реабилитации.
Фото: пресс-служба минздрава Челябинской области
«Отделение постоянно расширяется: сегодня это и амбулаторный этап, и дневной стационар, и паллиативные койки. Для маломобильных пациентов проводим терапевтическую и неврологическую реабилитацию в стационаре на дому. Открыт круглосуточный второй этап реабилитации», — рассказала главный врач Челябинского областного госпиталя для ветеранов войн Татьяна Василенко.
Работая с бойцами СВО больше двух лет, специалисты госпиталя накопили новый опыт по реабилитации участников вооруженных конфликтов. Как выяснилось, состояние участников современных боевых действий отличается от того, что наблюдали врачи у ветеранов чеченских и Афганской войн.
По словам заведующей отделением функциональной диагностики госпиталя, нейрофизиолога Валентины Королевой, по сравнению с военными конфликтами прошлого века в современных иной тип минно-взрывных ранений, принципиально новые поражения, в том числе нервной системы.
«По этой причине у нас работают не только медицинские психологи, но и нейропсихологи. Это специалисты, которые занимаются патологией высших психических функций, например, речевой дисфункцией, утратой определенных навыков», — поясняет эксперт.
Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции
Почти за год в госпиталь с симптомами постстрессового травматического расстройства обратились 695 человек. Это бойцы с симптомами вторжения — так профессионалы называют, например, навязчивые воспоминания, флешбэки, ночные кошмары и видения. Это могут быть также симптомы избегания и возбуждения: апатия, уход от вещей, мест и действий, связанных с травмирующими событиями, тревожность, раздражительность и так далее. Не все признают у себя проблему, кто-то, пытаясь уйти от нее, проваливается в разного рода зависимости.
«Важно вовремя диагностировать ПТСР, — говорит медицинский психолог госпиталя Данил Налимов. — Важно разграничить посттравматическое расстройство, тревожность, депрессивные проявления или расстройство адаптации. От этого зависит терапия. Если нет серьезного органического поражения головного мозга, то ПТСР излечим».
В отделении психосоматической реабилитации с пациентами работают психологи, психотерапевты, психиатры и нейрофизиологи.
«Не всегда пациенты сразу идут на контакт. Часто говорят: «Да что вы можете понимать, вы там не были», — отмечает врач-психотерапевт госпиталя Алевтина Рудольф. — Но в процессе диалога мы находим точки соприкосновения и начинаем работу. Но это длительная и кропотливая работа».
Врачам помогает современное оборудование. В прошлом году по федеральной программе госпиталь получил медтехнику на 43 миллиона рублей. Это, например, стабилоплатформа с обратной биологической связью, современные аппараты для физиолечения, лазер, аппарат для транскраниальной магнитной стимуляции.
Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции
Как объясняют специалисты, новейшие аппараты помогают привести в баланс процессы возбуждения и торможения в головном мозге.
«Во время магнитной стимуляции изменяется потенциальная активность нейронов — клеток головного мозга. Если есть какой-то период торможения в этих клетках, который не позволяет человеку вести себя адекватно, то мы включаем процессы возбуждения, и формируются потенциалы действия, то есть нервные импульсы. Эта методика помогает бороться с тревожностью и депрессиями», — поясняет нейрофизиолог Валентина Королева.
Если в головном мозге пациента превалируют процессы возбуждения, врачи используют аппаратно-программный комплекс для синхронизации различных сенсорных систем головного мозга. Пациент надевает наушники со звуками природы, а на экране в это время демонстрируются картины природы, например, водопад в тропиках. Такие сеансы помогают преодолеть излишнюю физиологическую возбудимость, неправильное, возможно, агрессивное поведение, бурную реакцию на слова врача и близких.
Поделиться