Елка из 150 елок. Как в Челябинской области Новый год отмечали
В мире Новый год встречают по-разному: иудеи отмечают Рош ха-Шана осенью, мусульмане Навруз — весной, китайцы Чуньцзе — в течение месяца в январе и феврале. И в России Новый год не всегда отмечался 1 января, были времена, когда год начинался 1 марта или 1 сентября.
Открытки. Начало XX века
Бесчиния на праздник
Двенадцать праздничных дней проходили в веселье. В 1744 году воевода Исетской провинции Никон Филиппов наставлял комиссара Миасской крепости: «По силе присланных ея императорского величества из правительствующего Сената печатных указов от 18 июля и от 15 чисел декабря 743 году подтверждается тебе в Мияской смотреть, дабы во время крестных хождениев, пока от церкви к своему месту не возвратятся, кабаков не ставить, а продавать питья во все праздничные и воскресные дни по окончании службы Божией, а во время той службы не продавать, также кулашных боев, скачек и плясок, и конского ристания, и других бесчиней чинено б не было». Вероятно, все описанное как раз и бывало в праздничные дни и важно было сдержать народный порыв…
Одно из первых описаний празднования Нового года в Челябинске встречается в воспоминаниях Василия Протасова, многолетнего секретаря городской думы и краеведа. Он родился в 1856 году и позднее вспоминал детские годы: «На Новый год мы были у Кудриных. Во весь вечер было шумно, разнообразно, весело. Приходили маскированные в незатейливых масках с неизбежным медведем в вывороченной шубе, со стрекозой: плясали, играли, пели. Ольга, знающая все деревенские песни, аккомпанировала на рояле, а хозяйка обходила маскированных уже с заранее наполненным конфетами, пряниками и орехами большим подносом, который бесцеремонно и опустошался. Вливалась новая толпа маскированных, также приветливо угощаемая, как и первая».
Праздничная реклама в челябинской прессе в начале XX век
В уездном Челябинске украшались дома, лавки и магазины, сияли огнями керосиновых и электрических фонарей крупные торговые дома. В начале XX века владельцы магазинов поздравляли своих покупателей с праздниками на страницах местной газеты «Голос Приуралья» и приглашали к себе за деликатесами. С 15 декабря начиналась торговля елками. Ежедневно по челябинским улицам разъезжали возы, груженные деревьями. Елки традиционно украшались как фабричными, так и самодельными игрушками, использовались конфеты, орехи в блестящей фольге, пряники и прочие сладости.
В городе проходили елки для взрослых, устраивались балы-маскарады в клубах с вручением призов за лучшие костюмы и обязательно с шампанским. Костюмы были самые разнообразные, к примеру, одна из барышень удивила всех костюмом в виде корзины цветов. Среди масок можно было увидеть мушкетеров, гусаров, царевен, петрушек и животных.
Между станциями железной дороги в специальном вагоне курсировала передвижная елка. Крестьянские дети толпились около вагона, разглядывали зеленую красавицу, а когда включался граммофон, с интересом слушали песни и пьесы, смотрели синематографические картины. Под конец праздника детям раздавали одежду, обувь, игрушки, основным лакомством был белый хлеб.
С началом Первой мировой войны стали звучать призывы сократить «визиты», а вместо этого больше жертвовать на нужды фронта. В декабре 1915 года в «Голосе Приуралья» было опубликовано: «Граждане Челябинска! Наступает праздник Рождества Христова, каждому из нас знакомо чувство светлой радости, с которым мы встречаем этот день. Приготовьте в посылках то, что подскажет ваше сердце. Пожертвования теплыми вещами, табаком и тому подобным принимаются в здании городской управы с 9 часов утра до 2 часов дня». В предпраздничные дни был утроен благотворительный спектакль, сбор от которого предполагалось направить на приобретение подарков для солдат.
Праздничная реклама в челябинской прессе в начале XX века
Карнавал с фейерверком
С приходом к власти большевиков елке пришлось пережить нелегкие времена. Были отменены «старорежимные обряды», песни с плясками, скоморошьи затеи. Празднование Рождества, украшение елки рассматривались как вредные «поповские» обычаи. Так, в 1923 году челябинские комсомольцы организовали контр-Рождество (конечно, все было согласовано с властями). 6 января в пять часов вечера началось карнавальное шествие, его участники из клуба имени Ленина «с группой ряженых, факельщиков, истуканов и оркестра» прошли по окраинам — Порт-Артуру, Колупаевке и Никольскому поселку, а после разошлись по клубам, где были устроены митинги.
Однако местные власти в своих решениях были непоследовательны. В том же 1923 году, но уже в декабре Челябинская окружная камера инспекции труда извещала рабочих, «что праздник Рождества Христова празднуется 25 и 26 декабря по новому стилю, накануне праздника занятия кончаются в 12 часов дня».
В апреле 1929 года XVI партийная конференция утвердила пятидневную рабочую неделю, отменив при этом все церковные праздники. Рождество стало обычным рабочим днем, а вместе с ним отменился и праздник с елкой. В это время праздник и превратился в семейный, проходивший втайне от окружающих.
Участники областной показательной радио-ёлки. Челябинск, 1935-1939 годы
Запрет елки продлился не очень долго. 18 декабря 1935 года «Правда» опубликовала заметку секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева «Давайте организуем детям к Новому году хорошую елку»: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев… Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка!»
В Челябинске в 1935 году новогодние елки были организованы в школах, на катке «Динамо» и в саду на острове. В 1936 году большую елку установили в городском саду, а первая елка в центре города появилась благодаря решению Челябинского городского исполкома 1 декабря 1938 года. «На площади Революции поднялось новое сооружение. Здесь строится елка, — писала газета «Челябинский рабочий» 29 декабря 1938 года. — На ее изготовление ушло 150 обыкновенных елок. Это действительно елка-гигант, ее высота — 19 метров. Сегодня на елке будут развешиваться игрушки и украшения, изготовленные челябинской артелью «Художник». Гигантскую елку украсили огнями и гирляндами, вокруг нее было устроено карнавальное шествие, игры и танцы, играло два оркестра, новогодний вечер закончился фейерверком.
Снежный городок на площади Революции в Челябинске. 1984 год. Фотография А. Писарева
Поделиться