Уральский ренессанс. Как горнозаводские регионы становятся новыми центрами притяжения
Промышленные города и поселки преображаются благодаря активным и инициативным местным жителям.
Урал горнозаводской
Проект «Горнозаводская горизонталь» — это цикл документальных фильмов и книга об истории промышленных районов Южного Урала. Летопись старинных промышленных территорий ведет режиссер Наталья Исакова. В своих фильмах документалист фокусируется прежде всего на судьбах людей, участвующих в становлении и развитии «опорного края державы».
— Героев документального проекта объединяют две «метки» — любовь к Уралу и своему делу. Вместе с жителями городов и сел «каменного пояса» ищу ответы на вопросы: на каких столпах действительности покоится «опорный край державы» в прошлом и настоящем, чем живут носители уральского «культурного кода» в эпоху цифровых технологий, как выглядит личная точка опоры современного уральца, — рассказывает Наталья Исакова.
За плечами Натальи Исаковой десятки лет, посвященных исследованию горнозаводского Урала. Архивные материалы нашли отражение в документальных фильмах: «Новое железо Урала», «Индустриальное наследие. Теория и практика ревитализации», «Туризм по-горнозаводски», «Там, где кончается асфальт и начинаются маршруты», «Приземленные». Эти киноленты получили признание на международных и российских конкурсах. Наградой отмечен и документальный проект «Горнозаводская горизонталь». В ноябре 2024 года эксперты кинофестиваля «Урал, я люблю тебя!» признали его лучшим в номинации «Урал промышленный».
Премьера документальной ленты «Горнозаводская горизонталь» состоялась в Челябинске, в областном киноцентре имени Сергея Герасимова. Подробно об этом «Южноуральская панорама» рассказывала ранее. После премьерного показа зрители собрались за круглым столом, чтобы обсудить развитие старинных малых городов Урала. В разговоре приняли участие журналисты, общественные деятели, историки, экскурсоводы. Модератором встречи выступила сама Наталья Исакова.
— Все документальные проекты пяти последних лет посвящены именно этой теме — «оживлению» малых горнозаводских городов. Я рассказывала об удивительных проектах Сатки, меняющих шаг за шагом представление о городах-заводах, опыте Вячеслава Пестрикова и команды «Уральских покатушек» (Екатеринбург), о знаменитом проекте «Лето на заводе». Еще в 2020 году Ян Кожан назвал креатив «новым железом», — говорит Исакова. — Несколько раз в столетие городам-заводам Урала — старым центрам металлургии приходится искать «новое железо». Проще говоря, придумывать новые способы заработка для людей и предприятий. Еще пять лет назад были уместны вопросы: может ли креатив стать «новым железом» старых промышленных центров, способен ли туризм стать отраслью экономики горнозаводских городов? А теперь все это есть. Механизм работает. Креативные индустрии как способ заработка — объективная реальность.
Исследователь-журналист Наталья Исакова выступает посредством своих документальных проектов проводником между обществом, властью и креативными людьми в деле сохранения идентичности горнозаводских районов и создания условий для их развития. Промышленные территории Урала представляют собой не только большую историческую, но и культурную ценность. За последнее время некоторые промышленные города и поселки изменились до неузнаваемости, благодаря в том числе неравнодушным местным жителям. Один из таких — Александр Савичев из Сысерти. Александр — архитектор, краевед, экскурсовод. Он приехал в Челябинск на презентацию документального проекта «Горнозаводская горизонталь», чтобы поделиться своим опытом с участниками круглого стола.
Лето на заводе
В Сысерти Свердловской области живет больше 20 тысяч человек, здесь создан большой культурный кластер. Местом притяжения для тысяч туристов стал чугунно-плавильный железоделательный завод уральских предпринимателей XVIII века Турчаниновых-Соломирских. На промышленной площадке создан музей, где проходят экскурсии и фестиваль «Лето на заводе» с мастер-классами, лекциями, встречами, форумами, концертами.
— В 2020 году мы запустили проект «Лето на заводе». Начали возвращать к жизни и наполнять новыми функциями завод Турчаниновых-Соломирских. Нам помогали волонтеры, сотрудники администрации Сысерти и партнеры. Мы очистили территорию от многолетнего мусора и создали сезонную инфраструктуру, — рассказал Александр Савичев.
Савичев в составе команды агентства развития Сысерти участвовал в федеральном конкурсе по благоустройству малых городов. Собранные им исторические данные об этом промышленном районе Урала легли в основу проектов по преображению территории.
— Мы дважды выступали перед президентом России, рассказывали о своих проектах. Благодаря нашим инициативам о Сысерти стали больше говорить, город стал более узнаваем, — подчеркнул Савичев.
Еще десять лет назад экскурсии по горнозаводской Сысерти посещали от 500 до 800 человек в год. В 2024-м только за первые две недели лета с уникальной местностью познакомилось более 6 тысяч туристов, а на фестивале «Лето на заводе» побывали 100 тысяч человек.
— Приведу пример благоустройства. Мы построили две детские площадки. Одну для маленьких детей, другую — для подростков. К нам начали приезжать семьи из Екатеринбурга. Говорят, такие классные места отдыха есть не во всех городах-миллионниках, — отметил Александр Савичев. — Я люблю город, в котором живу. Хочу сделать его максимально комфортным, привлекательным, особенно для молодежи и туристов.
По горам и озерам
Среди участников круглого стола был также директор автономной некоммерческой организации «Лаборатория внутреннего туризма» Вячеслав Пестриков из Екатеринбурга. Вячеслав представил туристический проект «Большая уральская тропа», который объединил Челябинскую, Свердловскую, Оренбургскую области, Республику Башкортостан и Пермский край. Путешественники могут выбрать оптимальный и удобный маршрут: пешеходный, велосипедный или водный. Преодолевая более тысячи километров, туристы знакомятся с уникальными национальными природными парками, с историей горнозаводских районов.
— К примеру, на протяжении 2300 километров пешеходного трека нанесены метки на деревьях, чтобы людям удобнее было ориентироваться в пространстве. Кроме того, проект полностью оцифрован и есть в навигаторах. На сайте создан электронный путеводитель, где туристы могут посмотреть информацию и скачать понравившийся маршрут, — рассказал Вячеслав Пестриков. По его мнению, уральские регионы еще недооценены с точки зрения развития природного туризма. У многих край восхитительных озер, гор и лесов чаще всего ассоциируется только с заводами.
— Этот стереотип мы ломаем и формируем тренд на природный туризм. Что такое Урал? Это самые доступные горы в России, потому что по ним могут путешествовать люди с любым уровнем подготовки. У нас шикарные национальные парки, огромное количество особо охраняемых природных территорий, красивых озер. Можно не ехать далеко, всё есть здесь, на Урале, — говорит Вячеслав Пестриков.
Он родился в одном из горнозаводских поселков. Много путешествовал по стране, мечтает сделать Урал туристической Меккой:
— Чтобы мы могли комфортно и безопасно путешествовать, необходимо развивать крупные федеральные проекты. Уральские горы узкие, вытянутые, и особенная транспортная логистика: железнодорожные пути, автомобильные дороги проходят вдоль гор. Промышленные населенные пункты с мощным историческим наследием расположены тоже вдоль гор. Это всё открывает большие возможности для развития природного туризма.
Урал в онлайн
В разговоре принимала участие учредитель и креативный директор автономной некоммерческой организации «Креативные индустрии Урала» Александра Петрова. Она считает: чтобы повысить привлекательность малых городов, нужно больше проводить экскурсий на предприятиях.
— На Урале много заводов. Когда видишь, как льется раскаленный металл, это производит большое впечатление, вызывает сильные эмоции, поэтому совершенно точно уверена, что промышленный туризм у нас нужно активнее развивать, — говорит эксперт.
Ее команда выпускает уникальный контент о культуре, искусстве, этнографии, археологии, истории Урала. В 2024 году «Креативные индустрии Урала» записали 84 выпуска научно-популярных лекций, сняли два мультфильма об Аркаиме и запустили проект «Незримое кино». Благодаря тифлокомментированию незрячие и слабовидящие люди смогли «посмотреть» фильмы уральских режиссеров. По словам директора АНО «Креативные индустрии Урала», среди научно-популярных видео больше всего просмотров набрали лекции о горнозаводской цивилизации, уральском костюме и южноуральской кухне.
— Когда преподавала в Челябинском институте культуры, поняла, что студенты не знают историю родного края, — рассказывает Александра Петрова. — По специальности я режиссер кино и телевидения, сценарист, продюсер. Собрала команду, мы начали вместе работать и доказали, что краеведение — это нескучно. Мы убеждены, что Урал — это не только тяжелая промышленность, но и уникальная культура.
Поделиться