Приручить дрон. Как участник СВО нашел себя в мирной жизни

Челябинец Илья Крамер после службы стал преподавателем.
Челябинец Илья Крамер — выпускник ЧВВАКУШа. После службы в зоне спецоперации вернулся домой и стал преподавать. Штурман учит школьников и студентов управлять беспилотниками. На занятии побывала корреспондент «Южноуральской панорамы».
Настроиться на полет
«Птички» взмывают в небо, правда, не реально, а виртуально. Управляют беспилотниками курсанты Челябинского юридического колледжа. Они следят за скоростью и высотой. Главное, говорят студенты, научиться держать равновесие в полете.

— Пробую повернуть дрон в другую сторону, а он заваливается набок и еще ускоряется, — сетует Мария Изыкенова. — Управлять беспилотниками сложно, но увлекательно.
— Меня тоже «птичка» не слушается, — добавляет Игорь Захаров. — Вероятно, еще не наработал летную практику, мы только закончили изучать теорию.
Мне тоже захотелось «полетать». Заняв свободный компьютер, беру в руки джойстик и пробую приручить дрон. Ребята подсказывают, что с помощью правого стика можно регулировать направление движения беспилотника, а с помощью левого — высоту. Управлять «птичкой» и правда нелегко. Мой беспилотник взлетел только с третьего раза.
Такие тренировки у студентов проходят дважды в неделю. Ведет занятия Илья Крамер — участник СВО, выпускник Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов.

— У нас есть упражнение «полет по коробочке». Необходимо запустить двигатель, набрать высоту и двигаться вдоль взлетно-посадочной полосы, затем выполнить разворот на 90 градусов на высоте два метра и снизить горизонтальную скорость до нуля. Также есть задание на совершение полета на удержание по месту и высоте, — рассказывает Илья Крамер.
В симуляторе дронов можно выбрать тип беспилотника. Здесь есть «фантомы», «мавики», БПЛА самолетного типа. На выбор также сценарии полетов: это может быть город, лес или какой-то спецучасток с препятствиями.
Беспилотниками сегодня никого не удивишь, их внедряют буквально везде. «Птичек» активно используют и различные ведомства. В МЧС, к примеру, дроны применяют при поиске людей и тушении пожаров.
— Дрон может облететь этот микрорайон минут за десять, — говорит Илья Крамер. — Есть БПЛА самолетного типа, которые на вооружении армии. Они развивают скорость до 150 километров в час и преодолевают до 6 тысяч километров.
Навыки управления беспилотниками получают и челябинские школьники. Илья Крамер также ведет занятия в образовательном комплексе «Смена».

Профессия для романтиков
Когда разговор заходит об авиации, штурмана не узнать. Из серьезного педагога он превращается в мальчишку, мечтательного и загадочного. О самолетах Илья Крамер готов говорить часами.
— После школы приезжал в ЧВВАКУШ, стоял у забора и смотрел, как заходят на посадку СУ-24, ТУ, Ан-26. Шумно, громко, но так красиво! Представлял, что происходит внутри самолета, — вспоминает Илья Крамер. — При поступлении в летное училище сдавал физику, математику, русский язык и физическую культуру. После первого тестирования мне позвонили и сказали, что я его не прошел. Потом оказалось, что меня перепутали с другим поступающим. На второе тестирование примчался за 20 минут! Успел, всё сдал и поступил. Мечта сбылась!
Профессиональный выбор Ильи горячо поддержал его дедушка Валентин Эрнестович. Участник Великой Отечественной войны не дожил всего несколько месяцев до его выпускного.
— Дедушка мало рассказывал про войну. Знаю, что он в танке два раза горел, ранен был, — рассказывает Илья. — Мне он говорил: «Поступил — учись до конца. Не смей бросать! Чтобы до генерала дошел!».

В ЧВВАКУШе Илья встретил таких же, как и он, страстно влюбленных в небо. После окончания летного училища поехал служить в полк.
— Самое яркое воспоминание — полет на лучшем истребителе в мире — Су-30СМ. — продолжает Илья Крамер. — Сдали в полку все экзамены, получили допуск на полеты, выдали костюмы, защитные шлемы. Сажусь в самолет и понимаю: как долго я к этому шел! Двигатели разгонятся — вжимаюсь в кресло, глаза уходят внутрь. Ощущения не передать словами! — говорит Илья. — При этом нужно быть внимательным, диктовать скорость, следить за маршрутом, за оборотами двигателей. Ведь штурман — это «мозг» воздушного корабля.
Начало спецоперации Илья Крамер помнит как сейчас. Рано утром 24 февраля над аэродромом наши силы ПВО сбили украинскую «Точку-У».
— К тому времени я был отстранен от полетов по состоянию здоровья. Выполнял задания на земле: контролировал воздушное пространство, обеспечивал связь между экипажами и подразделениями, — рассказывает Илья Крамер. — Во время службы стал требовательнее к себе. Нам командир говорил, что человек в полку — это маленькая шестеренка. Если каждый боец будет выполнять свои задачи правильно, то полк будет работать как единый механизм, слаженно и эффективно.

Мы говорим с Ильей об авиации под гул самолетов, который раздается за окном аудитории. В такие минуты сердце начинает биться сильнее, делится переживаниями штурман.
— Слышите, это полетел АН-26, — объясняет Илья. После недолгой паузы добавляет: — Очень хочется снова в небо!
Прилечь на облачко
Мне стало интересно, о чем думает штурман во время полета.
— Когда взлетаешь в небо, появляется ощущение свободы, легкости, чистоты, думается спокойно. В такие минуты ощущал эйфорию. Ведь человек не рожден летать. Но мы смогли стать «птицами». В небе ответственности больше. Ошибка может стоить жизни, — отмечает Илья Крамер.

— Где лучше, в небе или на земле? — спрашиваю у него.
— В небе. Там ты можешь двигаться во всех трех плоскостях, а на земле только в двух.
— Было желание подлететь ближе к облакам и их потрогать? — не унимаюсь я.
— Пытались на самолете прилечь на них — не получилось, не держат.
— А какого цвета облака? Рассмотрели?
— Они очень красивые! Есть побольше, поменьше, темнее, светлее. Одинаковых облаков точно нет. Под лучами солнца они и вовсе переливаются разными оттенками, становятся похожими на драгоценный камень в огранке. Выглядит бесподобно.
Как проходят занятия по управлению беспилотниками в Челябинском юридическом колледже, смотрите в нашем видео.
Поделиться