Тула далеко, Тула рядом! Зачем тульские купцы пришли на Урал

Между Челябинском и Тулой почти две тысячи километров. Такое расстояние не помешало регионам завязать плотные исторические связи.
Первыми тульскими купцами, появившимися на Южном Урале, стали Коробковы. Они происходили из старообрядцев, посадских людей Тулы. Тимофей Тарасович вместе с сыном и внуком переехал на Урал в 1730-х годах и записался в екатеринбургские купцы. Возможно, это неслучайно, и Коробковы были в родстве с Демидовыми.
Родион Тимофеевич с сыном Яковом в 1746 году заключили контракт с Оренбургской губернской канцелярией на строительство Каслинского железоделательного завода, купили у башкир Мякотинской волости земли под заводскую дачу. В 1747 году Родион Коробков скончался, и Яков взял дела в свои руки. Он построил домну и кричную фабрику для выделки железа, господский дом и Успенскую церковь. Купец изучал недра Южного Урала, разведал залежи железной и медной руды, что способствовало становлению черной и цветной металлургии в Исетской провинции.

Генеалогическое древо Демидовых
Три Никиты
История тульского рода Демидовых неразрывно связана с освоением недр Урала. Основатель промышленной династии Никита Демидов родился в Туле в 1656 году, он был кузнецом-оружейником, построил на родине чугуноплавильный завод, и в 1702 году получил от Петра I казенный Невьянский железоделательный завод на Урале. Никита Демидов исполнил поручение царя, стал поставщиком оружия и боеприпасов для армии. С Невьянского завода началась огромная горнозаводская империя рода Демидовых: предприимчивый тульский купец построил на Урале Быньговский, Верхнетагильский, Выйский, Нижнелайский, Шуралинский заводы. Получив льготы и привилегии от царя, Никита Демидов стал единственным поставщиком корабельного железа, якорей, пушек, леса для Адмиралтейства, поставлял он свое железо и в Европу. За заслуги перед Отечеством купец был пожалован фамилией Демидов и дворянством.
Младший сын родоначальника династии, тоже Никита, родившийся около 1686 года, унаследовал от отца Тульский двор в оружейной слободе, построил на Урале несколько заводов, в 1751 году он купил у Якова Коробкова Каслинский завод, затем ввел в строй Верхне- и Нижне-Кыштымские заводы. Это поколение Демидовых еще вникало в горнозаводские дела, и он сам руководил строительством заводов с учетом новейших технологий. Каслинский и Кыштымские заводы, построенные в Исетской провинции, стали первыми предприятиями на Южном Урале. Возведенная Никитой Демидовым-младшим усадьба в Кыштыме теперь известна как «Белый дом» и имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Тульский купец Никита Демидов
И в третьем поколении Демидовых был свой Никита — сын Никиты Никитича. Он вслед за отцом владел южноуральскими заводами. В Объединенном государственном архиве Челябинской области сохранились толстые дела с гневными посланиями заводчика своими приказчикам. В одном из них, пожалуй, наименее безобидном, он писал: «Я вижу, что вы, разгульные моты, совсем сбились с пути, к великому вашему стыду, во всем видна ваша неприлежность и очевидное нерадение к господскому добру. Доменный чугун и уголь выходят у вас самые препакостные, много премерзких недоделов. Берегись, нечестивый Блиненок, ребра тебе переломаю за такие неслыханные мерзости. Если узнаю, что ты хитришь со мною, то не только спина твоя пострадает, но и жилище твое разорю».
У последнего Никиты Демидова не было детей, южноуральские владения достались двоюродному племяннику Павлу Григорьевичу, а тот вскоре продал заводы купцу Льву Расторгуеву, который не был связан с Тулой.

Златоуст. Дом горного начальника, построенный Ларионом Лугининым. 1930 год, почтовая открытка
Дворец Лугинина
Отметилась на Южном Урале и другая семья тульских кузнецов и ствольных заварщиков — Мосоловых. Они появились здесь в 1747 году, купили у заводчика Петра Осокина Нязепетровский завод, основали Уфалейский доменный и передельный завод. По указу императрицы Елизаветы Петровны в 1754 году Мосоловы основали Златоустовский чугуноплавильный и железоделательный завод, в 1769 году завод за 85 тысяч рублей был куплен тульским купцом Ларионом Лугининым.
Кроме Златоустовского завода Ларион Лугинин приобрел еще и Саткинский завод у графа Александра Строганова за 185 тысяч рублей. Свой капитал он сколотил на торговле. Купец писал: «Покойный отец мой, тульский купец Иван Лугинин, с самого начала заведения Санкт-Петербурга, потом и я с ним вместе производили знатную торговлю при сем Санкт-Петербургском, так и при всех других портах и пограничных местах…» Лугинины в то время были богатейшими купцами первой гильдии и владельцами мануфактур, они вели торговлю со многими европейскими странами, с Китаем, Персией, государствами Средней Азии.
Ученый и путешественник Петр-Симон Паллас, посетивший заводы Лариона Лугинина в 1770 году, писал о Златоустовском заводе: «…что жилья здесь числом до ста пятидесяти домов, изрядная деревянная церковь и жилой хозяйский дом, при плотине находится и доменная, на плотине стоит лесопильная мельница, а на другой стороне Ая прочие заводские строения. Старая молотовая, в которой три горна, другая, так, как и медеплавильня, состоящая из шести кричных печей и нескольких плавильных горнов, разрушены до основания, а начинают ныне застраивать новые. Подле медеплавильни находится еще толчея. К горе пристроены четыре обжигальни, при оных выстраивают ныне и маленький горн для стали. Нынешний хозяин вознамерился сей завод вовсе снова переделать, почему он будет гораздо превосходнее пред Саткинским. По новому расположению будут там две доменные, шесть медеплавильных печей и двадцать молотов. Таким образом, и намеревают плотину поднять гораздо выше, дабы удержать больше воды, которой, впрочем, в Ае весьма довольно, так что во время дождливой погоды для избежания наводнения все спуски открывать надлежит… Живут здесь многие и из-под Тулы, коих жены особенной тамошней головной убор и доныне сохранили…»

Златоустовский завод. Уреньга. 8 июня 1837 года. Рисунок Василия Жуковского. Государственный Русский музей
Ларион Лугинин развил бурную деятельность: построил вторую плотину в одной версте по течению реки Ай и Нижне-Златоустовский завод, заложил Миасский и Кусинский заводы. Однако вскоре грянуло восстание под предводительством Емельяна Пугачева, Златоустовский и Саткинский заводы были сожжены, а мастеровые разбежались. После подавления восстания заводчик на полученную от государства ссуду восстановил оба предприятия, и в 1776 году в них вновь были задуты домны.
Ларион Лугинин строил не только плотины и домны, но открыл госпиталь для своих работников и школу для их детей, возводил храмы, один из них в Саткинском заводе, в честь Святой Троицы, сохранился, в нем располагается краеведческий музей. Последние годы купец провел в Златоусте, где построил двухэтажный каменный дом с мезонином, садом, огородом, оранжереей, прудами и конюшней. Здесь он скончался в 1785 году. «Дворец Лугинина» сохранился до настоящего времени, в нем располагается Златоустовский краеведческий музей.
Поделиться