Броня из стекла. В Челябинске делали защиту для военных летчиков

Летопись предприятия ведет его ветеран Генрих Горенштейн.
Прочная защита
В основу издания легли рассекреченные в 2009 году материалы о заводе оргстекла. В книге приведены уникальные документы из фондов Объединенного государственного архива Челябинской области, воспоминания первого директора завода Зуси Шульмана и ветеранов предприятия.

— Рассказ о заводе я бы хотел начать с истории изобретения органического стекла. Материал впервые был получен в Германии в 1928 году. А с 1933 года началось его промышленное производство, — говорит Генрих Горенштейн. — В 1935 году директор НИИ пластмасс Сергей Ушаков привез из Германии образец оргстекла и показал чудо-полимер наркому тяжелой промышленности Сергею Орджоникидзе. Тот поставил ученым задачу разработать отечественный рецепт органического стекла.
Синтез полимера проходил в строгой секретности. В 1936 году было получено советское оргстекло. В Ленинграде построили завод, на котором начали выпускать материал. У главного инженера предприятия, впоследствии директора, Зуси Шульмана возникла идея о создании прозрачной пуленепробиваемой стеклоброни.

— Пуля, выпущенная из трехлинейной винтовки с 30 шагов, разносила оргстекло на куски. Тогда придумали покрыть его поверхность защитным слоем из закаленного стекла — сталинита при помощи специальной бесцветной пленки. Сталинит накладывался не целым листом, а отдельными плитками, так называемыми «таблетками», тщательно пригнанными одна к другой. Наружный экран гасил ударную силу пули. Ударившись в «таблетку», она оставляла на ее поверхности трещины, но не пробивала оргстекло, при этом оставшаяся часть оргстекла оказывалась нетронутой, — объясняет ветеран завода Генрих Горенштейн.
Испытания изобретения проходили на полигоне Ижорского завода. Научными консультантами выступили всемирно известный академик Абрам Иоффе и его ученик, один из основателей российской ядерной энергетики Анатолий Александров.
— К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе работало всего два секретных завода, производивших оргстекло: в Ленинграде и в Дзержинске, — рассказывает Генрих Лейзерович. — В 1941 году Государственный комитет обороны приказал эвакуировать ленинградский завод «К-4» в Челябинск. Группа специалистов этого предприятия во главе с главным инженером Зусей Шульманом отправились на Южный Урал.

Бронекозырек для пилота
Ленинградское предприятие разместилось в Челябинске в здании дрожжевого завода и завода безалкогольных напитков. Основную часть оборудования вывезти не успели, началась блокада. Тогда на площадке челябинского предприятия своими силами принялись изготавливать недостающие емкости.
— На территории завода рыли яму, кидали туда доски, бревна, все это поджигали. Сверху клали лист металла. Слесари, которые приехали из Ленинграда, вместе с рабочими бывшего дрожжевого завода вставали в круг и кувалдами били по металлу до тех пор, пока не получится сферическая форма, необходимая для химического оборудования, — рассказывает Генрих Горенштейн. — Часть техники в Челябинске невозможно было изготовить из-за недостаточной механической базы и отсутствия меди, алюминия и других металлов. Котельная на заводе была маломощная, обещанные котлы в ноябре 41-го года еще не поступили. Трансформаторная подстанция также не подходила по мощности, поэтому была построена новая, но оборудовать ее было нечем.
Но главной проблемой был дефицит кадров. Заводу остро не хватало квалифицированных рабочих и инженеров. Из ленинградского завода в Челябинск приехали 42 специалиста: инженеры, технологи и рабочие. Запустить предприятие к установленному приказом Главхимпласта сроку, 5 октября 1941 года, не удалось из-за нехватки сырья. Директора Шульмана вызвали к Сталину в Москву.

— Он вспоминал, что тогда дрожал как осиновый лист. Думал, что пропадет. Разложил все папки на столе. Сталин подошел, руку положил на одну из них и сказал: «Рассказывайте все своими словами, что вам нужно, чтобы запустить производство. Все, что надо, все будет». После этой встречи вышло постановление Государственного комитета обороны за подписью Сталина, где учли и оборудование, и спецпитание для работников завода. Даже определили предприятие, которое должно было выделить нашему заводу выпускников ремесленных училищ, — говорит Генрих Горенштейн.
В итоге в июле 1942-го на предприятии приступили к выпуску прозрачной брони. Работников начали обучать новой сложной профессии на созданной заводом опытной учебной технологической установке.
— Зуся Шульман рассказывал, что никогда прежде не видел, чтобы люди работали так самоотверженно. Он привел в пример шлифовщицу завода Марию Миргаязову. Она пришла на предприятие 15-летней девчушкой, а через полгода у нее появились уже свои ученики. Рабочий Кириллов предложил обрабатывать оргстекло не на металлорежущих станках, как это было принято по технологии, а на более скоростных — деревообрабатывающих. Благодаря инновации резко поднялась производительность труда станочников, — объясняет Генрих Лейзерович.
Из Челябинска на авиазаводы ежемесячно поставляли сотни бронекозырьков для штурмовиков Ил-2 и тысячи — для истребителей Як-1, Як-3, Ла-5.

Ностальгия
— После окончания Великой Отечественной войны начались разработки производства прозрачной брони с электрообогревом. Кроме этого, на заводе приступили к освоению и выпуску товаров народного потребления, — продолжает рассказывать ветеран предприятия Генрих Горенштейн. — В 1964 году в нашем городе был открыт цех по производству крупногабаритного органического стекла, в 1967-м в Металлургическом районе заработал цех метилметакрилата, а в 1988-м — цех минеральных удобрений, который перерабатывал отходы производства метилметакрилата. С 1967 года начался выпуск изделий из оргстекла, а с 1973-го — из пластмасс.
В 90-х годах из-за экономического кризиса сырье подорожало, а продукция из оргстекла перестала пользоваться спросом. Предприятие снизило производственные мощности. В 1993 году Челябинский завод органического стекла приватизировали, а в 1997-м областной Арбитражный суд объявил предприятие банкротом и назначил конкурсное управление. В 2002 году завод исключили из списка действующих предприятий города и выставили на торги. Завод был продан всего за 8 млн рублей и перестал существовать. А бывшая заводская площадка сдается в аренду. Тем, кто многие годы работал на предприятии, трудно с этим смириться.
— У нас был замечательный коллектив, все относились друг к другу по-доброму. Приходил на завод и чувствовал себя как дома.
Посмотреть, как проходила встреча с автором книги о челябинском заводе оргстекла Генрихом Горенштейном, можно в нашем видео.
Поделиться