Застрял при побеге. В теплицах Аргаяшского района провели облаву на мигрантов

В Челябинской области продолжается операция «Нелегальный мигрант».
Несмотря на штрафы, работодатели с огромным удовольствием берут к себе на работу иностранцев, у которых нет не только патента на трудовую деятельность, но и права на проживание в России. Бытует мнение, что это дешевая рабочая сила и мигрантов просто используют. Так ли это на самом деле? И кто хитрее: мигрант, работодатель? Или все-таки закон не обойти, а точнее, нарушителям не уйти от южноуральских силовиков?
Обложили вкруговую
Выдвигаемся с силовиками (а это ОМОН Росгвардии, СОБР, ОБЭП, сотрудники миграционки) в теплицы Аргаяшского района. Останавливаемся на трассе километрах в десяти от места работы мигрантов.
«Наши расставились уже со стороны леса, мы контролируем передвижение мигрантов. С помощью беспилотников и тепловизоров нам видно места скопления людей», — говорит начальник отделения по противодействию незаконной миграции № 2 отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Челябинской области Денис Малашенко.
Это утро для мигрантов дышало безмятежностью. Перед началом рабочего дня — постирушки. Между теплицами натянуты веревки, на которых сушится постельное белье и вещи работающих на выращивании помидоров и огурцов. Установлена старая стиральная машинка, которая, судя по звуку, уже работает на пределе своих возможностей.
«Мы тут и стираемся. Многие, кто тут работает, здесь и живут. На солнце все быстро высыхает», — рассказывает Дамир из Таджикистана.
Стирку пришлось отложить.
«Начинаем! Ориентир на дым возле шестого ряда теплиц. Они там все», — дает команду коллегам наш сопровождающий.
Это было молниеносно и стремительно, но к такому визиту силовиков мигранты были, казалось бы, готовы. Они бросились врассыпную.
«Мы прекрасно знаем, где они прячутся. Часть бежит в лес, часть прячется в теплицах. В траве, за деревьями. Бесполезно. Мы их всех видим», — рассказал один из представителей силового ведомства.
Ровно минута, и порядка десяти мигрантов уже задержаны. Остальные пока в своих укрытиях, но это только пока.
Я тут первый день работаю
«Я тут первый день работаю» — вот стандартная фраза иностранцев, работающих в теплицах. Кстати, бегают не все. В теплицах работают вполне законопослушные иностранцы, которые уже давно получили российское гражданство, и местные жители из Аргаяшского района.
Зарина Пугоева приехала из Таджикистана, сейчас уже гражданка России.
«У меня тут семья. Нужно зарабатывать, дочке учебу в колледже оплачивать сейчас. У меня с документами все в порядке. Я ни от кого не бегаю. У меня патент на работу есть», — говорит Зарина.
А не бегали, кстати, от силовиков только женщины. Через полчаса после начала рейда площадь перед теплицами была заполнена исключительно ими. Мужчины по-прежнему прятались. Но это было бесполезно. Беглецов силовики вылавливали и уже доставляли в наручниках. Под палящим солнцем стражи порядка проверяют у мигрантов документы.
Язык надо знать
Они приезжают в Челябинскую области сначала поодиночке, а затем перевозят свои семьи. И вот они стоят перед силовиками. Стражи порядка разделяют их на две ровные шеренги: справа те, кто имеет российское гражданство, а слева те, кто «понаехал».
«Мы сами из Аргаяшского района, тут работаем. У нас все хорошо с документами», — рассказывает сотрудница теплицы Рамизя Арбатова.
Законопослушных работниц силовики после проверки документов отпускают. А вот с мигрантами разговор особый. Все как один на вопрос «Русский язык понимаешь?» говорят «нет». Но вопрос-то поняли. А дальше в ход идут уловки иностранцев. На журналиста не в форме полицейского они не обращают внимания, но вот дословно «инструкция», как вести себя при полицейских.
«Вы молчите, улыбайтесь, на все кивайте и делайте вид, что не понимаете, о чем вас спрашивают. Самое главное — молчите», — вот такой инструктаж получили от женщины, которая тут явно «заправляет», тепличные мигранты.
Но южноуральские стражи порядка не промах. В помощь им искусственный интеллект и программа, которая прекрасно умеет русскую речь переводить на китайский, киргизский или узбекский.
Считаем деньги и штрафы
Зарина приехала в Челябинскую область из Киргизии. Собирает коробки, в которые будут упаковывать помидоры и огурцы.
«Мы зарабатываем в день 2500 рублей. За смену нам нужно собрать 200-300 коробок. Если план перевыполнишь, то заработок может быть и 5 тысяч рублей. Работать тяжело, но оплата достойная», — говорит женщина-гастарбайтер.
Возникает вопрос: почему так выгодно привлекать к работе мигрантов? Неужели за эти деньги не могут работать наши, местные? Ведь незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на работу либо патента карается сурово. Это штраф на граждан в размере от 2 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц — от 25 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 250 до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
«Они очень часто приезжают в Челябинскую область из других регионов. Они попадаются на нарушениях миграционного законодательства и пытаются тут скрыться», — рассказал один из сотрудников силового ведомства.
Те, кто работает и живет здесь же в теплицах, пытаются оборудовать свое жилище под свои национальные традиции. Китаец Ия любезно пригласил нас в свою «квартиру». На стене национальная символика, на столе национальная пища. Овощи тоже едят, и зелень добавляют с приправами. Как у себя на родине, так и здесь, в Челябинской области.
«Мы кушаем палочками и готовим тут свою национальную еду. Попробуете?» — предлагает нам Ия. Мы с фотографом Юлией Боровиковой благоразумно отказались.
…Еще двадцать километров по трассе. Перемещаемся в другие теплицы. И тут в рейд вмешивается небесная канцелярия. Попадаем в проливной дождь, бег по пересеченной местности. А мигрантов почти нет: их уже предупредили. Оставили двух женщин и двух подростков.
Задержать под дождем удалось всего шесть мигрантов. Один из силовиков в комнате отдыха обнаружил потайную. Это что-то типа кладовки. Один из нелегалов, воспользовавшись тем, что проверяли документы у других задержанных, пытался сбежать через окно. Но он был слишком толст и застрял. Хотя, даже если бы у него и получилось пролезть в маленькое окошко, на той стороне его уже ждал ОМОН.
«В ходе рейда пресечено семь нарушений, в том числе составлено шесть протоколов по статье 18.10 КоАП за осуществление мигрантами трудовой деятельности без патентов. Теперь их работодателю грозит штраф по статье 18.15 КоАП», — подвел итоги рейда начальник отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Челябинской области Илья Муморцев.
Поделиться