Южный Урал: на фронте СПИДа— без перемен

3 Декабря 2008

О ситуации с заболевамостью СПИДом на Южном Урале- наш разговор с главным специалистом по ВИЧ- инфекции министерства здравоохранения области Александром Выгузовым.

О ситуации с заболевамостью СПИДом на Южном Урале- наш разговор с главным специалистом по ВИЧ- инфекции министерства здравоохранения области Александром Выгузовым.

— Ситуация с ВИЧ-инфекцией уже никогда не будет лучше. О положительных тенденциях можно говорить только относительно снижения темпов распространения и абсолютного количества выявленных ВИЧ-инфицированных за какой-то период. Эти цифры могут говорить или о стабилизации, или о снижении заболеваемости. Но по общему количеству ВИЧ-инфицированных ситуация будет только ухудшаться. Инфекция пришла к нам и не уйдет до тех пор, пока количество вновь выявляемых будет превышать количество умирающих от СПИДа людей.
Конечно, умирает от СПИДа гораздо меньше людей, чем заражается, и мы надеемся, что с развитием новых медицинских технологий и схем лечения их число будет снижаться.

— Лечения?! Неужели все-таки нашли лекарство от СПИДа?

— Нет. Пока мы можем говорить просто о приостановлении размножения вируса в человеческом организме, что кардинально увеличивает продолжительность жизни зараженного этой опасной инфекцией. Различные сенсационные сообщения о том, что наконец-то открыто лекарство от СПИДа, мягко говоря, не соответствуют действительности. Такие громкие заявления делались относительно пересадки костного мозга, «прогревания» крови, воздействия магнитного излучения. Все эти методы, к сожалению, не избавляют человека от вируса.

— Насколько широко распространилась ВИЧ-инфекция у нас в области?

— Как и другие территории Уральского федерального округа, мы являемся одним из самых пораженных регионов России. Челябинская область по абсолютному количеству ВИЧ-инфицированных занимает седьмое место в Российской Федерации, а по степени пораженности населения (556 человек на 100 тысяч населения) — 14-е место. В Уральском федеральном округе по этому показателю мы находимся на четвертом месте после Свердловской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области. Сейчас в Челябинской области живут 16 тысяч ВИЧ-инфицированных.

За девять месяцев нынешнего года в области на ВИЧ-инфекцию обследовано почти 484 тысячи человек — на 41 тысячу больше, чем в прошлом году. И 1284 оказались зараженными вирусом иммунодефицита человека.
Можно назвать еще такой очень яркий показатель — в каждой тысяче жителей Южного Урала шесть ВИЧ-инфицированных. Это очень, очень высокая цифра! Конечно, есть территории, где ситуация значительно хуже. например, по-прежнему остается крайне неблагополучным положение в Иркутской области, занимающей у нас в стране первое место по пораженности СПИДом. Там на каждую тысячу жителей приходится 25 зараженных. Есть город Тольятти, где этот показатель составляет 20 случаев на тысячу.

Правда, и у нас в области есть особые территории, где показатель заболеваемости выше среднеобластного. Например, в Верхнем Уфалее в каждой тысяче горожан 13 зараженных ВИЧ. Практически такая же, крайне неблагополучная ситуация в поселке Новогорном. В самом Челябинске уже десять случаев выявленной ВИЧ-инфекции на каждую тысячу жителей. А среди районов областного центра по этому показателю особенно выделяется Ленинский. Как видите, с ВИЧ-инфекцией у нас мало что меняется.

— Что же делать? Как уберечь себя от СПИДа?

— Ситуация на самом деле складывается парадоксальная. Все знают, что ВИЧ — смертельное заболевание, но уберечься от него гораздо проще, чем от любой другой болезни. Человеку гораздо сложнее и проблематичнее защитить себя от сахарного диабета, атеросклероза, гипертонической болезни, чем от СПИДа. Я не устаю повторять, что СПИД — это болезнь поведения. Не заразиться ВИЧ-инфекцией очень легко: если вы не будете употреблять наркотики, если молодые люди будут как можно дольше сохранять целомудрие, а взрослые соблюдать верность и станут более разборчивыми в половых связях, будут применять при половых контактах презервативы, то заражение ВИЧ-инфекцией практически исключается.

К сожалению, большинство молодых людей не меняют своего поведения даже перед лицом этого смертельного заболевания и ничего не делают для того, чтобы обезопасить себя, продолжают заражаться сами и заражают других. Пять-шесть случаев в день — такова, к несчастью, норма обнаружения ВИЧ в нашей области.

— Пути заражения СПИДом известны. какой из них преобладает в настоящее время?

— Половина ВИЧ-инфицированных заражается половым путем, а другая половина — через внутривенное введение наркотиков. Причем среди тех, кто получает вирус половым путем, подавляющее большинство — женщины. Совсем недавно мы выезжали в Верхнеуральский район. За последние полтора года там был выявлен 21 зараженный СПИДом, и 17 из них — женщины. Причем они даже не знают, от кого заразились: мужчин у каждой было много, и никакую защиту они не применяли. Это банальная и, к сожалению, очень распространенная ситуация.

Более 80 процентов зараженных — люди в возрасте до 30 лет. Назову один положительный момент: в статистике вновь выявленных ВИЧ-инфицированных стало намного меньше подростков. Если в 2000 году, например, их количество переваливало за три сотни, то в прошлом году было 25, а за девять месяцев этого года мы обнаружили 17 подростков с вирусом ВИЧ. И опять подавляющее большинство из них — 14 зараженных — девочки. Хотя в первые годы нового века ряды инфицированных подростков пополняли в основном мальчики.
В целом ситуация такова: на трех зараженных женщин приходится один ВИЧ-инфицированный мужчина.

— Много ли у нас рождается ВИЧ-инфицированных детей?

— Только за последние полтора-два года от ВИЧ-инфицированных родителей у нас в области родилось 600 детей. Все они находятся под наблюдением, но пока еще рано говорить о том, заражены они или нет.
Вообще проблема контроля, наблюдения за состоянием здоровья ВИЧ-инфицированного по-прежнему остается одной из самых острых. К сожалению, эти люди зачастую не хотят или просто не делают усилий над собой, чтобы прийти к нам в центр СПИДа хотя бы раз в год и сдать кровь на исследование иммунного статуса и вирусной нагрузки.
Это очень важно, потому что с помощью лабораторных тестов мы можем определить, когда больному необходимо проводить курс антивирусной терапии, которая в состоянии приостановить развитие болезни. Если это сделать вовремя, то человек, зараженный ВИЧ, будет продолжать спокойно работать и учиться.

— Александр Петрович, есть ли сейчас такие лекарства и сколько они стоят?

— Да, препараты для антивирусной терапии поступают сейчас нам в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», причем в полном объеме. Лечение ВИЧ-инфицированного больного считается самым дорогим в современной медицине. Может быть, в расчете на один месяц это будет и меньше, чем, например, лечение больного в острой стадии лейкоза, но зараженный ВИЧ-инфекцией должен получать эту терапию пожизненно, на протяжении многих лет.

И еще раз хочу сказать, что единственное оружие против СПИДа — это знание и голова на плечах. Не так уж и мало, не так уж и много, а в самый раз, чтобы уберечь себя и своих близких от трагедии СПИДа.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты