Шутки небесной канцелярии: лед на озерах был, да сплыл

20 Ноября 2008

Оказывается, проруха бывает не только на старуху. Вопреки предсказаниям наших синоптиков, которые обещали десятиградусные морозы, на Южный Урал на этой неделе пожаловал незваный гость — сырой циклон. На улице температура +50 си мелкий мерзопакостный дождик. Ну надо же, принесла нелегкая погодку на нашу голову! Все рыболовы-зимники, последнюю неделю, затаив дыхание, ждали холодов. Вот тебе и Юрьев день — дождались, одним словом!

При этом даже не знаю, на кого больше обозлиться. То ли на непредсказуемость уральской погоды, то ли на фантазеров из Гидрометцентра, которые в погоде, похоже, разбираются, как трактористы в балете. Вот так всегда — мы, рыболовы, уже и снасти расчехлили, и насадку купили, да видно не судьба.
Еще в конце прошлой недели большинство водоемов Челябинской области покрылось тонкой пленкой льда. В прошедшую субботу мы специально прокатились по близлежащим к городу озерам, на которых в прошлом открывали свою ледяную путину. Действительно, лед встал! И хотя он был очень тонок, но при безветрии и ночных заморозках его нарастание происходит довольно быстро. Казалось бы, еще пара суток со знаком минус, и да здравствует первая зимняя рыбалка. Вся наша бригада уже готовила охотничьи лыжи для тонкого льда и потирала руки в предвкушении ловли сига на озере Касарги, с которого обычно мы и начинаем.

Однако вышло как всегда: мы полагаем и планы строим, а в небесной канцелярии только шутят да фигушки нам показывают! Сегодня за окном дождь и сильный ветер. Если так и дальше пойдет, и циклон в ближайшее время не уберется от нас куда-нибудь восвояси, на первый лед больших водоемов наш брат-рыболов попадет только в начале декабря. А не хотелось бы такого исхода.
Вчера, уже ближе к вечеру, когда наша бригада, собравшись в теплом гараже (рыбацкий штаб), горевала по погоде и дружно ломала голову относительно первого выхода на лед, как нельзя кстати позвонил один мой приятель, который проживает в районе Бродокалмака. Этот колхозник сообщил, что у них еще с прошлой недели народ сидит на небольших водоемах. Что ловят приезжие, он не сообщил, поскольку сам не рыбак. По его словам, особенно много машин со свердловскими номерами встречается по пути возле Алабуги, куда он ездит на работу. Не верить ему причин не было, тем более что Бродокалмак и его озера находятся более чем на сто километров севернее Челябинска, поэтому в тех краях всегда холодней. Реальный план относительно рыбалки созрел тут же. Завтра, несмотря на слякоть за окном, мы отправляемся на озеро Сосновое, которое находится недалеко от Алабуги. Сам по себе это небольшой водоем, но вот окунь, который хорошо там клюет только по первому льду, заслуживает всяческих похвал. В прошлом на этой болотине мне самому как-то не очень везло, и не удавалось поймать полосатого разбойника весом более килограмма. Но зато у моих товарищей бывали в уловах даже двухкилограммовые горбачи…

В семь утра по курганскому тракту выезжаем из города. Погода со знаком плюс, и это слегка тревожит. Но мы в пути, и назад отступать поздно. Маршрут хорошо известен: Челябинск — Миасское — Бродокалмак — Тирикуль — Кадкуль — Алабуга. Всего около 120 километров. Не доезжая до Алабуги, сворачиваем вправо на проселочную дорогу. Еще десяток километров — и вот оно, озеро Сосновое, на берегу которого раскинулась маленькая деревенька с одноименным названием.
После того как открылся вид на озеро, которое оказалось совершенно пустым относительно рыболовов, наше настроение упало ниже колес автомобиля. Пробираясь вдоль берега по расхлябанной грязной дороге, подъехали к одному из покосившихся домишек, на котором красовался ободранный плакат с надписью «Путевка — 150 рублей». Да тут еще и деньги берут?! Из ворот вывалился мужичок в грязном ватнике и на наш вопрос о рыбалке откровенно покрутил пальцем у виска. При этом жесте наша едва теплившаяся надежда окончательно испустила дух. Вот попали! Делать нечего, решили хотя бы подъехать к берегу и испытать прочность льда, а за одно и позавтракать на Сосновом побережье, на котором, кстати, соснами и не пахло.

К нашему удивлению, лед оказался около пяти сантиметров и даже не трещал под нашей осторожной поступью. Мало-помалу, пешим сапом «отгребли» от берега метров на двести. Лед под ногами был настолько прозрачным, что казалось, будто мы скользим просто по воде. На двухметровой глубине все дно было заросшее просянкой и лопухами водяного папоротника. Вот только рыбы нигде не было видно. Шарк-шарк… За спиной остались очередные сто метров. Здесь глубина 3,5 метра, но все же дно еще проглядывается через ледяную твердь. Очередная контрольная лунка — мама дорогая! Лед здесь оказался всего ничего — около трех сантиметров. Мы, конечно, парни рисковые, но к моржеванию особой любви не испытываем. Тем более что до пятиметровой глубины, где обычно на этом водоеме по светлой воде держится рыба, нужно сучить бахилами еще около 300 метров.

Расположившись недалече друг от друга и приготовив спасательные средства, мы все же решились распечатать зимний сезон и замочили удочки…
Мочили, мочили… Рыба, ау-у! Впечатление, будто мы рыбачим на стадионе, только аплодисментов болельщиков не хватает. Зато сколько «добрых» слов с исконно русским уклоном звучало в адрес моего знакомца, который нас сюда спровадил. Но все же один плюс из всего этого удалось извлечь, а именно это отработка техники игры балансиром. В прозрачной воде хорошо было видно, как при разных взмахах удильником двигаются разновесные приманки. Одним словом, испытательный стенд, да и только!
Через час такого клева стало всем совсем не важно В общем, догадаться нетрудно, да и большие лужи воды, выступившие из-под тонкого льда, явно ничего хорошего нам не предвещали. Все, пора когти рвать, пока тапки на них сухие!
До берега добрались без приключений…

Если говорить в целом об озере Сосновое, оно вполне достойно внимания нашего брата-рыболова. Этот водоем, помимо крупного окуня, которого здесь ловят уже не один год, зарыблен карпом и щукой (отсюда и путевки). Кстати, по словам здешних жителей, с которыми мы общались в этот приезд, щуку на спиннинг здесь ловили все лето. Причем средний вес был 1,5—2 килограмма. Так что готовьте жерлицы! Самое главное попасть сюда вовремя. Когда еще тонкий лед укроется под снегом и даст здешним обитателям безбоязненно передвигаться по всему водоему. И наступит это время не раньше, чем через неделю.

P.S. На обратном пути мы заехали на озеро Касарги, чтобы посмотреть, насколько там крепок лед. Вот был прикол, когда на нас с бурами народ смотрел как на сумасшедших. Еще несколько дней назад вставший было здесь лед канул в небытие и весь берег озера снова был облеплен спиннингами сигушатников. Ну что ж, и на старуху бывает проруха! А тебе, уважаемый читатель, ни пуха теперь уже точно на первом льду!