Театральные подземелья

16 Мая 2013
Театральные подземелья

Речь пойдет об одном из самых загадочных домов Челябинска — здании, где сейчас размещается Камерный театр, и который часто называют «Дом Бреслина».

Особняк в центре города Челябинска хранит немало тайн


Речь пойдет об одном из самых загадочных домов Челябинска — здании, где сейчас размещается Камерный театр, и который часто называют «Дом Бреслина».

 

Хозяйка усадьбы


Начнем с даты постройки дома. Обычно указывают, что дом был построен в 1898—1903 годах. Откуда взялись даты — сказать не могу, потому что не знаю. В действительности, двор на углу улиц Большой (Цвиллинга) и Исетской (Маркса), был куплен Бреслиными (точнее, Лией Берковной Бреслиной) в 1905 году. На дворе стояли деревянный дом в 11 комнат, каменный флигель в 6 комнат.


Собственно, в таком виде двор существовал еще в 1880-х годах, когда его хозяевами были Мотовиловы: «Дом деревянный палубленный (обшитый досками. — Г. С.) в 11 комнат крыт железом, каменный флигель в 6 комнат крыт железом, под низом подвал со сводом, 5 амбаров, 2 каретника, баня, конюшня о 5 стойлах, 2 коровника, поднавес на 20 сажен, все крыто железом. Под службами (т. е. под хозяйственными постройками) два подвала с выходами во двор».


Итак, в 1905 году хозяйкой усадьбы становится Лия Берковна Бреслина. Несколько лет двор сохраняется в том виде, в каком достался новой хозяйке. В 1911 году помимо прочих построек в описании появляется «строящийся каменный дом в 9 комнат». В 1916 году двор описан так: «Дом деревянный палубленный в 4 комнаты, флигель каменный в 6 комнат с подвалом внизу, 5 амбаров, 2 каретника, баня, флигель в 2 комнаты, конюшня, 2 коровника, навес, подвал, дом в один этаж каменный».


В одном из домов (скорее всего, в деревянном) располагалась типография.  Здесь печаталась, в частности, первая «большая» челябинская газета  «Голос Приуралья». Это было, видимо, семейной традицией — в Оренбурге  была типография Б. Бреслина (отца Лии Берковны, по всей видимости),  существовавшая с 1860-х годов и до революции. В Оренбургской типографии  Бреслиных была впервые отпечатана полностью книга П.И. Рычкова  «Топография Оренбургской губернии» в 1887 году.

 

В стиле позднего модерна


Ситуация совершенно непонятна — Камерный театр расположен в двухэтажном здании, а ни одного двухэтажного здания в усадьбе Бреслиной не значится… А вот в описании муниципализированного недвижимого имущества Бреслиной, сделанного в 1926 году, указаны деревянный дом, размерами 20х13 метров, каменный двухэтажный дом, размеры которого описаны довольно затейливо: 14,50х4,50; 4,00х4,50; 10,0х10,0 (размеры даны в саженях, а не в метрах, 1 сажень равна 2,16 метра)… Ну и еще одноэтажный флигель размерами 25х7 метров. На фотографии 1933 года зафиксировано, как все это выглядело.


Ну а нам остается подвести итог первой части нашего исследования. Оказывается, хозяин дома не Аврум Беркович, а Лия Берковна. Дом построен не в 1898—1903, а в 1911—1912 годах и почему-то назывался одно­этажным… Может, Лия Берковна считала по-европейски — первый надземный ярус называется «бельэтаж» и только со второго начинается счет собственно жилых этажей?


Кстати, снимается еще одна загадка — было противоречие искусствоведческого (или историко-архитектурного) плана: дом относили к стилистике позднего модерна, но… поздний модерн, это 1910-е годы и позже. Трудно ожидать черт позднего модерна в декоре здания, построенного на рубеже XIX—XX веков. Но поскольку реально дом построен как раз в 1910-х годах, то все становится на свои места.

 

Под кирпичными сводами


Ну а теперь про подземные ходы. В сборнике «Челябинск неизвестный» в 1990-х годах была опубликована статья доктора технических наук из Екатеринбурга О. Ю. Лушниковой о подземном ходе, который ведет от Камерного театра к реке Миасс. Ширина подземного хода 2,6 метра. И версия, объясняющая существование этого подземного хода: грузы якобы привозили по реке, а затем перегружали на телеги и везли в некий производственный цех.


В самом начале статьи отмечается, что планы подземных сооружений «никогда не являлись достоянием широкой общественности, в особенности, если понять желания истинных владельцев…»  Автор намекала, что об этих самых подземных сооружениях никто особо не знал и до революции. Эта статья попала «в струю», романтических тайн в истории Челябинска не избыток, поэтому тема подземных ходов — одна из самых востребованных.


А теперь попробуем все же посмотреть немного со стороны и прикинуть ситуацию с точки зрения житейских реалий. Попробуйте себе представить человека, который будет вести подземный ход с кирпичными сводами, каменным полом, рассчитанный на перевозку грузов на телегах, запряженных лошадью, к… абсолютно несудоходной реке.


Землемер Крупский в 1834 году писал, что глубина Миасса составляет пол-аршина, т. е. меньше 40 см. В альбоме «Старый Челябинск в открытках и фотографиях» есть фотографии правого берега реки Миасса в районе ул. Большой (ныне Цвиллинга). Там отображены два состояния: либо половодье, когда такой подземный ход будет затоплен и проку от него ноль, либо пересохшее русло, которое проходит метрах в 40 от нормального берега.


Насчет половодья — сегодня мы привыкли, что в Челябинске наводнений не бывает, но в те времена не существовало Шершневской плотины, которая сегодня регулирует водосброс и предотвращает аварийный подъем воды. Поэтому прибрежную часть города заливало частенько. Добавлю еще, что с середины XIX века берег реки Миасс в этой части был облицован камнем. Любой выход из подземного хода на этом фоне был бы виден издалека.

 

Музей в подвальном «интерьере»


Но система подземелий существовала, да и сейчас существует. Этот квартал (Цвиллинга-Труда-Советская-Маркса), наверное, самый «богатый» в Челябинске на подвалы. Их здесь было (и есть) очень много. Практически треть квартала принадлежала Покровским, у которых на дворе был одно время и водочный завод, и подвалы с винными складами, и пр.


У Бреслиных подвалы были как под доставшимся им от прежних хозяев каменным флигелем, так и под хозяйственными постройками. Один из них, после постройки нового каменного дома, оказался под ним. Другой остался несколько в стороне. Скорее всего, эти подвалы соединялись. Часть подвала под флигелем была расчищена в ходе работ на котловане пристройки к Камерному театру (где сейчас магазины «Ткани» разных типов). Кстати, сейчас уже не все помнят, что здание, расположенное на углу Маркса и Цвиллинга, примыкающее к Камерному театру, построено уже в 2003—2004 годах.


Я не буду особо удивлен, если окажется, что многие подвалы в квартале соединялись, образуя сеть подземных помещений, своеобразный склад продукции завода Покровских. По крайней мере, принадлежавшие Покровским подземные хранилища точно были связаны в одну систему, а это сегодняшние дома по Цвиллинга 11 и 13 и расположенные в глубине квартала постройки, примыкающие к зданию Камерного театра. Подвалы эти обычно со сводами, ширина «секции» 4—5 м, шире не делали, чтобы не рисковать — нагрузка на свод все ж таки была. Кроме Бреслиных и Покровских подвалы были под домами (и пристройками) Круглова и Пентегова (Цвиллинга 5 и 7 с домами во дворах). Это действительно уникальная система подземных сооружений, своего рода подземный городок.


Эти подвалы надо бы обследовать, выяснить, в каком состоянии они находятся. Рассмотреть возможность их использования. Как историку мне, естественно, первой приходит в голову мысль о музее — в подвальном «интерьере» со сводчатыми потолками можно разместить экспозицию, посвященную винной торговле, преступности, строительному делу — выбор не так уж мал. И она бы пользовалась популярностью (если хорошо сделать). А те подвалы, что у Камерного театра, могли бы быть использованы для его же нужд. Конечно, для начала надо выяснить состояние, необходимые работы по ремонту, отношение к вопросу собственников. Но это один из тех самых «имиджевых» ресурсов, только чтобы его использовать, надо вложить деньги…



Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты