Петр Решетов—гражданин России

25 Марта 2010
Петр Решетов—гражданин России

Прошлое в моем представлении — это огромный музей, в котором хранится для памяти и пользования все самое ценное и достойное для последующих поколений...

Прошлое в моем представлении — это огромный музей, в котором хранится для памяти и пользования все самое ценное и достойное для последующих поколений. В этом музее главное место занимают люди, которые отразили свою эпоху. Я веду речь о Петре Николаевиче Решетове — ученом, общественном деятеле, удивительном человеке, достойном гражданине своего отечества.

Петр Решетов из той славной категории людей, которые с наибольшей полнотой отразили свое время и свою эпоху, ибо принадлежали к категории созидателей, творцов. Главное, что определило содержание этого человека, состояло в том, что он был произведением социализма. Всем образом и стилем жизни он был воспитан, сформирован на высоких принципах верности и преданности своей стране, своему отечеству. И дело здесь было не в какой-то фанатичной идеологической вере в социализм и коммунизм, как это обычно упрощенно пытаются ныне представить. Он был рожден в стране Советов, в условиях социалистического государства, действительно социального не на словах, а на деле. Это государство, эта страна обеспечили ему все гарантии на образование, получение профессии, право на труд и позволили осуществить все его жизненные планы, стать образованным полноправным гражданином своей страны.

Эти главные обстоятельства делали для Петра Решетова понятия «страна», «Отечество» не абстрактными, а реальными, связанными с личными идеями и планами. Нынешнему поколению трудно понять, насколько органично и естественно было убеждение поколения Решетова, что страна, государство принадлежат им и они обязаны служить им и оберегать их. Именно это определило ориентиры, мотивы деятельности и весь жизненный путь Петра Решетова.

Родился и вырос Петр Николаевич в Златоусте в простой рабочей семье, учился в обычной школе, окончил учительский институт и работал учителем истории. Весь этот этап был только подготовительным к той большой общественной и государственной деятельности, для которой он был рожден. Главным университетом Петра Решетова стал комсомол. Теперь, когда уже прошло почти два десятилетия так называемого постсоветского времени, мы все больше понимаем, какая беда, что у нынешнего молодого поколения нет этой удивительной школы жизни, каким был для нашего поколения комсомол. Комсомол был не только университетом образования и воспитания, но и школой формирования и подготовки больших и малых организаторов, управленцев, руководителей, готовил кадры для больших государственных дел. Если бы можно было ставить оценки, то Петр Николаевич окончил университет под названием ВЛКСМ на отлично. С 1951 года он на комсомольской работе: первый секретарь Ленинского райкома, горкома комсомола Златоуста, обкома комсомола Челябинской области.

В 1958 году Петр Решетов начинает работать в Москве в ЦК ВЛКСМ. Московский комсомольский период в его работе был наиболее интересным, насыщенным. Известность как деятель молодежного движения он получил не только в нашей стране, но и в мире. Особенно когда возглавил комитет молодежных организаций. Об этом интересном и значительном этапе деятельности подробно рассказывает его соратник и сподвижник Александр Дзасохов.

Мне же впервые удалось встретиться с Петром Николаевичем в 1966 году в Москве, когда он работал в ЦК КПСС в должности первого заместителя заведующего отделом международной информации. Сам факт выдвижения Решетова на эту столь высокую должность свидетельствовал о его известности и признании его профессиональных качеств человека образованного, прекрасного лектора, профессионально подготовленного международника. Думаю, что у Петра Николаевича Решетова были большие перспективы для работы в штабе партии, особенно если учесть, что это было недолгое время выдвижения на руководящие должности молодых — Шелепина, Семичастного, Егорычева…

Приход Брежнева в лидеры партии привел к смене ориентиров, выдворению из руководства молодых, вместе с которыми «ушли» из ЦК КПСС и Петра Решетова. Причем сделано это было типичными для того времени методами — ликвидировали отдел международной информации и отпустили в никуда его работников. Правда, чтобы еще больнее обидеть и унизить, назначили Петра Николаевича редактором журнала «XX век и мир», который мало кто знал и почти никто не читал. Но Петр Решетов был уральским человеком с настоящим мужским характером, он не сломался: перешел в академию общественных наук, в короткое время защитил кандидатскую и докторскую диссертации и стал одним из ведущих профессоров академии.

Все, чего достиг, чем овладел в жизни Петр Николаевич, доставалось ему ценой больших затрат сил, упорства, огромного труда. Он из тех, кто создавал, строил себя сам. И еще одна удивительная особенность этого человека — он никогда не жаловался на превратности судьбы, воспринимал все, что выпало на его долю, достойно, философски — по принципу «судьбу не выбирают». Так сложилось, что в последние годы работы и жизни Петра Николаевича Решетова довелось мне поучаствовать в его судьбе и добавить в нее не только светлого, радостного, но и мрачного, горького. Я видел, что потенциал его используется явно недостаточно, и в 1987 году уговорил возглавить Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати, где он в течение двух лет провел огромную работу, создав постоянно действующую систему учебы директоров издательств, редакторов газет и журналов.

В 1989 году, не без моего участия, он был назначен первым заместителем председателя Гостелерадио СССР. Мое участие выразилось в том, что я его просто умолил занять эту должность, ибо не видел другого человека, который бы мог взять на себя управление всеми информационными и политическими программами этого главного идеологического монстра того времени. Это был период эйфории гласности, огромного авторитета и влияния СМИ. Период, когда СМИ стали во главе оппозиции к КПСС. Телевизионные программы «Взгляд», «600 секунд», «До и после полуночи»… имели огромную популярность и общественное влияние.

В этих условиях должность Петра Николаевича в телевидении была просто расстрельной. Он оказался в эпицентре всех общественных событий того времени: многотысячных протестных выступлений в Прибалтике, кровавых столкновений в Тбилиси, острых дискуссий на I Съезде народных депутатов в Кремле. Сложность его положения состояла в том, что он должен был принимать решения, не получая, по существу, ни поддержки, ни участия на Старой площади в ЦК КПСС и в Кремле среди окружения Горбачева. Это было смутное время агонии партийной власти, когда М. Горбачев и его ближайшие помощники боялись брать на себя участие в многочисленных конфликтных ситуациях и хотели одновременно быть и во главе демократического государства, и во главе КПСС.

Что стоило для Петра Николаевича это время, знал только он да, может быть, те, кто стоял рядом с ним. На одном из крутых поворотов наш конфликт с М. Горбачевым оказался необратимым, и мы с Петром Николаевичем ушли из Гостелерадио, понимая, что уже не сможем удержать его в равновесии, сохранить его полезность для страны.

Я верю, что наступит время, когда мы сможем трезво и объективно оценить это поворотное время в истории страны и по достоинству оценить тех, кто творил его. Петр Николаевич был человеком, который всегда оберегал свое достоинство, был достойным гражданином своей страны, и служил он не Горбачеву, а Отечеству. и ему было горько видеть, как все то, что он создавал, строил, пошло прахом. Он тяжело пережил уход из Гостелерадио и очень трудно воспринимал те перемены, которые начались в девяностые годы в стране. Есть болезни, которые подстерегают и овладевают человеком во времена больших страданий. Эта болезнь подстерегла Петра Николаевича и не оставила его. В наших нечастых встречах последних лет я видел, как в его глазах таилась глубокая грусть, боль и непроходящая безнадежность. В это время было почти невозможно успокоить его, ободрить, вызвать оптимизм. Как ученый-обществовед и как человек, знавший не понаслышке все механизмы и секреты партийной и государственной власти, он хорошо понимал, что его поколение проиграло страну авантюристам. И даже при личной честности, порядочности несет вину за то, что произошло со страной и народом в смутные девяностые годы.

Время, по своей сути, оптимистично, ибо оно имеет одну удивительную особенность — убирает, отсеивает все мелкое, недостойное и оставляет в памяти только то, что приносило удовлетворение и радость. Время работы с Петром Николаевичем Решетовым осталось в сознании наполненным интересными делами, неповторимым товариществом. Это время всегда с нами, оставшимися на земле из поколения Решетова, оно помогает жить и работать.


МИХАИЛ НЕНАШЕВ,
доктор исторических наук,
профессор, в 1989-1990 гг. председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты