Ребрендинг от… ребра Адама

8 Октября 2011
Ребрендинг от… ребра Адама

«ЮП» начинает проект по детализации археологических брендов Челябинской области

«ЮП» начинает проект по детализации археологических брендов Челябинской области

В минувший четверг в областном пресс-центре по инициативе газеты «Южноуральская панорама» прошел круглый стол, посвященный теме археологических открытий на Южном Урале в XXI веке и формированию на этой основе брендов для нашего края.

В конце прошлого тысячелетия брендами Челябинска (тогда это называлось «визитками») традиционно считали златоустовскую гравюру и каслинское литье, хоккейную команду «Трактор», творческие коллективы «Ариэль» и «Малахит»… Комбинации варьировались. В какие-то годы в активе опознавательных знаков нашего края прибавился еще один, уже археологический. И где-нибудь далеко от нашего края можно было услышать: «Челябинск? А это у вас там Аркаим…».

Что ж, что-то из этой обоймы осталось до сих пор, что-то уходит в прошлое. Но иной раз действительно хочется «сиять заставить заново»… Потому как все современное, а значит, окружающее, замыливает глаз. Ну, в самом деле, не красные же труселя нам выставлять, которые нам усиленно навязывают «желтоватые» остряки! Может быть, и вправду копнуть глубже? Причем копнуть не только в переносном, но и в прямом смысле, углубившись в прошлое, что называется, до ребра Адама…

Как оказывается, это вполне возможно. И чтобы доказать в том числе и это, собрались вместе ведущие специалисты южноуральской исторической науки, каждый из которых — корифей в своей изучаемой эпохе.

В пещерах без полицейских

АЛЕКСЕЙ БЕТЕХТИН, министр культуры Челябинской области:

— Относительно недавно мы занялись туризмом, одна из составляющих которого — привлекательность территории. Чем мы можем привлекать? Природными и историческими достопримечательностями. Природа у нас, слава Богу, живописная. А вот что касается истории, то здесь огромный пласт непознанного.

Например, самая древняя, как утверждают ученые, колесница, которая старше китайской, была найдена на территории именно Челябинской области. Это один из малоизвестных фактов, который неизвестен даже большинству челябинцев. Хотя если бы нашли нечто подобное в другой стране, то об этом кричали бы так сильно, что, наверное, и нам бы тоже захотелось поехать посмотреть на эту реликвию.
У нас есть что показать и что рассказать, есть чем представить Челябинскую область.

Нам хочется сделать так, чтобы у нас существовало две программы — краеведение для тех, кто живет в Челябинской области, и для тех, кто живет вне нашего региона. Так, у нас уже совсем скоро стартует программа по развитию туризма, в которой будут заложены различные маршруты и комплекс мер по брендированию области, как туристического края.

Но есть пласт проблем, который, может, не виден ни туристам, ни самим южноуральцам, это проблемы, связанные с археологией.

Одна из них касается охранной зоны территории памятников. Не секрет, что черные копатели или просто туристы, которые приходят в ту же Игнатьевскую пещеру, наносят ей непоправимый ущерб. Сегодня министерство культуры Челябинской области на своем уровне пытается, не дожидаясь федерального законодательства, хоть как-то навести в этой сфере порядок. По закону сегодня официально мы не можем даже полицейского поставить на пост для охраны какого-то объекта. Начинают говорить, на каком основании он нарушает конституционное право человека передвигаться по территории.

Получается, захотел человек зайти в Игнатьевскую пещеру — он туда зайдет, захотел что-то нарисовать на ее стенах — нарисует, захотел копать — копает. На основании закона мы не можем его привлечь к ответственности, можем лишь пожурить. Областное правительство и губернатор, по инициативе которого и проводится ребрендинг области, крайне заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее навести порядок в этой сфере.

Суперответственность перед потомками

Еще в начале 70-х годов прошлого века в Челябинске был практически единственный человек, который хоть что-то смыслил в археологии. И именно к нему обращалось руководство областного краеведческого музея с просьбой переделать в нем экспозицию, посвященную древней истории края. Этот человек, тогда еще студент пединститута, а ныне — доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории ЧГПУ, ведущий специалист по эпохе бронзы НИКОЛАЙ БОРИСОВИЧ ВИНОГРАДОВ:

— Сегодня в области работает шесть докторов наук по археологии, несколько научных центров, профессионально занимающихся вопросами археологии. Казалось бы, благостная картина…

С другой стороны — картина жуткого апокалипсиса, коматозного состояния археологии в области! Потому что даже шесть докторов не смогут привести регион в удобоваримое состояние с точки зрения его изучения, а тем более — охраны памятников. Нам действительно надо, не дожидаясь федеральных законодательных актов, что-то предпринимать на местном уровне в вопросах охраны памятников археологии, например, Игнатьевской пещеры. Между тем, цена вопроса — шесть километров асфальтовой дороги, и все сдвинется с места! И тогда уже можно какие-то заповедные структуры выстраивать и рассчитывать на окупаемость средств.

Опыт соседей, например, Башкортостана, подтверждает, что это вполне можно сделать. Если, например, Игнатьевская пещера сегодня тихо погибает, то в Капову пещеру так просто зайти нельзя: там стоят датчики охраны, и сама пещера включена в соответствующий перечень особо охраняемых памятников. В нашей области несколько десятков тысяч археологических памятников, многие из которых можно смело отнести к категории даже не национального, а общечеловеческого достояния. Поэтому на нас лежит не просто ответственность, а суперответственность за то, чтобы будущие поколения не только увидели все это, а получили от нас хотя бы в приличном состоянии.

Для того, чтобы сделать брендом археологические вершины нашего края, — а их десятки! — нужно определиться: а чем мы собственно обладаем? Ведь мы даже представления не имеем, что творится на большей части территории региона! Нужно изучать белые пятна — горно-лесную зону, где в лучшем случае исследована лишь десятая часть, северо-восток и восток области.

Нужно ответить на вопросы: что сегодня знают школьники о древней истории края и принципах отношения к памятникам древней истории? И такую информацию до ребенка донести нужно вовремя. А школьные учителя? Много ли экскурсий к памятникам культуры они проводят и как они это делают? Есть ли соответствующие методические решения, решения минобразования? Вопросы, к сожалению, остаются…

Бренд, которому 100 тысяч лет

ВАДИМ СЕРГЕЕВИЧ МОСИН, доктор исторических наук, ведущий специалист Южно-Уральского филиала института истории и археологии РАН, специалист по эпохе камня:

— На Южном Урале несколько сотен памятников эпохи камня, и большая часть — это стоянки охотников-рыболовов и более крупные поселения. Вернемся к уже упомянутой Игнатьевской пещере. Пока еще сохранившаяся в ней живопись, которой 14000 (!) лет, превращает ее в памятник не областного, федерального, а общемирового значения.

Идентичная живопись есть в Испании и во Франции, где она охраняется государством и используется не только как туристический объект, но и как объект наследия. Удивительно, но сам этот бренд не используется Челябинской областью, в которой он находится. Но зато активно используется уфимцами, привозящими сюда многочисленные экскурсии, которые абсолютно не организованы с точки зрения научного туризма. И это, безусловно, приводит к постепенной гибели уникальной наскальной живописи.

Температурный режим пещеры, который должен быть постоянным, сегодня нарушается из-за большого количества посетителей. В итоге поверхность ее стен постепенно осыпается. Конечно, дорога нужна. Иначе никаким туристическим объектом пещеру назвать будет нельзя. Но главное — это сохранение палеолитической живописи, которая очень уязвима и хрупка. И только потом уже можно говорить о каких-то коммуникациях, об организации туризма.

Помимо Игнатьевской пещеры у нас есть стоянка Богдановка. Там сохранился культурный слой, которому около 100 тысяч лет! Но для того, чтобы использовать этот объект в качестве туристического, необходимо провести огромную работу по ее исследованию и сохранению. И также, как и Игнатьевская пещера, этот объект — единственный в своем роде — вполне бы мог претендовать на роль бренда Челябинской области.

Южно-Уральским филиалом института истории и археологии РАН подготовлена большая комплексная программа исследований по изучению жизни людей эпохи каменного века на берегах рек и озер. Только предварительное обследование озера Большое Миассово позволило выявить там более 40 новых стоянок. Уверен, что дальнейшие исследования дадут нам более 100 подобных объектов, относящихся к эпохе камня. И это только одно озеро. Остаются абсолютно неисследоваными озеро Кисегач и многие другие. Вот масштабы того, что можно сделать по изучению эпохи камня для представления Челябинской области в качестве наследия мировой и региональной культуры.

Великое переселение народов

СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ БОТАЛОВ, доктор исторических наук, ведущий специалист Южно-Уральского филиала института истории и археологии РАН, специалист по эпохе поздней древности, средневековью:

— Программа имиджа, ребрендинга должна разрабатываться с обязательным привлечением того самого богатейшего интеллектуального потенциала, который сегодня, увы, хранится лишь на специализированных библиотечных полках.

Убежден, что в эпохе средневековья можно найти разные уровни бренда, поскольку Урал, в определенное время превратившийся в сердцевину Евразии, одновременно стал и регионом общемирового значения. Говоря об эпохе Великого переселения народов, можно сказать, что нет такого народа, который своими корнями не уходил бы в Урал. Это гунны и великие тюркские каганаты, мадьяры и болгары, все современные народы Юго-Восточной Европы и России. Доля всеобщего понимания этого заключается в том, возможно ли использование нами хотя бы части того, что имеем, и насколько правильно используется эта брендовая часть.

К сожалению, мы уже имели фиаско с аркаимовским ребрендингом. Бренд Аркаима сегодня в большей мере востребован лишь сообществом иррациональных эзотериков, шествующих по территории этого археологического памятника. И нам, кажется, уже нужно научиться делать выводы из этого.

Космические просторы эпохи бронзы

АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЕПИМАХОВ, кандидат исторических наук, сотрудник Южно-Уральского института истории и археологии РАН:

— В эпоху бронзы мир уже не было замкнут. Именно тогда Урал включился в общемировое пространство, точнее, в евразийское пространство. И бронзовый век в этой связи должен изучаться как часть евразийско-североафриканского пространства… Поэтому огромное количество открытий у нас так или иначе протягивает ниточки в сторону Скандинавии, на Кавказ, в Китай.

Эпоха бронзы в Челябинской области наиболее массово представлена археологическими объектами. Красноречивое подтверждение — модельные участки, на которых это проверено. Большинство из них — это рядовые памятники. Но наряду с ними были Аркаим и другие подобные укрепленные поселения. Именно они наиболее известны в мировом масштабе. Не случайно именно они являются предметами довольно крупных международных проектов. Только сейчас на территории области работают российско-американский и российско-немецкий проекты. Примечательно, что в Европе и в США таких объектов, на которых можно поработать и еще деньги за это заплатить, предостаточно…

Мы уже выросли из традиционной археологии, считающейся по большому счету наукой о черепках и костях. И доросли до уровня древней истории, когда уже понимаем процессы, людей видим, как они жили, как думали. Это дает нам еще одно направление в науке (то, что называется Living History), которое еще практически не представлено в нашей стране, но широко распространилось на Западе. Современных людей погружают в историю, в быт предков: они учатся отмачивать шкуры, делать оружие, керамику и т.д.

Бренды я бы разделил на две категории — супербренды мирового масштаба, и бренды, которые будут интересны и актуальны для местного населения. При этом нам необходимо разрабатывать систему брендов, а не пытаться вычленить один из них.

В каждом районе есть множество памятников, познакомиться с которыми может местное население, чтобы почувствовать свою сопричастность с родным краем. Это очень важно. У нас из года в год на раскопках работают школьники и можно смело утверждать, что эти люди не пойдут завтра грабить курганы.

Вместо Шелкового пути —Евразийский перекресток

ГАЯЗ ХАМИТОВИЧ САМИГУЛОВ, кандидат исторических наук, доцент кафедры Древней истории и этнологии Евразии ЮУрГУ, специалист по истории нового времени Южного Зауралья:

— По мере приближения к новейшей истории доля историко-археологического компонента нарастает — по этому периоду сохранилось гораздо больше письменных источников. И по XVI-XVIII векам мы уже пользуемся не только находками, но и архивными материалами. При этом, по мере того, как мы занимаемся историей нашего края, мы все больше понимаем, насколько же она полна белых пятен.

Увы, но даже историки не могут сказать, где на Южном Урале проходила граница двух государств — Сибирского ханства и Ногайской Орды, а это время отстоит от нас всего лишь на 400 с небольшим лет.

Ситуацию с ресурсами, которые были в эпоху XVI— XVIII веков, можно считать вполне благополучной: это самая ближайшая к нам эпоха. Вот обнаружили руины Азяш-Уфимского завода XVIII в. Это единственный в мире подобный сохранившийся объект. Все остальные заводы были перестроены. У нас есть редчайшая возможность воссоздать его первоначальный вид — и не по чертежам и планам, а на основе вот этого, вполне реального, осязаемого остова. Но сегодня этот уникальный памятник разворовывается и разрушается.

Другой давно и широко известный памятник — Пороги. И тут тоже множество вопросов. Например, по плотине, которая, не будучи в использовании, как известно, разрушается.

Нормальная программа ребрендинга должна предусматривать не только рекламную составляющую, а прежде всего, серьезное исследование и пути реализации сохранения памятника.

А также реконструкции. Сегодня в Чебаркуле планируется реальное дело — строительство деревянной крепости на берегу озера — копии самой первой Чебаркульской крепости. Тем самым мы будем иметь подробный историко-этнографический комплекс с кожевенными и гончарными мастерскими, торговыми лавками, жилыми избами… В Троицком районе, рядом с поселком Чернореченский, предполагается реконструкция форпоста в его первоначальном виде — и его тоже можно будет использовать как объект туризма.

Следует сказать и о так называемых ложных брендах. Например, о Шелковом пути, который, как известно, связывал Восток и Запад. Через территорию Челябинской области он никогда не проходил, однако до сих пор многие пытаются манипулировать этим несуществующим брендом. И это в то время, когда у нас может быть раскручен куда как более яркий бренд — Евразийский перекресток, который возник задолго до Шелкового пути. Эти дороги, которые проходят по нашему региону, существуют, как минимум, с эпохи бронзы и связывали эти пути самые отдаленные территории — Центральную Азию и Прибалтику, северные районы Урала и Ближний Восток. Глупо примазываться к более позднему явлению, когда у нас есть реальные и более древние.

В ком течет кровь наших предков

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ ТАИРОВ, доктор исторических наук, заведующий кафедрой древней истории и этнологии Евразии ЮУрГУ, специалист по истории раннего железного века:

—Урал принято считать опорным краем державы. Но не все знают, что таковым он был и в древние времена. Дело в том, что в эпоху раннего железного века металл Урала поступает на очень многие территории современной России и соседних государств. Скифы, например, на треть снабжались металлом Южного Урала.

В степях современного Северного Казахстана тоже есть уральский металл, не говоря уже о территориях Западной Сибири, а также юга России. Это время, когда закладываются основы не только этносов Южного Урала, но и евразийских степей. И именно Южный Урал является родиной некоторых современных этносов, кровь древних южноуральцев течет в жилах большинства народов современной России, населяющих сегодня нашу страну.

Это время, когда население нашего региона начинает активно участвовать в международной жизни, в тех событиях, которые перевернули ход истории всего евразийского континента. Особенность Челябинской области в эту эпоху заключается еще и в том, что на этой территории четко сошлись два мира — кочевников и оседлых. В горно-лесной зоне жили металлурги, которые и снабжали кочевой мир металлом.

В южных зонах обитали кочевники, благодаря которым и стали устанавливаться международные, межрегиональные торговые пути. Пути, которые связывают Среднюю Азию, Иран, Сибирь, проходили именно через нашу территорию, где и осуществлялась передача культурных ценностей всех частей света.

Памятников той эпохи на территории Южного Урала — огромное количество. Это городища иткульской культуры, гороховской культуры, мощные металлургические комплексы. Южная часть области — это мир кочевников, это мир искусства звериного стиля. Пожалуй, ни одна из эпох древности, начиная с каменного века и заканчивая эпохой средневековья, не дает такого взлета искусства, таких творческих идей. Образцы звериного искусства, которые мы находим именно на территории нашего края, стоят на уровне мировых шедевров.

Зная о таких сокровищах, наши земляки с гордостью могли бы говорить о своем крае: да, нам есть что показать!

Тематическую подборку подготовил МАРАТ ГАЙНУЛЛИН

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты