Путешествие «к центру Земли»: сбойка прошла без сбоев

15 Апреля 2009

Вчера в строительстве Челябинского метрополитена произошло крайне важное, знаковое событие. Журналисты стали свидетелями так называемой сбойки двух идущих навстречу друг другу перегонных тоннелей методом взрыва

Вчера в строительстве Челябинского метрополитена произошло крайне важное, знаковое событие. Журналисты стали свидетелями так называемой сбойки двух идущих навстречу друг другу перегонных тоннелей методом взрыва.


Место встречи — будущая станция метро у Торгового центра. Облачаемся в тяжеленную горняцкую амуницию, забираемся в клеть… Во время спуска по стволу на 42-метровую глубину захватывает дух. И вот, наконец, мы в подземелье.
Идем дальше вглубь перегонного тоннеля. Но едва приближаемся к месту сбойки, нас заворачивают в сторону, в соседний тоннель: рядом с эпицентром взрыва находиться нельзя. Взрывная волна может унести человека, как соломинку.
— Сегодня, действительно, знаменательное событие, — говорит генеральный директор ОАО «Челябметрострой» Константин Абрамчук, — сбойка двух перегонных тоннелей, идущих от Торгового центра и от вентиляционного ствола № 253 (на пересечении улиц Кирова и Калинина). Подобную сбойку мы провели в 2006 году: тогда слились «рукава», идущие в сторону площади Революции, к вентиляционному стволу № 251 (в районе улицы Елькина). Но все же момент волнующий и очень ответственный.
По словам Константина Абрамчука, теперь пройдено ровно половина расстояния от Торгового центра до проспекта Победы. Выгоды прямого прохода к вентиляционному стволу немалые. Это и дополнительное «проветривание» тоннелей (здесь будет вентиляционная шахта), и безопасность — эвакуационный выход на случай ЧП.


Несмотря на временную остановку работ в районе Комсомольской площади, строительство метро на других участках продолжается. И сделано уже немало. Пройдено четыре километра перегонных тоннелей. А общая их длина будет 13 километров или 6,7 километра «в линейном выражении» (одновременно прокладываются две параллельные ветки).
С пуском первой очереди метро планируется ввести четыре станции: проспект Победы, площадь Революции, Комсомольская площадь и Торговый центр. На двух из них работы уже ведутся, на других готовят площадки. И хотя недавно побывавший в области на предмет оказания помощи нашему метрострою президент Ассоциации строителей России Николай Кошман полагает, что надо было начинать не с тоннелей, а со станций, у челябинских метростроителей свое мнение. Они считают, что нужно вести эту работу одновременно, чтобы ко времени сдачи пускового комплекса были готовы все его составляющие.


— Кстати, стоимость первой очереди метро вовсе не 60 миллиардов рублей, как утверждают в челябинской мэрии, а 35 миллиардов, — заявляет Константин Абрамчук. — И при должном финансировании ввод его вполне реален уже в ближайшие годы. В прошлом году область на строительство метро выделила 756 миллионов рублей, а федеральный центр — более 500 миллионов. И мы произвели работ на 200 миллионов рублей больше, чем в 2007 году. В этом году, несмотря на кризис, область выделяет нам более полумиллиарда, а Москва — 391 миллион рублей.
…Все замерло в ожидании взрыва. Как пояснил горный инженер по взрывным работам ОАО «Челябметрострой» Венир Арсланов, на месте сбойки заложено 40 килограммов мощной взрывчатки — аммонита. Толщина гранитной перемычки — один метр. В последние годы в метрострое внедрили передовые технологии взрывных работ: детонатор «включают» не с помощью бикфордова шнура, а посредством подачи электрического импульса из безопасного места. А в перспективе вместо «патронного способа» планируют освоить и новейшую импортную технологию с применением жидкой взрывчатки. Аммонит (его производят на копейском заводе «Пластмасс») закладывают в пробуренные шурфы в центре и по краям будущего отверстия. И разброс породы минимален, перемычка «вскроется» равномерно.
Звучит команда: «На взрыв!» Взрывник крутит ручку магнето — и в соседнем тоннеле раздается оглушительный грохот. Руководству метростроя докладывают: сбойка произведена, никаких накладок нет.


Мы побывали на месте взрыва и убедились, что точность проходки выше всяких похвал: стенки тоннелей сошлись один в один. Маркшейдеры тоже постарались. Громадные гранитные глыбы легли равномерно. Затем место сбойки расчистят, породу уберут на-гора.
Гендиректор Челябметростроя Константин Абрамчук, поздравив коллег с большим событием, по традиции разбивает о стенку тоннеля бутылку шампанского. На память журналистам и прочим гостям вручают вырванные взрывом из перемычки куски гранита. Сбойка встречных тоннелей позади. Еще один этап строительства челябинского метро завершился четко, без сучка без задоринки.

Р.S. Под занавес «путешествия к центру Земли» Константин Абрамчук сообщил приятную новость. В конце мая планируется провести еще одну сбойку: две встречные ветки левого перегонного тоннеля, идущего параллельно нынешнему, сольются в единую «подземную магистраль». До их встречи осталось преодолеть чуть более сорока метров…

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты