Как убивает слово

26 Января 2009

Среда, шесть часов вечера, переполненный троллейбус № 17 едет на Северо-Запад. Люди стоят, тесно прижавшись друг к другу, и лишь кондуктор, постоянно протискиваясь туда-обратно, теребит пассажиров.
Вдруг раздается дикий женский вопль...

Среда, шесть часов вечера, переполненный троллейбус № 17 едет на Северо-Запад. Люди стоят, тесно прижавшись друг к другу, и лишь кондуктор, постоянно протискиваясь туда-обратно, теребит пассажиров.

Вдруг раздается дикий женский вопль:

— Я беременная, а он меня толкает!
Все стали вертеться, пытаясь увидеть, что произошло. Я стояла на задней площадке, а женщина, которая кричала, — на передней, поэтому все происходящее я могла только слышать.
На обвинение тотчас откликнулся мужской глухой голос:
— Я тебя не толкал, сволочь, что ты врешь!
В ответ пассажирка издала такой крик, переходящий в истеричные рыдания, что стало жутко, все замолчали.
Мужчина, однако, решил продолжить оборону, выбрав для этого лучший способ — нападение. Женщину он назвал психически больной, истеричкой. Она в ответ продолжала рыдать и пыталась ему возразить. Люди, вернувшись из минутного оцепенения, вмешались, все зашумели, кто-то зашикал на женщину, кто-то на мужчину.
Троллейбус меж тем подъехал к остановке, рыдающая пассажирка протиснулась к средней двери, готовясь выйти. И тут мужчина с глухим голосом выдал ей такое напутствие, от которого мне стало совсем не по себе:
— Чтоб у тебя ребенок мертвый родился!
В этот момент я поняла, каково это, когда фраза «режет по ушам». Это страшно, противно, больно.
Пассажирка смогла лишь крикнуть обидчику в ответ «чтоб у тебя язык отсох». Потом двери открылись, и она, пронзительно голося, исхлестанная словами словно пощечинами, вышла из троллейбуса.
— У сволочей сволочи и рождаются! — выкрикнул мужик вдогонку. Интересно, это он о себе так сказал?
Инцидент этот занял примерно две минуты, но запомнился надолго.
Потом кондуктор, дойдя, наконец, до задней площадки, рассказала всем, в чем, собственно, дело. Женщина с очень большой сумкой стояла недалеко от первой двери, но выходить решила через среднюю. Пробираясь, толкала всех сумкой, в ответ ей самой досталось от мужчины, которому это очень не понравилось. И — понеслось…

Кто-то говорил, что женщина и впрямь психически нездорова (судя по ее воплям можно в это легко поверить), кто-то осуждал мужчину. Но неужели она могла так сильно задеть вспыльчивого пассажира, что он решился на такие мерзкие слова? С какой же силой она его толкнула? Неизвестны детали, непонятно, в каком состоянии находились женщина и мужчина, хотя этого морального урода даже называть мужчиной не хочется. Недостоин он этого.

Хамство стало нормой жизни? Иногда в это веришь на все сто процентов. Хамят в магазине, в транспорте, на работе, в регистратуре поликлиники, по телефону. Что это: эмоциональный срыв, пробелы воспитания, низкий уровень личностного развития или позиционирование себя как человека, которому все дозволено? Причин много, способов нахамить — еще больше, а вот как бороться, вернее, обороняться — непонятно. Я, например, на какое-то время вхожу в ступор, просто не могу ничего сказать и сделать. Спустя минуту поднимается возмущение и негодование, чтобы отразить атаку. Но уже поздно, хам сделал свое дело: унизил, оскорбил, обидел. И не важно, будет ответ или нет, это же не диалог.

Говорят, есть одно средство: в ответ на хамство нужно отвечать вежливо и добродушно. Может, это, действительно, верный способ, но только не получается почему-то так отвечать.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты