В Магнитке, на Санаторной улице

26 Августа 2009

Особым вниманием такие учреждения не пользуются. Мы охотнее рассказываем о детских садах, школьных проблемах, университетской и других направлениях нашей активной жизни и реже обращаем внимание на старость

Особым вниманием такие учреждения не пользуются. Мы охотнее рассказываем о детских садах, школьных проблемах, университетской и других направлениях нашей активной жизни и реже обращаем внимание на старость. Хотя знаем, что именно по отношению к пожилым людям часто оценивается нравственное и экономическое состояние общества. Так и в Магнитогорском доме-интернате для престарелых и инвалидов отражаются все нюансы нашей повседневной жизни.

Интернат находится в сотне метров от одной из самых оживленных магистралей правобережной части города. Ухоженностью цветников и декоративных кустарников, выкрашенными скамейками перед центральным входом он похож на преуспевающий санаторий. За порогом здания, в глубине березовой рощи и яблоневого сада, сразу встречаешь все необходимые атрибуты отдыха и лечения — специфический интерьер, врачебные кабинеты. Расположение дома-интерната на Санаторной тоже настраивает на определенное восприятие, но это не санаторий. Для двухсот человек этот дом стал последним жизненным пристанищем. Одни проводят в нем несколько лет, другие — десятилетия. Какими будут эти годы для тех, от которых в большинстве случаев отказались самые близкие, полностью зависит от коллектива дома-интерната и его директора Ольги Казачковой.
Необходимо сразу сказать, что здесь работает один из лучших коллективов системы социальной защиты области и директор является заслуженным работником социальной защиты населения Российской Федерации. хотя обитатели дома-интерната оценивают свою жизнь совсем по другим критериям.
— Самых близких родственников мы конечно же не заменим,— рассказывает Ольга Казачкова,— хотя стараемся делать все для того, чтобы наши подопечные ни в чем не нуждались и их жизнь была интересной и разнообразной. Работаем так, чтобы люди здесь не доживали, а жили.
Здесь во всем своя специфика, требующая индивидуального подхода к каждому из обитателей этого дома. Учитывается все, начиная от причин направления и до болезней. Почти у всех есть близкие родственники. Некоторые не хотят обременять себя заботой о старости, немаловажную роль во многих ситуациях играет «квартирный» интерес близких. Лишь у немногих живущих здесь стариков дети сами являются инвалидами.
Но при всем этом обнадеживает одно — на Магнитогорск и юг области, где проживает около миллиона человек населения, приходится всего двести жителей дома-интерната. Это очень немного и совсем не является отражением нашей действительности. Дом-интернат был построен еще в 1962 году.


За это время здесь сложился свой стиль работы и образ жизни обитателей дома — для одних необходим покой, другие еще не отошли от активной жизни и являются постоянными зрителями многочисленных концертов и встреч с творческими коллективами города, учащейся молодежью. С началом учебного года здесь частые гости ученики из 8, 10, 63-й школ, студенты консерватории, а студенты медицинского училища ежегодно проходят здесь производственную практику. Дом-интернат связан со многими предприятиями и организациями города и не отрешен от современной жизни. Но к этому он пришел не сразу.
Было время, когда в начале 90-х годов о понятии «социальная защита пожилого поколения» ничего не было известно. Ольге Казачковой, тогда начинающему директору, приходилось отстаивать интересы пожилых на уровне городского собрания депутатов и областного Законодательного Собрания. Сейчас трудно представить, но в то время в Магнитогорске не было не только управления социальной защиты населения, но и единой базы данных о малоимущих слоях населения.
— Было непросто, — вспоминает о своей депутатской работе директор.— Но нас услышали и нас поняли, в том числе и губернатор области. И во многом поэтому спустя годы, даже в кризис финансирование из областного бюджета сохраняется на прежнем уровне, а у нас ежемесячное пребывание каждого подопечного обходится в 17 тысяч рублей.


Не все измеряется в рублях. Домашний уют создается старанием коллектива, но материальная зависимость с каждым годом напоминает о себе все громче. За время своего директорства Ольге Казачковой удалось невозможное — увеличить площадь проживания на одного человека с 2,6 квадратных метра до 4,2. Но в комнатах по-прежнему проживают по нескольку человек. Такие условия были приемлемы 47 лет назад, но сегодня они безнадежно устарели. По мнению директора, для комфортных условий жителей необходимо кардинально увеличить жилую площадь, и для этого надстроить еще один этаж. Реконструкции требует и центральный корпус, в котором никогда не было капитального ремонта. Здание пока сохраняется бережным к нему отношением. Но время и здесь на исходе.
Жилой корпус с медицинской и административной частью не единственная головная боль директора. Дом-интернат устроен по принципу замкнутого цикла с необходимым бытовым и медицинским обслуживанием, овощехранилищем на 50 тонн, теплицей для цветов и лимонов. Все это требует внимания. Каждый год начинается и заканчивается ремонтом. Постоянно ремонтируют систему отопления, сантехники. По требованию пожарных, которые часто ставят закономерные вопросы, предстоят новые затраты. Сейчас здание необходимо освобождать от сайдинга. Но в свое время, по мнению тех же пожарных, он имел право на жизнь. Иначе зачем было налаживать его производство? Все это вполне вписывается в сегодняшний уровень жизни, и его неурядицы можно пережить. Но капитального обновления, в чем нуждается единственный на юге области дом-интернат, принимаемые частичные меры не заменят.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты