«Я педагог, а не дрессировщик»

9 Октября 2014
«Я педагог, а не дрессировщик»

Артист клоунады Юрий Куклачев о том, как вернуть в школы воспитание

Артист клоунады Юрий Куклачев о том, как вернуть в школы воспитание

Юрий Куклачев и его пушистые питомцы были кумирами сразу для нескольких поколений детей и взрослых. Он единственный, кто сумел доказать всему миру, что кошки поддаются дрессировке и красноречиво демонстрировал это с телеэкранов и на сцене.

Для нынешних учеников Юрий Дмитриевич — незнакомый улыбчивый дядя: «Ко мне после уроков 8-летняя внучка Настя приходит и говорит: дедушка, тебя ведь никто не знает! Да, я больше не снимаюсь для «Спокойной ночи, малыши», потому что ко мне и к моему шоу приклеился ярлык «детский». Хотя театр кошек — это искусство мирового класса. Мы выступаем на Бродвее, в Казино де Пари, в самых крупных театрах Канады и Токио. Зал набит битком взрослыми, потому что в тех странах нет понятия «детский театр». Убедившись, что мое представление доступно детям, они берут их с собой во второй раз».

Несмотря на то что современные школьники артиста клоунады не узнают, он все равно регулярно приходит к ним на уроки. Нет, не для того, чтобы продемонстрировать кошек и завоевать популярность. А просто, чтобы поговорить о жизни.

Мало кто знает, что помимо театральной сферы, Юрий Куклачев хорошо зарекомендовал себя в образовании. Больше десяти лет назад он разработал социально- воспитательную программу «Школа доброты» для занятий с детьми в начальных классах и написал серию учебников «Уроки доброты». Они получили одобрение федерального министерства образования, а Юрий Дмитриевич звание народного учителя страны. Регулярно он абсолютно бесплатно проводит открытые Уроки доброты в образовательных учреждениях России, в том числе в спецшколах и колониях. А также дает мастер-классы педагогам. Один из них прошел в челябинской школе № 28 в ЧВВАКУШе.

После занятий корреспондент «ЮП» пообщалась с Юрием Куклачевым о том, откуда берутся коррумпированные чиновники, почему его уроки лучше всего усваивают дети из колоний, и по каким причинам учителя в регионах не хотят работать.

Школа — это клуб

— От идеи по проведению в учебных заведениях уроков доброты как будто веет советским прошлом. Тогда вопросам нравственности уделяли большое внимание. Вы считаете, что нужно вернуться к этой традиции?

— Безусловно.В 90-е годы из российского образовательного процесса вообще убрали слово «воспитание». Решили: пусть им занимаются родители. Такие хорошие организации как октябрята, пионеры, в которых велся разговор о нравственности, доброте и совести, пропали, как будто их и не было. В то время как это была большая духовная помощь молодежи. Я, например, воспитывался на Чапаеве, Павке Корчагине, фильме «Коммунист».

Сегодня же главное — технологии, подготовка к ЕГЭ, знания, знания, знания. Но, как сказал Менделеев, «образование без воспитания — это то же самое, что меч в руках сумасшедшего». Мы вырастим грамотного, умного, но хитрого человека, стремящегося к материальному. Потом такие люди приходят во власть и без чувства стыда отмывают деньги. Так сказать, их осваивают. От этого слова «освоить», которые так часто используют чиновники, меня аж дрожь берет. Вместо того чтобы построить, создать — они осваивают. А кто то присваивает. А все почему? Потому что в детстве им, например, рассказали теорему Пифагора, но не объяснили, что такое добро и зло, честь и совесть, — главные жизненные инструменты.

К сожалению, мы уже полностью выпустили из учебного процесса воспитание и вернуть его туда будет очень сложно, но возможно.

— Другое дело как? В советское время, например, было широко распространено тимуровское движение. В своей программе вы предлагаете вернуться к старым методам или перейти к новым?

— Вот сейчас мы были в одной из челябинских школ — там педагоги показывают детям советские мультфильмы о доброте. В другом образовательном учреждении ученики сажают деревья, в третьем — делают на зиму кормушки для птиц. Это все замечательно. Но все школы почему то в своей воспитательной работе, если она есть, используют только одну линию. Но ведь это всего лишь маленькая ступенька, а нужен целый путь. Поэтому я предлагаю объединить все эти наработки и советского, и современного времени в один детский клуб по интересам. И разделить его по возрастам. С 1 по 4 класс пусть ребятишкам показывают мультфильмы, с 5 по 7 класс можно подобрать фильмы и мастерить кормушки, с 7 го — оказывать помощь пенсионерам и подключить к работе мам и пап и т. д. Это может быть все, что угодно, самые разные формы самовыражения для детей. Ведь неизвестно, как жизнь повернется. Будет ли ваше чадо пекарем, токарем или инженером.

В 2002 году я изложил свои мысли в социально-воспитательную программу «Школа доброты», которая бы помогла создать оптимальные условия для развития духовно-нравственной личности ребенка. Первая задача, которую я ставлю в своей программе, — помочь школьнику раскрыть в себе природные способности. Чтобы он нашел любимое дело, которому будет посвящать всю жизнь и тем самым приносить пользу обществу. Еще в 1895 году великий ученый Иван Петрович Павлов обратился к родителям: «Развивайте у ребенка рефлекс цели. Рефлекс цели даст ему устремление в жизни, а вот устремление воспитывайте, чтобы было идеальным, потому что кража — тоже может быть устремлением». Я вот с детства мечтал стать клоуном, поступить в цирковое училище, но меня не брали… Семь лет подряд! Чтобы не терять время, я поступил в профессиональное техучилище, при этом посещал  вечернюю школу и занимался в народном цирке, где профессионально набирался опыта. У меня каждая секунда была загружена. Но я целенаправленно готовил себя к своей будущей профессии. Хотел доказать всему миру, что я прирожденный артист, и доказал. Если с любовью относишься к своей профессии, то это приносит большие результаты.

И вот «Школа доброты» подсказывает детям, как можно раскрывать и развивать в себе природные способности. Нужно научиться слышать самого себя и владеть своими эмоциями, развивать интуицию и умение чувствовать других, терпимо относиться к окружающим…

— Вы, наверное, отчасти у своих подопечных кошек этому научились?

— Они помогли укрепить эти убеждения. Меня часто называют дрессировщиком кошек. Но я не дрессировщик, а скорее педагог. 45 лет я работаю с кошками и 45 лет убеждаюсь, что кошку дрессировать невозможно, она не подчиняется никому. Единственный к ней подход — через терпение и доброту, также как и к детям.

Но не меньше, чем кошки, на меня повлияла семья. Мы с женой 45 лет вместе. А мою жену, знаете ли, тоже нужно уметь терпеть! А меня то как нелегко вытерпеть (смеется). В личной жизни без этого никак. Как говорится в Библии, терпение — это смирение. Большинство молодежи сегодня этим качеством не обладает, поэтому и разводятся через год-два после свадьбы.

Также все это время я много читал и анализировал. Моя программа — это ведь не просто выдумка, взятая из головы. В своем труде я использовал работы и консультации авторитетных ученых, академиков, психологов — Павлова, Орлова, Анохина, Базарного, Амонашвили, Макаренко, Ушинского.

Формальности душат

— Знаю, что в Москве и Подмосковье ваша программа «Школа доброты» реализуется во многих школах. А как дела обстоят в регионах? Например, в Челябинской области.

— Сопротивления активного нет, но и энтузиазма я не вижу. Скорее, равнодушие. Вроде встречают меня хорошо: да, говорят, отличная идея. Но стоит выйти за порог, как о ней тут же забывают. Дело в том, что воспитание — это целенаправленное воздействие на человека, с ребенком нужно работать. А учителя в регионах не хотят взваливать на себя лишний труд, потому что их в тисках держат. Они все время какие то отчеты делают, документы кому то отписывают, везде — цифры, показатели. Самый хороший отчет, когда один из учеников стал генералом, другой — директором завода, третий — главным инженером. И у кого таких личностей больше — тот учитель года. Вот в чем надо соревноваться. Вот из чего должна составляться документация — из людей. А эта формальная подотчетность учителей просто душит, время забирает и все это за копеечные зарплаты. Какой же тут энтузиазм? В Москве их хоть подняли до 50 тысяч — учителям свободней дышать стало. А с челябинскими педагогами общался, так они до сих пор зарабатывают 18-19 тысяч.

— Официально больше…

— Но они говорят, что этих денег не видят. Получается, что их труд не ценят. В московские учебные заведения за 50 тысяч сейчас идут работать способные, талантливые специалисты, которые с охотой реализуют свои самые смелые задумки. Например, в Бутово есть 2006-я школа, где создано 36 музеев! При этом никто им на это деньги не давал, помещение не расширял. Музеи открываются прямо в классах, коридорах, в любом свободном уголке и все силами детей и учителей.

В другой московской школе работают по системе профессора медицины Базарного, даже Путин ее отметил. В ней половина парт сидячих, а половина стоячих, как на Руси. В итоге ни у одного ученика не стоит диагноз «сколиоз», потому что они не сидят все уроки в одном положении. Очки в этой школе тоже никто не носит, потому что все занятия проводятся справа налево. Доски развешаны по всему классу и учителя весь урок перемещаются от одной к другой, чтобы снять у детей внутриглазное давление. И этой школе на систему Базарного министерство деньги тоже не выделяло. Инициатива исходила от директора, ее поддержали родители. Что то купили, что то своими силами сколотили. Педагоги этой школы работают, не дожидаясь отмашки министров! Вот с кого пример надо брать! А у вас учителя целыми днями ждут, когда же им деньги хоть на что нибудь дадут. Инициатива может идти только снизу, от самих учителей. А к ним приходишь с идеей и нужно еще уговаривать, чтобы за нее взялись.

«Меня тоже ломали»

— Юрий Дмитриевич, вы говорите, что понятие о доброте и совести нужно закладывать с детства. Но при этом посещаете с уроками колонии и спецшколы, где многие подростки, кажется, забыли о таких вещах.

— В таких учреждениях результаты моих бесед как раз таки очень хорошо видны. В простых общеобразовательных школах сидят сытые, довольные дети, в красивых платьях, с бантиками на голове. До них очень трудно донести то, какими бывают последствия, если пойдешь не той дорогой, потому что у них в жизни все в порядке. В колонии перед тобой сидят лысые пареньки в робах и наколках. На них фактически поставили клеймо «зек». А ты вдруг к ним со всей душой и откровенностью тянешься и видно, как они начинают чувствовать теплоту человеческую. На недоверчивых лицах вдруг появляется улыбка, такая детская. Они ведь прекрасно понимают, что мне зарплату за этот разговор не платят. Что я пришел просто так, чтобы они меня услышали. Я вообще считаю, что каждый ребенок индиго, но у некоторых просто жизнь сложилась так, что они, как лакмусовая бумажка, впитали в себя людскую жестокость. Но совесть то в них еще живет. Да, доброте научить нельзя, но научиться быть добрым, если этого хочешь, можно.

В пример я им часто привожу историю детства главного режиссера Театра кошек — Анатолия Шага. Он был беспризорником, карманником высшего класса. В 17-м году его за руку поймали, но повели не в полицию, а в цирк. Сказали: хватит дурака валять — по карманам шарить, ты парень то юркий — давай акробатом будешь. И он пошел работать в цирк. Всю жизнь прожил честно. Получил звание народного артиста, стал главным режиссером театра кошек и профессиональным фокусником–иллюзионистом. К нему даже приезжали от знаменитого Копперфильда и он ставил для него трюки. О чем это говорит: совершив однажды проступок, можно вернуться к честной жизни. Было бы желание.

Еще я им очень много случаев из своей жизни рассказываю. Меня ведь тоже в детстве пытались поломать, заставить идти по кривой дорожке. Я тоже мог начать воровать, оскорблять, но я повернул свою энергию в другом направлении.

— Но в вашей биографии и СМИ об этом ни слова…

— На всю страну я об этом рассказывать не буду. Я готов поделиться этим с ребятами, потому что считаю, лучший пример — личный, но не с журналистами. Но есть у меня для вас в запасе одна страшная история… Однажды мальчик из колонии меня спросил: как уйти от наркозависимости. И я рассказал о своем личном опыте, когда чуть не подсел на морфий. Это было в 63-м году. Я получил очень серьезную травму ноги: был перерезан большой берцовый нерв. Врачи мне его, конечно, сшили, но боли после операции были невыносимые. Чтобы их облегчить, мне стали колоть морфий, прописали 15 уколов. Сейчас морфий назначают только больным раком в последней стадии, а в то время иных способов избавить человека от сильных болей  не было.

И вот сделают мне врачи укол — и я плаваю, летаю! Так хорошо-о-о! Ни боли, ни страха! Один кайф. На третий день после операции ко мне на прием приходит мама. Смотрит на меня — ничего понять не может, что со мной такое творится. Пошла разговаривать с врачами. А после села напротив меня и так серьезно говорит: «Сынок, ты хотел быть артистом — ты им никогда не станешь. 15 уколов тебя в такую зависимость введут, что ты всю жизнь, как собака, только дозу будешь клянчить. Ни в коем случае! Терпи! Я тебе сказала: терпи!» И вот я набрался мужества и решил прожить без морфия ночь. Знаете, днем от боли еще что то отвлекает. Но ночью начинаются просто адские мучения. Не то что шевелиться, дышать невозможно. Все отдается в нерв. И к тебе как будто дьявол приходит и начинает давить: нажмешь на кнопочку — тебе придут укольчик поставят и все будет в порядке. Моя рука так и тянулась к кнопке, а я ей «нет». Нет и все. Подключил всю свою эмоциональную силу, волю и так боролся всю ночь. А под утро уже стало легче. Потом еще легче. Важно пережить только первую, можно сказать ломку. Но у меня была цель, а если ее нет, то и не за что бороться. Только цель, вера в себя, вера в Бога и воля могут спасти. И я это объясняю ребятам.

В конце каждой такой беседы каждому дарю рукопожатие и свои книги «Уроки доброты». Я уже столько их подарил, что вышел в ноль — не в минусе, но и не в плюсе. Пока объехал 18 колоний, а их в стране 33! Миасскую хотел посетить, но она оказалась закрыта.

— По вашим упоминаниям Библии и Бога, можно сделать вывод, что вы росли в семье православной…

— Да, я всегда жил и живу с Творцом в сердце. Сегодня большая проблема в том, что нам пытаются навязать вероисповедание других стран. Молодежь запуталась и говорит: я верю, но по-своему. Хотя нам дан короткий путь к доброте, поиску себя и раскрытию своих способностей — православный. Это путь наших предков. Мой прадед 800 километров из деревни пешком ходил, чтобы посетить Киево-Печерскую Лавру.

— Но в советское время, на которое вы столько раз ссылались, Бог отвергался, но при этом была и доброта, и нравственность.

— В советское время Ленин все очень хитро и умно сделал. Да, он Бога и церкви отверг. Но нельзя духовно вычистить человека, внутри не может быть пустоты, ее нужно было чем то заполнить. И он взял из Нового Завета все основные слова про ум, честь и совесть и подал их под видом пионерства и комсомола, под другим флагом и с другим рисунком. Да и я ведь то же самое сделал. Мои «Уроки доброты» — это переписанный и адаптированный под детей Новый Завет. Вы любую религиозную книгу возьмите — Коран, Библию, Тору — там все о любви и уважении друг к другу. Многие возмущаются, почему же тогда в Коране говорится «убей неверного». В священной книге и про убийство. Они просто буквально понимают смысл слов. Надо убить неверного в себе. Свою жадность, ревность, злобу.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты