"Кемма": душа в каждом кирпиче

28 Мая 2008

- Кирпич — это очень консервативный строительный материал,— говорит Владимир Горнов, генеральный директор ОАО «Челябинский завод стройиндустрии КЕММА», депутат Законодательного Собрания Челябинской области.— Его история по самым скромным подсчетам насчитывает шесть тысяч лет. Вспомните хотя бы Древний Вавилон. За все эти годы сам кирпич, его суть принципиально не изменились. Поменялись лишь размеры, автоматизировались технологии изготовления. Но по-прежнему каждый кирпич в стенах наших домов — живой, он несет в себе энергию тех, кто его делал, и тех, кто укладывал.

- Кирпич — это очень консервативный строительный материал,— говорит Владимир Горнов, генеральный директор ОАО «Челябинский завод стройиндустрии КЕММА», депутат Законодательного Собрания Челябинской области.— Его история по самым скромным подсчетам насчитывает шесть тысяч лет. Вспомните хотя бы Древний Вавилон. За все эти годы сам кирпич, его суть принципиально не изменились. Поменялись лишь размеры, автоматизировались технологии изготовления. Но по-прежнему каждый кирпич в стенах наших домов — живой, он несет в себе энергию тех, кто его делал, и тех, кто укладывал. И в Челябинской области, и далеко за ее пределами, когда говорят «хороший, добрый кирпич», подразумевают продукцию, выпускаемую челябинским заводом стройиндустрии «КЕММА» — одним из крупнейших предприятий России по выпуску керамического кирпича. В этом году «КЕММЕ» исполнилось 20 лет.

Большая пекарня

Строиться завод начал в 1985 году. Заработал спустя три года. И по сегодняшним меркам «Кемма» — во многом уникальное предприятие, а тогда, в 80-х…

— Судите сами,— предлагает Владимир Горнов.— Вся технологическая линия делалась по лицензии итальянской фирмы УНИМАРАНДО, автоматическая система управления производством — знаменитой фирмы Siemens (мы ее впоследствии обновили). Плюс отличная глина из Круглянского месторождения. Как итог — продукция мирового уровня. Всего по СССР было построено 15 подобных заводов.

Само производство кирпича чем-то напоминает большую пекарню. Сырье — глина (отдельно разных цветов), добытая в карьере,— измельчается, после чего отлеживается неделю в огромной емкости. Затем, переработанная, в зависимости от необходимости поступает на одну из двух установок по производству кирпича, чем-то напоминающих большие мясорубки. Принцип действия тот же: под давлением подготовленная глина выдавливается в отверстие определенной формы (в официальных документах это называется методом пластического формования). Формованная макаронина из глины с помощью механизма попадает под режущие нити, которые и придают форму кирпичам. После изделия размещаются, словно тесто в пекарне, на специальные лотки и отправляются на сушку, а затем — в обжиговую печь, где и приобретают конечный цвет и вид.

Весь процесс автоматизирован, и качеству инженерной проработки механизмов конвейера остается только удивляться.

— На всей производственной линии задействовано всего 19 человек,— поясняют в «КЕММЕ».— При том, что общий штат предприятия превышает пять сотен. Подавляющее большинство сотрудников — вспомогательные службы: большой автотранспортный цех, горно-подготовительный участок, разработка карьера, энергетики, электрики, инженеры-электронщики, программисты, отвечающие за работу автоматизированной системы управления производством…

 Битва с бартером

Первым руководителем предприятия был Виктор Петрович Грачев, который, собственно, собрал коллектив, построил и запустил завод.

— Руководитель с большой буквы,— рассказывает Владимир Горнов, глядя на фотографию Виктора Петровича, висящую на стене гендиректорского кабинета.— И как управленец, и как психолог. У него было свое крылатое выражение: «Все люди делятся на мужчин, женщин и директоров». Смысл этой фразы я почувствовал не сразу.

С Виктором Грачевым только что построенный завод прошел почти все 90-е годы — сложное, кризисное время. Прошел во многом благодаря его таланту руководителя.

— К сожалению, Виктор Петрович ушел из жизни в 1999 году, в самом расцвете сил. Ему было всего-то 50 лет,— говорит Владимир Горнов.— Я же, входивший в совет директоров с первых лет работы предприятия, в итоге стал генеральным по решению совета директоров.

1999 год был для «КЕММЫ» сколь успешным, столь и трудным. С одной стороны, завод выпустил рекордные и по сей день 86 миллионов штук условного кирпича. С другой стороны — финансовое положение предприятия было непростое.

— Долги, долги, долги,— вспоминает генеральный директор.— Долги бюджету, долги Пенсионному фонду. Плюс коллапс в строительной отрасли, вызванный дефолтом 98-го года. По факту завод был на грани краха. В этом не было вины моего предшественника, сама система финансовых взаимоотношений в те годы обрекала производства на тяжелое выживание. Живых денег, если помните, практически не было. Вместо них — бартер да разного рода взаимозачеты, в том числе по налогам.

Выбраться из кризиса удалось благодаря весьма жестким и даже непопулярным мерам. Первое решение нового руководителя — запрет всех взаимозачетов. Но самое сложное было — уничтожить вторичный рынок продукции «КЕММЫ». Ведь все те фирмочки, что брали у завода кирпич по взаимозачетам, тут же его продавали. Причем порой по цене ниже заводской.

— Надо отдать должное и людям, работавшим на предприятии,— говорит Владимир Горнов.— Был момент, когда для разрешения проблем пришлось на несколько месяцев снизить заработную плату (я и сам получал 500 рублей), но костяк коллектива остался на заводе. Где-то нас спасло и то, что к 99-му году бренд «КЕММА» уже стоил больших денег. Благодаря качеству нашей продукции завод наработал авторитет, репутацию.

В итоге руководству удалось завести на предприятие живые деньги, реструктурировать наши задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, причем на хороших условиях. «КЕММА» рассчиталась со всеми долгами и начала расправлять крылья.

Лучше, больше, разнообразнее

Сегодня «КЕММА» — успешное предприятие, которое не стоит на месте и активно развивается.

География поставок завода впечатляет. Кроме практически всех знаковых строек Челябинской области, продукция «КЕММЫ» пользуется спросом у строителей Урала, Западной Сибири, северных регионов, Казахстана. Всего за пределы области поставляется около половины всей продукции предприятия (около 40 миллионов штук в год). Способствует этому и четко налаженная транспортная составляющая.

Резко расширена и номенклатура выпускаемых изделий. Изначально завод был рассчитан на производство простого рядового кирпича. Сегодня здесь изготавливают также лицевой кирпич, полнотелый кирпич, глазурованный кирпич (применяется при отделке фасадов, а также для облицовки каминов и печей). Есть в ассортименте и кирпичи персикового, желтого, белого, коричневого цвета и цвета слоновой кости. Последние годы весь лицевой кирпич выпускается с фаской — это уже ближе к эстетике, когда у кирпича нет никакой бахромы, ровный край, да и при кладке это удобно.

В планах «КЕММЫ» — освоение новых видов продукции, таких как пустотные блоки, легкие, с низкой теплопроводностью, объемом порядка восьми кирпичей.

Но основной приоритет предприятия — качество. Предприятие имеет уникальный лабораторно-испытательный комплекс, оснащенный современным оборудованием, начиная со спектрографов и заканчивая всем спектром лабораторного оснащения и испытательных стендов.

Продукция «КЕММЫ» соответствует всем мировым стандартам качества и отмечена наградами на различных выставках и конкурсах, проходивших как в России, так и во Франции, Швейцарии, США. ОАО «КЕММА» — неоднократный лауреат конкурсов «Сто лучших товаров России» и «20 лучших товаров Челябинской области», обладатель двух платиновых знаков «Знак качества 21-го века».

— Наш рядовой кирпич люди всегда использовали вместо лицевого — такой уровень продукции, геометрия нашего кирпича,— говорит Владимир Горнов.— Посмотрите на ту же столицу Казахстана Астану. Они во многом строятся из нашего кирпича. И обычный рядовой кладут в качестве лицевого.

Цель — вкладывать душу

— Современных технологий, оборудования, налаженного процесса для производства хорошего кирпича недостаточно,— считает Владимир Горнов.— Повторюсь, кирпич — живой и впитывает все, что в него вкладывают. А для того чтобы человек вкладывал душу в то, что он делает, он как минимум должен получать хорошую зарплату. Я ведь и сам начинал трудовую деятельность простым рабочим. И знаю, как тяжело дается копейка.

Для своих сотрудников на «КЕММЕ» делается многое. На территории завода, как и положено серьезному предприятию,— столовая (последний раз такие смешные цены я видел в столовой областного управления давно прекратившей свое существование налоговой полиции. На предприятии говорят, что цены на питание просто равны его себестоимости.— Прим. Д.М.), медпункт со стоматологическим кабинетом, оснащенным по последнему слову техники, магазин и даже салон-парикмахерская.

Есть и изюминка. В подвале заводоуправления — мини-цех по выращиванию… грибов. А значит, на обед сотрудникам достаются в том числе и свежевыращенные вешенки.

— Наша главная задача — производить качественную продукцию, расширять ассортимент, использовать все передовые достижения науки и техники и, конечно же, вкладывать душу в наше дело,— говорит о планах «КЕММЫ» Владимир Горнов.— Кирпич — материал, из которого надо творить. Но если дом построен, так сказать, методом «тяп-ляп», в нем и жить будет дискомфортно. А можно из кирпича создать шедевр зодчества. И чем красивее будут здания, тем приятнее будет на душе у тех, кто в них живет и работает.

 

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты