Вспоминая последнего шейха. Почему Троицк становится духовным центром мусульман России?
В четвертый раз прошла всероссийская конференция «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России».
Власть и религия
Историческое и духовное значение наследия Зайнуллы Расулева и современную ситуацию в мусульманском мире обсуждали ведущие исламоведы и ученые из Москвы, Челябинска, Башкирии, Казахстана и Татарстана. Среди них — директор Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН, доктор исторических наук Айслу Юнусова.
В своем выступлении Борис Дубровский подчеркнул, что почти каждый шестой житель Челябинской области относит себя к мусульманам, а в самом регионе сегодня действует более 90 мусульманских приходов.
— Я православный человек, родился и большую часть жизни прожил в городе Магнитогорске, — поделился с участниками форума Борис Дубровский. — На производстве трудился с людьми самых разных национальностей. Общаюсь и дружу с людьми разной веры. Очевидно, что последние годы стали временем активного духовного возрождения на Южном Урале. Челябинск стал центром одной из крупнейших митрополий Русской православной церкви. Троицк, благодаря ежегодным «Расулевским чтениям», становится духовным центром мусульман России. Это доказывает, что мы умеем и хотим жить в мире.
По словам главы региона, в Челябинской области предполагается принять ряд законов, направленных на более эффективное взаимодействие власти и религиозных объединений. Среди таких документов — закон Челябинской области «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями». Он станет первым региональным законом такого уровня и такой компетенции в Российской Федерации.
Самый стабильный регион
Сегодня Челябинская область признана самым стабильным регионом России с компактным проживанием мусульман.
— Таково единодушное мнение экспертов, — отметил на конференции начальник управления национальной политики областного минкульта Илья Аносов.
Кстати, как заметил Илья Аносов, в одной из соседних областей жизнью местных мусульман правят сразу шесть муфтиев! Конечно же, подобное многоначалие вносит полный хаос в деятельность религиозной организации. Чего, к счастью, не скажешь о Челябинской области.
А факт участия в «Расулевских чтениях» верховного муфтия России Талгата Таджуддина можно рассматривать как важный показатель сложившихся тесных, плодотворных, дружеских отношений двух регионов, а также социального партнерства власти и мусульман. При этом Талгат Таджуддин поблагодарил губернатора Челябинской области за внимательное отношение к проживающим в регионе мусульманам и к их культурному наследию.
Главным итогом состоявшегося форума можно считать подписание соглашения о социальном партнерстве между Челябинской областью и Центром духовного управления мусульман России.
По словам Ильи Аносова, документ подразумевает углубление взаимодействия органов исполнительной власти Челябинской области с Центральным управлением мусульман, самой авторитетной и старейшей структурой, возникла которая, кстати, еще при Екатерине Великой.
Напомним, что первое соглашение было заключено еще в 1998 году Петром Суминым. С того времени каждый новый глава региона подписывает аналогичный документ о сотрудничестве с учетом корректировки ситуации.
— В нынешней обстановке, когда наши геополитические конкуренты пытаются радикализировать ислам, подобный документ является залогом нашей политический стабильности, — заметил Илья Аносов. — Подтверждением этому является тот факт, что радикальные мусульманские течения не получили распространения на территории нашей области.
Династия мусульманских патриотов
Еще при жизни Зайнулла Расулев почитался святым. О великом ишане до сих пор ходят предания и легенды. В одной из них говорится о том, что ишана бросили в клетку с дикими зверями. Но он не растерялся, а, помолившись, укротил их. Произошло это после того, как муллы-ортодоксы, считавшиеся официальными представителями ислама, обвинили его в ереси и враждебной деятельности против властей. Именно по их доносу Расулева арестовали и сослали в длительную политическую ссылку, которую он отбывал в том числе и в Златоусте.
Родился Зайнулла Расулев в 1833 году в татарской деревне Шарипово (территория современного Башкортостана) в семье муллы. В родной деревне учился в медресе, духовное образование получил в Троицке. Примечательно, что именно в основанном Зайнуллой Расулевым медресе «Расулия» получил образование и его не менее известный сын, Габдрахман Расулев, почти 14 лет возглавлявший ДУМЕС.
Известен он был тем, что во время Великой Отечественной войны на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942 году объявил священную войну — джихад — германскому фашизму и произнес яркую речь, призвав всех советских мусульман сражаться в рядах Красной армии: «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова пророка Мухаммада: «Любовь к Родине — это часть твоей веры».
Между прочим, Габдрахман Расулев внес свои 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны, за что получил через газету «Известия» благодарность лично от Сталина.
Известным татарским писателем и ученым-ветеринаром стал и внук великого ишана, участник Великой Отечественной войны Атилла Кадирович Расулев, также родившийся в Троицке.
«Расулия» с божьей помощью...
Те, кто сегодня обитает в этом старом кирпичном здании, наверное, даже не подозревают, что почти полтора века назад здесь преподавали Коран... Сегодня одна часть этих помещений занята коммерческими организациями, другая пустует.
Однако именно здесь, в татарской слободке Троицка, в 1883 году и появилось позже знаменитое на всю страну медресе «Расулия», которому вскоре суждено было стать центром духовного образования и религиозной жизни мусульман. Основано оно было по инициативе Зайнуллы Расулева. Известный религиозный деятель и просветитель возглавлял его более 30 лет. И именно при нем медресе стало одним из главных духовно-образовательных центров ислама в России.
Шейх Зайнулла Расулев ввел самые передовые методы обучения. Параллельно с духовными, богословскими дисциплинами в медресе с 11-летним курсом обучения шакирдам (студентам) на самом высоком уровне преподавались и светские науки. Биографы шейха отмечают, что многим способным, но бедным шакирдам Расулев помогал собственными деньгами.
Любопытно, что среди новых образовательных технологий в медресе он ввел так называемый звуковой метод обучения. В программу обучения входили вероучение, русский, арабский, тюркские языки, чистописание, чтение, заучивание и толкование Корана и хадисов. Обязательными предметами были российская, тюркская и всеобщая история, история ислама, священная история, теология, мусульманское право, а также математика и география, естествоведение и физика, химия и зоология, педагогика, этика, гигиена.
Сохранился отзыв французского историка Александра Бенигсена, который описывал медресе «Расулия» как «один из лучших академических институтов в мусульманском мире».
Что ж, грех не возродить такое учебное заведение! Об этом не преминул заметить губернатору Челябинской области Борису Дубровскому верховный муфтий Талгат-хазрат Таджуддин. Глава региона в ответ пообещал, что «с божьей помощью» медресе можно будет восстановить за два года. Но, как говорится, «на Бога надейся, а сам...» Поэтому уже в день конференции губернатор дал поручения профильным ведомствам проработать этот важный вопрос.
Священный прах шейха
Конференция не ограничилась докладами и работой по секциям. И вполне логичным для ее участников стало посещение места упокоения шейха Зайнуллы Расулева. Побывали на священном месте и верховный муфтий России и губернатор Челябинской области.
Сегодня это старинное мусульманское кладбище с оградой из дикого камня словно переживает второе рождение. Многие надгробия покрылись мхом и завалились от времени, и даже ушли в землю, на иных почти стерлись эпитафии арабской вязью. А вот могила ишана Зайнуллы Расулева среди других старинных надгробий резко выделяется ухоженностью и даже некой торжественностью.
Уже много лет могила эта является своеобразной Меккой для всех, кто приезжал сюда за многие сотни километров, чтобы почтить память великого ишана.
Среди них всегда находились ярые фанатики, которым непременно надо было отломить камешек от надгробия. Считается, что святыню такую надо растолочь и... выпить. Рецепт обещает, что после такой процедуры на вас снизойдет благодать...
Неудивительно, что несколько лет назад священную могилу оградили, дабы ее совсем уж не разобрали на лечебные сувениры. Но ограда отнюдь не остудила пыл паломников, которые по-прежнему сотнями приезжают сюда, чтобы поклониться праху одного из последних шейхов суфийского братства Накшбандийа на территории Южного Урала. А может быть, и всей России...
Поделиться