Космический имидж. Нужно ли Челябинску «здание-метеорит»?

7 Августа 2015 Автор: Руслан Сафин
Космический имидж. Нужно ли Челябинску «здание-метеорит»?

Наш известный земляк, ученый-астрофизик и писатель Николай Горькавый, опубликовал открытое письмо к губернатору Борису Дубровскому, в котором попросил его «заставить Челябинск поверить в себя».

05_Горькавый-Николай.jpgЭтот призыв связан с идеей, которую ученый вынашивает почти два года: соорудить в столице Южного Урала здание оригинальной архитектуры в память о падении метеорита 15 февраля 2013 года. Горькавый уверен, что такое здание прославит город не меньше, чем в свое время сам метеорит, даст челябинцам повод для гордости и привлечет к нам новых жителей и туристов. Но воплотить амбициозную мечту мешает «провинциальная закомплексованность», побороть которую, считает ученый, поможет международный конкурс на лучший архитектурный проект «метеоритного здания».

«Летающий» ТРК

Впервые свою идею Николай Горькавый сформулировал еще осенью 2013 года, в дни проведения на берегу озера Тургояк круглого стола «Южный Урал после метеорита», где обсуждались в том числе варианты использования астрономической известности Челябинска в имиджевых целях. По его мнению, такое здание послужит не только памятником историческому событию, но станет также визуальным брендом города и, возможно, даже изменит его судьбу. Подобно филиалу музея Гуггенхайма, который в свое время буквально вдохнул новую жизнь в депрессивный испанский город Бильбао.

Ученый даже предложил собственную концепцию такого сооружения. По его мнению, это должна быть «парящая» в воздухе протяженная конструкция в форме метеоритного следа, подвешенная к пилону на стальных тросах подобно пролету вантового моста. Внутри Горькавый предложил разместить торгово-развлекательную галерею. На Западе такие заведения известны под итальянским названием galleria. Впервые они появились во второй половине XIX века в Милане, а затем широко распространились по всему миру.

«Помните, в фильме «Терминатор‑2» робот-полицейский находит юного Коннора возле игровых автоматов в местной галерее? Эта галерея как раз и представляет собой многофункциональное здание с офисной, торговой и развлекательной зоной, — писал он в своем блоге. — Я предлагаю построить в «метеоритном стиле» городской центр, который будет местом притяжения для всех южноуральцев. Здесь любой сможет приятно и с пользой провести время. Этот центр будет совмещать в себе магазины, рестораны, кинотеатры, концертный зал, бары, офисы, летние террасы и парк».

В письме к Борису Дубровскому ученый с сожалением констатировал, что его проект, как и все остальные проекты, родившиеся на берегу Тургояка, не получил поддержки.

«Прошло два года. Ни один из проектов не только не был реализован, но даже не был рассмотрен всерьез. Идеи круглого стола вызвали типичную провинциальную критику, которая основана не на серьезной экспертизе или расчетах, а просто на убеждении, что в провинции нельзя мечтать о чем‑то экстраординарном», — посетовал он и предложил губернатору провести архитектурный конкурс концепций оригинального здания, связанного с Южным Уралом и Челябинским метеоритом.

«Я обращаюсь к вам, как к человеку, способному мечтать, и который может своим личным мнением совершить важный сдвиг в мышлении горожан», — подчеркнул Николай Горькавый.

Он убежден, что в Челябинске возможно провести международный конкурс с участием таких маститых архитекторов, как Сантьяго Калатрава, Норман Фостер, Рэм Колхас и другие.

«Я всеми силами готов помочь проведению этого конкурса. Я уверен, что он принесет нам такую безумно красивую идею, такую хрустальную мечту с гарантией самоокупаемости, что на ее реализацию найдутся частные инвесторы — сначала на полный проект, а потом и на строительство», — убежден автор письма.

Дело не в комплексах

Специалисты от архитектуры и градостроительства отнеслись к идеям Горькавого по-разному.

Архитектор Дмитрий Ступин в целом поддержал ученого.

«Челябинску не хватает положительных архитектурных символов. Эффектных объектов, фото которых можно было бы разместить в каталоге открыток или напечатать на двухсотрублевой купюре, — сказал он. — Есть несколько, но они не относятся к современной эпохе, а принадлежат советскому периоду».

Но он предостерег от чрезмерного увлечения метеоритной символикой, поскольку здесь легко впасть в одну из двух крайностей, называемую среди профессионалов «уткой».

«Утками» называют здания, которые своим внешним видом символизируют какой‑либо предмет, тему или явление, — пояснил Дмитрий. — Думаю, что строить здание-"утку" не стоит. Не потому, что оно неуместно или не будет соответствовать контексту места, а потому, что такой объект — это тонкая игра на грани искусства и мусора. Мне не знакомы такие архитекторы (а проектировать будут, скорее всего, «наши» архитекторы), которые могут в своей работе выдержать нужный баланс».

По мнению Ступина, появлению ярких архитектурных объектов в Челябинске мешает не «провинциальная закомплексованность», а непрофессионализм властей и архитектурного сообщества, с одной стороны, и отсутствие общественного запроса — с другой. Кроме того, он сомневается, что местный бизнес сумеет найти адекватное применение «метеоритному зданию».

«Ни музей, ни гостиница, ни бизнес-центр не походят. Это должен быть объект для жителей, место, где люди могут проводить время. Это общественное здание, объединяющее в себе широкий набор функций Это очень сложная типология, с ней очень трудно работать как застройщику, так и архитектору», — сказал Дмитрий Ступин.

Архитектор Татьяна Баль также не против видеть в Челябинске «дом-метеорит» и даже готова участвовать в конкурсе проектов, если его объявят.

«По итогам можно было бы объединить несколько самых удачных концепций в один-два (может, больше) полноценных проекта. Консолидация творческих мастерских в данном случае просто необходима. Но у нас, к сожалению, так сложилось, что каждый архитектор пытается тянуть одеяло на себя и решать свои мелкоамбициозные задачи, — считает она.

Большую поддержку в данном вопросе может оказать творческий союз. Наше региональное отделение Союза архитекторов, утратившее по разным причинам свой авторитет, вполне может реабилитироваться, принимая активное участие в организации такого конкурса».

Как и Дмитрий Ступин, Татьяна Баль придерживается мнения, что функционал здания должен быть социально ориентированным. А разместить его лучше всего на пересечении улиц Красной и Труда, «там, где недострой Рогозы».

«Здесь совершенно необходимо, чтобы сам город осознал для себя важность такого объекта и предпринял адекватные шаги», — подытожила она.

Не наш бренд?

Иного мнения придерживается главный архитектор группы Development PRO, директор архитектурной студии AXIO Кирилл Кугаевский. Он уверен, что строить бренд Челябинска на метеорите — не самая удачная идея.

«Считаю, неправильно использовать для этого столь случайное, совершенно не зависящее от нас событие, — сказал он. — Брендом города должен стать результат наших собственных усилий. Надо всем городом двигаться к достижению определенной цели, это и станет нашим брендом».

В качестве претендента на таковой Кугаевский назвал проект застройки набережной реки Миасс под названием «Зеленая улица» от группы Development PRO, который стал победителем недавнего конкурса «Челябинск будущего — XXI век». Авторы предлагают превратить реку Миасс, протекающую через Челябинск, в систему из 25 водоемов, соединенных каналами. Вдоль этой цепи запланирована сплошная зеленая зона с пешеходно-велосипедной дорогой протяженностью 70 км, а по берегам водоемов должны возникнуть жилые дома, деловые и торгово-развлекательные центры, музеи, спортивные комплексы и многое другое. Любопытно, что проект предполагается реализовать на условиях частно-государственного партнерства без привлечения бюджетных средств.

Кирилл Кугаевский совсем не против увековечить падение метеорита, но считает, что небольшого монумента вполне достаточно.

Схожей точки зрения придерживается и председатель Челябинского регионального отделения Союза архитекторов России Сергей Якобюк. Прежде всего он уверен, что предложенный Горькавым объект не оправдает ожиданий.

«Конкурс, конечно, можно провести, но едва ли такое здание станет брендом, который подстегнет развитие города, — сказал он. — Оно не сможет потянуть за собой всю городскую среду. Мы это проходили, это не работает. Нужно идти от общего к частному, системно работать над формированием городской среды, чтобы в нем было комфортно находиться. Отдельные объекты могут быть, но они не так важны».

Привлечение к проекту топовых архитекторов, таких как Калатрава и Фостер, Якобюк считает неоправданным, напоминая, что Йорн Утзон на момент строительства Сиднейской оперы был мало кому знаком, но это не помешало его творению обрести всемирную известность.

Предложение разместить в «метеоритном здании» торгово-развлекательную галерею он тоже подверг критике: «У нас этих ТРК и без того море. А вот современных выставочных центров нет».

Наконец, вызвала вопросы и привязка бренда города к метеориту.

«Для меня странно, что метеорит — это наш бренд. Слава богу, что он вообще нас не убил», — сказал Сергей Якобюк.

По его мнению, у Челябинска и без метеорита достаточно потенциальных точек роста, на которых можно построить полноценный бренд.

«Я считаю, нам надо развивать природную составляющую. У нас интересная горная система на западе области, три тысячи озер. В самом Челябинске — прекрасный сосновый бор и целых три озера. Где вы такое еще найдете? Но все это у нас заброшено и загажено. Еще я бы напомнил, что Челябинск развивался как крупный транспортный узел, но мы утрачиваем эту позицию. Нам нужно возвращать логистику в город. Когда‑то население Челябинска и Екатеринбурга было примерно равным. Сейчас там живут полтора миллиона человек, а мы вот-вот выйдем из миллионников, если будем и дальше так сидеть, пузыри пускать».

Сергей Якобюк уверен, что Челябинску необходимо актуализировать генплан развития города, а не надеяться на чудесную силу отдельных объектов.

Поделиться

Сегодня | 14:51
Дети готовы решать взрослые проблемы экологии

На Всероссийском Детском экологическом форуме в Челябинске южноуральцы будут бороться в номинации «Лучший проект по сохранению растений».

Сегодня | 13:34
Особняк мещан Ховановых стал одним из самых красивых зданий Челябинска

Он находится в самом центре, но спрятан в тупике улицы Васенко. Во внешнем облике дома сочетается средневековая русская архитектура, классицизм, барокко, неорусский стиль и модерн.

05.10.2018 | 09:25
Спаси и сохрани. Один из редких видов жуков обитает только в горных тундрах Южного Урала

Ученые говорят, что ему требуется особая защита.

04.10.2018 | 09:11
Квота не поможет. Челябинским писателям посоветовали самим пробивать себе дорогу на рынок

Челябинск занял 11-е место в рейтинге самых читающих городов России и с каждым годом улучшает свои позиции.

Новости   
Спецпроекты