Квота не поможет. Челябинским писателям посоветовали самим пробивать себе дорогу на рынок

4 Октября 2018 Автор: Руслан Сафин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Квота не поможет. Челябинским писателям посоветовали самим пробивать себе дорогу на рынок


Челябинск занял 11-е место в рейтинге самых читающих городов России и с каждым годом улучшает свои позиции.

Но так ли все благополучно на нашем книжном рынке и как сегодня живется челябинским писателям и издателям? В преддверии Южно-Уральской книжной ярмарки на эти вопросы попытались ответить эксперты «Сигарного клуба Южного Урала».

Как рассказала директор Челябинской областной универсальной научной библиотеки Наталья Диская, вышеупомянутый рейтинг составляет Российская книжная палата, опираясь не только на статистику книжных магазинов и библиотек, но и на такие критерии, как развитость книжной инфраструктуры и проведение массовых мероприятий по продвижению книги и чтения. Результат Челябинской области она считает безусловным успехом.

«Это доказывает, что у нас многое получается и мы отвечаем на запросы наших читателей, которые они нам предъявляют», — считает Наталья Ивановна.

Какая же литература сейчас наиболее востребована у южноуральских читателей? По словам замминистра культуры Челябинской области Ирины Анфаловой-Шишкиной, официальная статистика говорит, что, как и во всей остальной России, это в первую очередь учебники, детская художественная и специализированная научная литература.

«Причем книги для детей носят сегодня такой несколько подарочный характер. Потому что дети сегодня мыслят клипово, им нужно яркое, но не всегда книга становится для них настольной и любимой. Тут нам есть над чем подумать», — отметила она.

Несколько иную картину читательских вкусов рисует структура розничных продаж. Директор челябинского магазина сети «Библио-Глобус» Ольга Вахитова сообщила, что чаще всего покупают познавательную и художественную литературу для детей. На втором месте зарубежная художественная литература (в основном классическая), а на третьем — массив книг, связанных с психологией и «самокопанием».

«Что касается русской литературы, то я в последнее время наблюдаю, что классику все-таки покупают меньше, чем современную», — добавила она.

Но одного интереса к чтению недостаточно, чтобы называться книжным городом. Та же Ольга Вахитова посетовала на пассивность аудитории, когда в ее магазине проходят встречи с известными писателями. И это не связано с низкой информированностью публики о таких событиях.

«В прошлом году у нас был Водолазкин (российский писатель и литературовед Евгений Водолазкин. — Прим. ред.), — рассказала она. — Тогда только что вышли его новые романы, вся страна их обсуждала. Мы обзвонили все вузы и сказали: приводите студентов, ведь это уникальная возможность. Но в результате было всего несколько человек из педуниверситета, ЮУрГУ и ЧелГУ. Для меня это просто беда».

По мнению писателя Максима Бодягина, для Челябинска это стандартная ситуация: горожане жалуются, что им некуда ходить, но при этом сами никуда не ходят. Однако прошлогодняя Южно-Уральская книжная ярмарка показала, что это не всегда так.

«Я не ожидал от Челябинска такого. Народищу было немерено, просто невероятно! — поделился впечатлениями поэт Янис Грантс. — Это было совершенно здорово, в этом году будет, наверно, еще лучше».

Писатель и издатель Олег Синицын обратил внимание, что книжная ярмарка и другие подобные мероприятия — это, конечно, хорошо, но в реальности отношение к писательскому труду в Челябинске оставляет желать лучшего. Доказательством тому — многочисленные факты, когда многие авторы уехали отсюда и сегодня работают в других городах. В качестве одной из мер он предложил ввести квоту на продажу книг челябинских авторов в сетевых книжных магазинах, работающих в городе.

Писатель Ульяна Бисерова возразила на это, что хорошие книги так или иначе найдут дорогу к своему читателю.

«Я, может быть, даже не считаю себя челябинским писателем. Мне кажется, такая местечковость немного вредит. Сейчас везде идет укрупнение рынка, это общая тенденция. Когда стагнируют продажи печатных книг и многое уходит в электронный вид, выживают только крупные издательства, — отметила она. — Искусственное регулирование не нужно, рынок сам решит, какой автор нужен и востребован».

В этой ситуации авторы все чаще становятся промоутерами самих себя, выпуская книги с помощью интернет-сервисов типа Ridero.

«Автору от издательства нужно только одно — промо. Если оно не промотирует автора, то оно не нужно. Оно становится раздражающим посредником между тобой и аудиторией», — поддержал коллегу Максим Бодягин.

Поделиться

Вчера | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

05.10.2018 | 09:25
Спаси и сохрани. Один из редких видов жуков обитает только в горных тундрах Южного Урала

Ученые говорят, что ему требуется особая защита.

25.09.2018 | 21:28
В Челябинске объявлен режим ЧС из-за «мусорного коллапса»

Об этом сегодня, 25 сентября, сообщил журналистам глава Челябинска Евгений Тефтелев.

Новости   
Спецпроекты