Квота не поможет. Челябинским писателям посоветовали самим пробивать себе дорогу на рынок
Челябинск занял 11-е место в рейтинге самых читающих городов России и с каждым годом улучшает свои позиции.
- О взрослой жизни детских писателей. ФЛЮС Ефима Ховива и реабилитация Сергея Черепанова
- Ремонт памяти. Зачем челябинскому писателю четвертое измерение?
- Владимир Торин: «Писатель — это гуманист»
Как рассказала директор Челябинской областной универсальной научной библиотеки Наталья Диская, вышеупомянутый рейтинг составляет Российская книжная палата, опираясь не только на статистику книжных магазинов и библиотек, но и на такие критерии, как развитость книжной инфраструктуры и проведение массовых мероприятий по продвижению книги и чтения. Результат Челябинской области она считает безусловным успехом.
«Это доказывает, что у нас многое получается и мы отвечаем на запросы наших читателей, которые они нам предъявляют», — считает Наталья Ивановна.
Какая же литература сейчас наиболее востребована у южноуральских читателей? По словам замминистра культуры Челябинской области Ирины Анфаловой-Шишкиной, официальная статистика говорит, что, как и во всей остальной России, это в первую очередь учебники, детская художественная и специализированная научная литература.
«Причем книги для детей носят сегодня такой несколько подарочный характер. Потому что дети сегодня мыслят клипово, им нужно яркое, но не всегда книга становится для них настольной и любимой. Тут нам есть над чем подумать», — отметила она.
Несколько иную картину читательских вкусов рисует структура розничных продаж. Директор челябинского магазина сети «Библио-Глобус» Ольга Вахитова сообщила, что чаще всего покупают познавательную и художественную литературу для детей. На втором месте зарубежная художественная литература (в основном классическая), а на третьем — массив книг, связанных с психологией и «самокопанием».
«Что касается русской литературы, то я в последнее время наблюдаю, что классику все-таки покупают меньше, чем современную», — добавила она.
Но одного интереса к чтению недостаточно, чтобы называться книжным городом. Та же Ольга Вахитова посетовала на пассивность аудитории, когда в ее магазине проходят встречи с известными писателями. И это не связано с низкой информированностью публики о таких событиях.
«В прошлом году у нас был Водолазкин (российский писатель и литературовед Евгений Водолазкин. — Прим. ред.), — рассказала она. — Тогда только что вышли его новые романы, вся страна их обсуждала. Мы обзвонили все вузы и сказали: приводите студентов, ведь это уникальная возможность. Но в результате было всего несколько человек из педуниверситета, ЮУрГУ и ЧелГУ. Для меня это просто беда».
По мнению писателя Максима Бодягина, для Челябинска это стандартная ситуация: горожане жалуются, что им некуда ходить, но при этом сами никуда не ходят. Однако прошлогодняя Южно-Уральская книжная ярмарка показала, что это не всегда так.
«Я не ожидал от Челябинска такого. Народищу было немерено, просто невероятно! — поделился впечатлениями поэт Янис Грантс. — Это было совершенно здорово, в этом году будет, наверно, еще лучше».
Писатель и издатель Олег Синицын обратил внимание, что книжная ярмарка и другие подобные мероприятия — это, конечно, хорошо, но в реальности отношение к писательскому труду в Челябинске оставляет желать лучшего. Доказательством тому — многочисленные факты, когда многие авторы уехали отсюда и сегодня работают в других городах. В качестве одной из мер он предложил ввести квоту на продажу книг челябинских авторов в сетевых книжных магазинах, работающих в городе.
Писатель Ульяна Бисерова возразила на это, что хорошие книги так или иначе найдут дорогу к своему читателю.
«Я, может быть, даже не считаю себя челябинским писателем. Мне кажется, такая местечковость немного вредит. Сейчас везде идет укрупнение рынка, это общая тенденция. Когда стагнируют продажи печатных книг и многое уходит в электронный вид, выживают только крупные издательства, — отметила она. — Искусственное регулирование не нужно, рынок сам решит, какой автор нужен и востребован».
В этой ситуации авторы все чаще становятся промоутерами самих себя, выпуская книги с помощью интернет-сервисов типа Ridero.
«Автору от издательства нужно только одно — промо. Если оно не промотирует автора, то оно не нужно. Оно становится раздражающим посредником между тобой и аудиторией», — поддержал коллегу Максим Бодягин.
Поделиться