Пытка тестированием? Челябинских школьников заставят сдавать экзамены в тестовой форме уже с 4‑го класса
В федеральных изданиях появилась информация о том, что с 2015 года Министерство образования и науки РФ планирует ввести проверочное тестирование для учеников 4-х классов, чтобы с младых ногтей школьники готовились к той форме выпускных экзаменов, которая ждет их в 9-м и 11-м классах.
— В чем особенность промежуточной аттестации учеников 4-х классов?
— Эта методика не нова. Такие тесты дети сдавали и раньше. Сначала — по русскому языку и математике, а с прошлого года добавилось тестирование по предмету «Окружающий мир». В школах эта форма проверки знаний проходит как региональный мониторинг индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов. Каких‑то особенностей в ней нет. Школьники знают о том, что их ждет, и заранее готовятся к тестированию, поэтому это не является для них неожиданностью.
На итоговую оценку за обучение в начальной школе результаты тестирования не влияют. Главный фактор — это то, как ребенок учился в течение первых четырех лет в целом. Дети с ограниченными возможностями от этих тестов освобождаются.
— Не являются ли эти тесты стрессом для маленьких школьников?
— Стресса никакого нет. Напротив, это помогает ребятам активизироваться в процессе учебы, ведь они знают, что в конце года их ждет особенная проверка знаний. Это также повышает активность и включенность в образовательный процесс родителей, которым приходится теперь в большей степени контролировать подготовку ребенка. В крайнем случае, теперь в школах в обязательном порядке в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом осуществляется психологическое консультирование детей и родителей.
— Многие критикуют ЕГЭ за то, что школьники перестают мыслить творчески, механически выполняя однотипные варианты тестов, к которым готовятся целый год. Не получится ли, что теперь уже с 4‑го класса школьники будут приучаться к такой форме мысли?
— Конечно, определенный момент натаскивания присутствует. Но так было всегда. И раньше, до ЕГЭ, учителя занимались тем, что готовили учащихся к определенным вопросам и задачам, которые им предстояло потом решить на выпускном экзамене. А вот вступительные испытания в вузах тогда совершенно отличались от школьных. Задания были в разы сложнее, чем сейчас.
— Значит ли это, что ЕГЭ, столько лет подвергавшийся нещадной критике, кажется, занял свою нишу и даже получил какое‑то признание?
— Лично я не могу сказать, что ЕГЭ — это однозначно плохо. Да, раньше поступить было сложнее. Зато теперь школьники могут подготовиться к решению задач любой сложности, хорошо сдать экзамен и в итоге поступить в любой вуз страны. К тому же сегодня меняется и форма ЕГЭ. К примеру, часть А, то есть собственно тестовая часть, с этого года сведена на нет и заменена более творческими, развернутыми заданиями. Поэтому Единый государственный экзамен, на мой взгляд, имеет свои преимущества.
От редакции: В пресс-службе министерства образования и науки Челябинской области подтвердили, что всеобщие проверочные работы в форме промежуточных аттестаций для учеников 4-х классов действительно проводятся уже несколько лет, но в пилотном варианте. Теперь новый механизм проверки знаний школьников заработает в полную силу.
Поделиться